Экология, лесное хозяйство и природопользование
Охрана окружающей среды
Охрана атмосферы.Ситуация с загрязнением атмосферного воздуха в Ульяновской области в минувшем году сложилась удовлетворительная.
Анализ загрязнения атмосферного воздуха г. Ульяновска за 2014 год показывает, что концентрации взвешенных веществ (пыли), диоксида серы, оксида углерода и оксида азота не превышали допустимых концентраций.
Ведущими загрязнители атмосферного воздуха среди промышленных предприятий и автотранспорта в городе Ульяновске как и в предыдущем году являются предприятия теплоэнергетики: Ульяновские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 - источники диоксида азота, оксида углерода с количеством населения под их воздействием 615306 человек областного центра, что составляет 96,4% населения города. Значимыми загрязнителями воздуха являются ОАО «Ульяновский автомобильный завод» с выбросами диоксида азота, оксида углерода (219900 человек под воздействием). Ульяновский комбинат строительных материалов с выделением пыли неорганической, содержащей двуокись кремния менее 20%, диоксида азота (219900 человек под воздействием), ОАО «Волжские моторы» выбросами диоксида азота, оксида углерода (75100 человек под воздействием).
Запыленность Ульяновска за текущий год находилась в пределах нормы. Загрязнение атмосферного воздуха на территории Ульяновской области с превышением более 5 предельно – допустимых концентраций в 2014 году не зарегистрировано.
В 2014 году выдано 120 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Для осуществления непрерывных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в рамках подпрограммы «Охрана окружающей среды» государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П предусмотрено финансирование в ежегодном размере 2,0 млн.рублей стационарных метеопостов в г.Новоульяновске и г.Димитровграде..
Прорабатывается вопрос об открытии в период 2016-2018 годы дополнительных постов мониторинга окружающей среды в муниципальных образованиях «город Барыш», «город Инза», «р.п.Новоспасское», что обеспечит достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха более 50 тыс.человек, проживающих в данных муниципалитетах.
Водные ресурсы.В 2014 году на территории муниципалитетов Ульяновской области проводились единые экологические дни, дни чистой Волги, также подписана декларация о Волге, которая носит масштабный, межрегиональный характер и касается работы в рамках улучшения состояния реки. Только за прошлый год состояние воды в Волге, вернее в Куйбышевском водохранилище, на территории нашего региона существенно ухудшилось, перейдя из класса качества «весьма загрязнённая» в класс «очень загрязнённая».
В рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов в 2014 году за счёт субвенций федерального бюджета продолжены работы по регулированию русел рек Барыш и Карсунка у р.п. Карсун.
Общая стоимость работ составляет более 100 миллионов рублей, протяжённость работ в соответствии с проектом 9,2 км. В целом, реализация проекта позволит защитить 535 человек, проживающих в зоне подтопления и затопления территории, предотвратить ущерб на сумму 197,63 млн. рублей.
В 2014 году заключён новый трехгодичный государственный контракт на продолжение работ по регулированию русла рек Барыш и Карсунка у р.п. Карсун на общую сумму 45,8 млн. рублей (до 2016 года включительно). В 2014 году проведены работы по расчистке и регулированию русла реки Барыш на протяжении 1,1 км на общую сумму 20,0 млн.рублей.
В рамках переданных полномочий по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ульяновской области проводится капитальный ремонт 4 гидротехнических сооружений:
· Капитальный ремонт ГТС на р. Калде у с. Калда в МО «Барышский район» Ульяновской области;
· Капитальный ремонт ГТС на реке Вязовка МО «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области;
· Капитальный ремонт ГТС на р. Какорма у с. Репьёвка в МО «Инзенский район;
· Капитальный ремонт ГТС на реке Елаурка у с. Елаур в МО «Сенгилеевский район».
В текущем году подготовлена проектно-сметная документация по:
· капитальному ремонту гидротехнического сооружения пруда на р. Свияге у р.п. Ишеевка в муниципальном образовании «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области. Ориентировочная стоимость строительных работ составляет более 15 млн. рублей. При не проведении работ по капитальному ремонту возможен прорыв плотины и затопление жилищной зоны – более 42 домов, где проживают более 140 человек;
· капитальному ремонту ГТС на р. Юлово у с. Юлово в МО «Инзенский район». Ориентировочная стоимость строительных работ составляет 14 млн. рублей. При не проведении работ по капитальному ремонту возможен прорыв плотины и затопление южной часть с. Юлово, с. Елизаветино и г. Инзы, в том числе в зоне возможного подтопления находятся 1 автодорожный и 1 железнодорожный мост и лесной фонд Инзенского лесничества. В зону затопления могут попадать 167 домов, где проживают более 500 жителей.
В 2015 году эти проекты будут представлены на защиту бюджетных проектировок в Росводресурсах, для привлечения федеральных средств на проведение строительных работ в 2016 году. Кроме того, в 2015 году также запланировано разработка проектов по капитальному ремонту 2 потенциально опасных, аварийных ГТС в Чердаклинском и Старокулаткинском районах.
Экологический контроль.За 2014 год в рамках деятельности по экологическому контролю проведено 130 плановых и 18 внеплановых проверок, вынесено 37 определений о проведении административного расследования. В ходе проведения плановых проверок возбуждено 78 дел об административных правонарушениях, привлечено административной ответственности 54 лиц, выдано 22 предписания об устранении 61 пункта выявленного нарушения. Проверен 141 объект регионального надзора.
В рамках осуществления надзора за исполнением требований при планировании, размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов 4 юридических, 3 должностных и 2 физических лица привлеклись к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. Наложено штрафов на сумму 88 тыс. рублей.
В рамках осуществления надзора за охраной атмосферного воздуха по результатам проведенных проверок у 6 субъектов проверок выявлено 7 нарушений установленных требований в области охраны атмосферного воздуха, на 6 должностных лиц наложены штрафы на сумму 230 тыс. руб., решением суда приостановлена деятельность 1 юридического лица. Всего выявлено 23 нарушения. Привлечено к административной ответственности 5 юридических лица и 14 должностных лиц, взыскано 1 млн. руб. Решениями судов приостановлена на 90 суток деятельность 2 юридических лиц.
В рамках надзора за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий зафиксировано 2 нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ Ульяновской области, материалы в отношении граждан находятся на рассмотрении в суде.
Проведено 20 рейдовых выездов по осуществлению охраны объектов животного мира на территории ООПТ. Фактов нарушения природоохранного законодательства не выявлено.
В результате рассмотрения обращений граждан возбуждено дело по ст. 8.35 КоАП РФ, должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 15 тыс. рублей.
Особо охраняемые природные территории.В Ульяновской области имеется 142 особо охраняемые природные территории областного значения, образованных в соответствии с правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти Ульяновской области за период с 1961 по 2014 годы, из них:
· 125 памятников природы;
· 17 государственных природных заказников.
Общая площадь всех существующих ООПТ составляет 180 тыс. га, или 4,8 % от площади Ульяновской области, тем самым с 2012 года область приблизилась к ведущим природоохранным регионам, у которых площадь заповедных земель составляет 5 и более % от общей площади территорий.
Вся работа ведется в соответствии с Программой развития системы территориальной охраны природы Ульяновской области на период 2011- 2016 годы, от 09.06.2011 № 69-ПЛ и постановлением Правительства Ульяновской области от 17.05.2012 № 226-П.
В 2014 году проведены комплексные экологические обследования памятников природы Ульяновской области «Урочище «Орешник» и «Чёрное озеро» обосновывающие увеличение их границ. В настоящее время проекты соответствующих Постановлений Правительства Ульяновской области проходят необходимое согласования.
06.10.2014 на совещании у Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского был решен вопрос организации национального парка «Сенгилеевские горы». Были окончательно согласованы его границы и в поручениях Министра утверждена дата завершения подготовки постановления Правительства России 01.07.2015.
Контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду.В рамках контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду выявлены 119 случаев невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. К административной ответственности привлечено 117 юридических и должностных лиц, в т.ч. 10 юридических лиц. Наложено штрафов за невнесение платы за НВОС в установленные сроки на сумму 671 тыс. руб.
Министерством на 2014 год приняты обязательства по обеспечению дополнительных поступлений ПНВОС в консолидированный бюджет области в сумме 10,0 млн. рублей. По состоянию на 01.12.2014 года дополнительные поступления платы в консолидированный бюджет составили 9 706,2 тыс. рублей, из них в областной – 4 853,1 тыс. рублей.
Надзор за использованием и охраной водных объектов.В рамках надзора за использованием и охраной водных объектов в результате проведения надзорных мероприятий выявлено в области водных отношений 23 нарушения. Всего по фактам нарушения водного законодательства наложено штрафов на сумму 263,5 тыс. руб.
Контроль и надзор за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.В рамках контроля и надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания проведено 42 рейдовых выезда по охране водных биологических ресурсов, составлено 1 646 протоколов, наложено штрафов на сумму 6,1 млн. рублей. Изъято 3216 орудий лова и 528 транспортных средства, передано в следственные органы 31 дело, возбуждено 30 уголовных дел.
Сотрудниками отдела проведено 146 рейдовых выезда по охране охотничьих угодий. Составлен 21 протокол об административном правонарушении. За незаконную добычу объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, предъявлен иск о возмещении ущерба охотничьему фонду на сумму 186,3 тыс. рублей.
Также, в рамках сохранения охраняемых видов, встречающихся на территории Ульяновской области, в настоящее время подготовлен и проходит необходимые согласования проект Постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении перечня (списка) объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Ульяновской области и перечня (списка) объектов животного и растительного мира, исчезнувших с территории Ульяновской области».
Надзор за деятельностью в сфере обращения с отходами.В рамках осуществления надзора за деятельностью в сфере обращения с отходами выявлено 12 нарушений в сфере обращения с отходами, по результатам которых выдано 9 предписаний. Наложено 15 штрафов на общую сумму 335 тыс. руб. В ходе надзорной деятельности в текущем периоде 2014 года в области обращения с отходами зафиксировано 95 нарушений (протоколами, актами фиксации), по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления). В целом, за нарушение в области обращения с отходами производства и потребления наложено штрафных санкций на общую сумму 1 637 тыс. руб.
В ходе рассмотрения обращений граждан по вопросам образования небольших по объёмам свалок направлено 28 писем главам МО и хозяйствующим субъектам с требованием ликвидировать свалки. «Кустовыми» инспекторами применяется практика совместных с представителями администраций муниципальных образований объездов территории населённых мест с целью выявления несанкционированных свалок ТБО.
В рамках мониторинга работ по ликвидации свалок в муниципальных образованиях области по состоянию на 01.12.2014 администрациями МО выявлены 732 свалки, объёмом 72 579 м3, ликвидировано 642 свалок, объёмом 70 832 м3.
Проблема несанкционированных свалок ТБО в муниципальных образованиях, и прочие вопросы экологической муниципальной проблематики возникли и от того, что долгое время не было взаимодействия между региональными природоохранными органами власти и экологами предприятий, была односторонняя связь в виде проверок предприятий на соблюдение природоохранного законодательства.
Взаимодействие с обществом.С целью совершенствования взаимодействия органов власти с гражданским обществом, в 2014 году был созван новый состав Экологической палаты Ульяновской области и создано Экологическое правительство. Благодаря Экоправительству установлено тесное взаимодействие между главными экологами районов, Минприроды Ульяновской области, территориальными федеральными органами власти, которое приводит к быстрой выработке наиболее эффективных решений по самым сложным и проблемным экологическим вопросам региона. За 2014 год было проведено порядка 20 заседаний и встреч Экологического правительства и Экологической палаты Ульяновской области, через согласование с Экологической палатой прошло 6 природоохранных НПА.
Также в 2014 году создан Совет промышленных экологов Ульяновской области, в который вошли экологи предприятий Ульяновской области, представители Управления Росприроднадзора по Ульяновской области. На заседаниях активно обсуждались вопросы охраны окружающей среды, изменения в природоохранное законодательство. В рамках создания площадки для конструктивного диалога с 01 по 05 июня 2014 года была проведена IV Поволжская экологическая неделя. Благодаря этому мероприятию на ульяновской земле была организована авторитетная экспертная площадка для обсуждения и выработки необходимых рекомендаций по проблемам экологии и устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа.
Продолжая укреплять сеть всероссийского природоохранного взаимодействия, 28 ноября Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов и председатель общероссийского общественного экологического движения «Зеленая Россия» К.Ю. Курченков подписали соглашение о сотрудничестве. Проект направлен на привлечение молодежи к природоохранной деятельности.
Лесное хозяйство
Общая характеристика лесного фонда. Ульяновская область на 26% своей территории покрыта лесами, которые являются важнейшим природным экономическим потенциалом и экологическим каркасом региона. Общая площадь лесов – 1046,3 тыс.га, в том числе на землях лесного фонда – 1026,3 тыс.га. По площади лесов, расположенных на землях лесного фонда, Ульяновская область занимает 8-е место по Приволжскому Федеральному округу. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда леса области отнесены к эксплуатационным и защитным лесам. Площадь защитных лесов составляет 80 % территории лесного фонда, эксплуатационных 20 %.
Общий запас древесины по данным учета лесного фонда на 01.01.2015 составляет 164,9 млн.м3. По запасу древесины Ульяновская область занимает 8-е местопо Приволжскому Федеральному округу. Основными лесообразующими породами лесов Ульяновской области являются сосна, дуб, береза, осина. Площадь с преобладанием хвойных пород составляет 49% от всей лесопокрытой площади, твердолиственных - 7%, мягколиственных - 44%.
На 01.01.2015 на государственный кадастровый учёт из земель лесного фонда поставлено 522,23 тыс.га, что составляет 51% от общей площади земель лесного фонда Ульяновской области. На 01 января 2014 года на кадастровый учет было поставлено 360,8 тыс. га земель лесного фонда или 35%. В 2014 год работы по постановке на кадастровый учет проведены на площади 161,4 тыс. га. Площадь земель лесного фонда поставленных на кадастровый учет увеличилась на 16%.
В 2014 году были сформированы и направлены на государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации документы по кадастровому учёту границ земель лесного фонда Барышского, Вешкаймского, Инзенского, Николаевского, Тереньгульского, Ульяновского лесничеств
Финансирование.На исполнение переданных полномочий в области лесных отношений из Федерального бюджета в 2014 году выделено финансирование в объёме 173 млн. рублей. Кроме того, на 2,5 млн. рублей была приобретена лесопожарная техника, которая направлена в ОГБУ «Пожарная безопасность» для выполнения работ по тушению лесных пожаров.
Контрольные и управленческие функции на территории лесного фонд Ульяновской области осуществляют 19 казённых учреждений (лесничеств) с численностью работников 507 человек. В 2014 году в результате оптимизации расходов федерального бюджета заработная плата была повышена на 20% и составила у работников административно управленческого персонала 16 тыс. рублей. В 2015 году заработная плата будет увеличена на 5%.
Использование лесных ресурсов.Ежегодная расчетная лесосека на 2012-2018 годы утверждена в пределах 1906,1 тыс.м³ , в том числе по хвойному хозяйству – 923,3 тыс. м³.
Общий объём заготовки древесины за 2014 год составил 978,9 тысяч м3 что на 2% больше объёма заготовленного в 2013 году. По хвойному хозяйству лесосека освоена на 85% - на уровне 2013 года. Арендаторами лесных участков заготовлено 875,8 тыс.м3 что на 2% выше уровня 2013 года.
Процент освоения расчетной лесосеки на лесных участках, переданных в аренду составляет 64,9% что на 3,6% превышает уровень 2013 года (867,1 тыс. м3) При уходе за лесом (прореживание и проходные рубки) заготовлено 177,3 тыс. м3, что выше уровня 2013 г. на 12,9 тыс. м3 или на 7%.
К положительным тенденциям в лесопользовании за последние годы можно отнести снижение потерь древесины: объемы недорубов и размер не очищенных после вырубки площадей уменьшились в 2 раза.
Аренда лесных участков.По состоянию на 01.01.2015 заключено 470 договоров аренды лесных участков. Арендные отношения распространяются на площадь 775,6 тыс.га или 76 % от общей площади земель лесного фонда, из них:
· 725,5 тыс.га используется для заготовки древесины (82 договора аренды);
· 48,9 тыс.га для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (7 договоров);
· 326,1 га для рекреационной деятельности (263 договоров);
· 578 га для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых (60 договоров);
· 87,8 га для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (44 договора);
· 19,6 для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (14 договоров).
Проведение лесоустройства на территории Ульяновской области.Площадь лесов Ульяновской области давностью лесоустройства свыше 20 лет составляет 216,7 тыс. га (21% от площади земель лесного фонда). Планируется утверждение материалов лесоустройства:
· Кузоватовского участкового лесничества Кузоватовского лесничества (площадь 12386 га);
· Карсунского лесничества (площадь 52890 га).
Проблемное поле:
В 2015 истекает срок действия лесоустроительных документов на лесничества, в которых лесоустройство проводилось в 2005 г., и площадь лесов с давностью лесоустройства более 10 лет увеличится до 557,5 тысяч гектаров.
В 2016 истекает срок действия лесоустроительных документов на лесничества, в которых лесоустройство проводилось в 2006 г., и площадь лесов с давностью лесоустройства с давность более 10 лет увеличится до 874,1 тысяч гектаров.
Пути решения: привлечение дополнительных средств федерального бюджета на условиях софинансирования областного бюджета и средств арендаторов в рамках государственно-частного партнёрства.
Воспроизводство лесных ресурсов. За 10 лет с 2004 года проведено искусственное лесовосстановление в Ульяновской области на площади 20 тыс. га.
Искусственное лесовосстановление на территории лесного фонда Ульяновской области 2014 года проведено на площади 1966,8 га при плане 1500 га (131 % от планового объема). В целях повышения продуктивности лесов ежегодно проводится закладка лесных культур посадочным материалом выращенным из семян с улучшенными наследственными свойствами и высокими посевными качествами. За последние 10 лет площадь таких культур в среднем составила 46% от общей площади созданных лесных культур.
Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок на землях лесного фонда в 2014 году составило 100,9%. Этот показатель говорит о том, что искусственное восстановление лесов осуществляется на всех площадях лесного фонда, пройденных рубками. В 2004 году данный показатель составлял 48%.
Подготовка почвы под лесные культуры будущего года проведена на площади 1604,3 га при плане 1500 га , что составляет 107% от планового объёма.
По материалам инвентаризации в лесных питомниках области по состоянию на 01.01.2015 имеется 8,5 млн.шт. стандартного посадочного материала из них 1,3 млн. шт. с улучшенными наследственными свойствами.
Потребность на весну 2015 года составляет 18,7 млн.шт. Дефицит посадочного материала составляет 10,1 млн.шт.
Данная ситуация сложилась в связи с недостаточным объёмом закладки лесных питомников весной 2013 года, и низким выходом посадочного материала с единицы продуцирующей площади. Имеющегося посадочного материала с учётом закладки лесных культур дуба, достаточно для выполнения планового задания по искусственному лесовосстановлению на площади 1500 га.
Для дополнения лесных культур посадочный материал будет приобретён в соседних субъектах в соответствии с требованиями лесосеменного районирования. Работа по поиску и приобретению стандартного посадочного материала ведётся.
По состоянию на 01.02.2015 года заготовлено и переработано 17 тонн шишек сосны обыкновенной, получено 2 тонн семян. Выход семян составил 1,11 %. Кроме того заготовлено и заложено на хранение 30 тонн желудей дуба черешчатого.
Проблемное поле:
· Дефицит стандартного посадочного материала в результате сокращения продуцирующих площадей лесных питомников и низкого уровня ведения питомнического хозяйства.
· Дефицит семян основных лесообразующих пород.
Пути решения:
· Увеличение посевных площадей лесных питомников за счёт безвозмездного предоставления участков лесного фонда для выращивания посадочного материала лесных растений в целях удовлетворения собственных потребностей при проведении лесокультурных работ.
· Создание страхового фонда семян лесных растений.
· В 2015 доведено государственное задание до ОГБУ «Пожарная безопасность» на посев питомника на площади 1 га и формирование страхового фонда лесных семян в количестве 94 кг.
Охрана и защита леса
Профилактические противопожарные мероприятия в 2014 году выполнены в полном объёме в соответствии с доведённым планом, что позволило не допустить распространения пожаров на большие площади, тем самым предотвратить ущерб, наносимый лесному фонду Ульяновской области.
Тушение лесных пожаров на территории Ульяновской области возложено на Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности», имеющий 14 филиалов в лесничествах области. В том числе, в 2014 году создано дополнительно 2 ПХС - в Тереньгульском и Старомайнском лесничествах. На арендованных территориях тушение лесных пожаров осуществляют арендаторы лесных участков. Региональной диспетчерской службой зафиксировано 42 природных пожаров на землях не входящих в лесной фонд с общей площадью на момент ликвидации 222,34 га, которые потушены подразделениями ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» и арендаторами лесных участков.
По данным учёта лесных пожаров по состоянию на 31.12.2014 года ликвидировано 42 лесных пожара общей площадью 38 га, средняя площадь – 0,9 га. Затраты на тушение 1 га составили 10,4 тыс. руб. Соответственно на тот же период 2013 года зафиксировано 16 пожаров общей площадью 17,1 га, средняя площадь - 1,1 га.
Защита лесов от вредителей и болезней.Для предотвращения усыхания дубовых насаждений в мае 2014 года в лесном фонде Павловского лесничества были выполнены работы по локализации и ликвидации очагов зелёной дубовой листовертки и непарного шелкопряда на площади 2340,5 га за счёт средств федерального бюджета на сумму 1779,8 тыс. рублей.
Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесном фонде Ульяновской области проведены на площади 291 га. в соответствии с доведённым планом.
В 2012 году на площади около 200 га. были обнаружены и зарегистрированы очаги шелкопряда-монашенки.
В 2013 году площадь очагов составила уже 12,2 тыс. га.
Появление очага опасного вредителя был оставлен без внимания, борьба с ним не проводилась.
В 2014 году был составлен проект для борьбы с шелкопрядом монашенкой и с Рослесхозом был решён вопрос о выделении дополнительного финансирования в размере 20 млн. руб. для ликвидации очага опаснейшего вредителя хвойных насаждений.
Проблемное поле:
Необходима ликвидация последствий засухи и пожаров 2010 года и ликвидация очага шелкопряда монашенки на площади около 15 тыс. га. в Барышском и Николаевском районе.
Пути решения:
Проведение истребительных мер борьбы за счёт дополнительного финансирования из федерального бюджета в сумме 20,0 млн. руб.
Платежи за использование лесов в 2014 году.План поступления платежей в бюджет за 2014 года составил 209,0 млн. рублей, в том числе в:
· федеральный бюджет 107,0 млн. рублей.
· областной бюджет 102,0 млн. рублей.
Поступило платежей от использования лесов – 243,6 млн. рублей, перевыполнение составляет 34,6 млн. рублей, в том числе:
· федеральный бюджет – 110,7 млн. рублей, перевыполнение 3,7 млн. рублей;
· областной бюджет – 132,9 млн. рублей, перевыполнение 30,9 млн. рублей.
Объём платежей от использования лесов к уровню 2004 года увеличился в 3 раза. В 2015 году планируется увеличение поступления платежей от использования лесов на 7% или от 7 до 10 млн. руб.
Доход с одного гектара лесной площади в Ульяновской области составляет 236 руб., что в 2 раза превышает уровень 2004 года, и является самым высоким среди субъектов ПФО, в том числе и многолесных.
О контрольно – надзорных мероприятиях.Руководство всей деятельностью по государственному лесному надзору на территории Ульяновской области осуществляет Министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Контрольно-надзорными полномочиями Министерство наделено с 01 января 2008 года. В период с 2008 по 2014 годы включительно проверено 6193 лесопользователей. Плановые мероприятия выполнены в полном объёме.
В среднем за 10 лет выявлялось незаконной рубки 123 случая в год. Объём незаконной рубки в 2014 году составил 1818 куб.м., что на 700 куб.м., меньше среднего показателя за последние 10 лет.
Ущерб, причинённый незаконной рубкой в 2014 году, уменьшился по сравнению со средними показателями за 10 лет на 10,8 тыс. руб.
Также, в 2013-2014 гг возросли показатели по числу оплаченных добровольно исков возмещения вреда, причинённого лесному фонду. За последние 10 лет в среднем оплачено добровольно 31 исковое требование, в 2013 году 51, в 2014 году 47 исковых требований.
Лиц, привлечённых к уголовной ответственности за незаконную рубку, в 2014 году увеличилось по сравнению со средними показателями за последние 5 лет в 1,5 раза с 20 лиц до 34.
В целях усиления борьбы с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины ежегодно на территории области проводится межведомственная профилактическая операция «Лес», в ходе которой организуются совместные с отделами Минприроды Ульяновской области в лесничествах, отделами ГИБДД УВД по Ульяновской области дежурства на постах по проверке транспортных средств, перевозящих древесину.
Лесопромышленный комплекс Ульяновской области.Общее число предприятий всех форм собственности в лесопромышленном комплексе Ульяновской области – свыше 300, с численностью работающих около 7000 человек.
Индекс промышленного производства в обработке древесины и производства изделий из дерева за январь – декабрь 2014 года составил 98,9%, за аналогичный период прошлого года индекс составлял – 98,5%.
За 2014 год производство пиломатериалов составило 146,7 тыс. куб.м. или 113,4% к аналогичному периоду 2013 года, производство клеёной фанеры – 30,2 тыс. куб.м или 117,2% к уровню прошлого года.
По итогам 2014 года объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в обработке древесины и производства изделий из дерева составил 5 507,1 млн. руб., что составило 102,1% к уровню прошлого года. К уровню 2004 года объём отгруженных товаров вырос в 7 раз (786,6 млн. руб.) или на 4 720,5 млн. руб.
В 2014 году с 1 куб.м. заготовленной древесины получено товарной продукции на сумму 5 620 руб. Данный показатель отражает степень глубины переработки древесины. Для сравнения - при реализации заготовленной древесины в круглом виде он составляет 1 500 руб.
Доля объёма отгруженной продукции по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева» в общем обрабатывающем производстве региона составила 3,1%.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Ульяновской области. За 2014 года от лесной отрасли в бюджет Ульяновской области поступило налоговых доходов в общей сумме 223,2 млн. руб., что на 15,2% или на 29,5 млн. руб. превышает поступление налогов аналогичного периода прошлого года, в том числе по видам экономической деятельности:
· «Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области» - 41,4 млн. руб., рост на 0,5% или на 0,3 млн. руб.
· «Обработка древесины и производство изделий из дерева» - 181,8 млн. руб., рост на 19,2% или на 29,2 млн. руб.
Кроме этого в 2014 году поступило платежей от использования лесов в областной бюджет в сумме 132,9 млн. руб.
Всего от лесной отрасли в бюджет Ульяновской области поступило 356,1 млн. руб.
Инвестиционная привлекательность.В обработку древесины и производство изделий из дерева привлечено инвестиций в сумме 805,8 млн. руб., а именно:
· по предприятиям лесопромышленного комплекса – 408,2 млн. руб;
· средства арендаторов, направленные на ведение лесного хозяйства, за 2014 год составили 183,4 млн. руб.
· ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» привлечено инвестиций на 71,8 млн. руб.
· инвестиции в производство межкомнатных дверей – 142,4 млн. руб.
В настоящее время реализуются следующие инвестиционные проекты:
· Реализуется проект по организации производства клеёного бруса и установки тарной линии на базе ИП Абрамов Г.И. Кузоватовского района. Общий объём инвестиций 6,0 млн. рублей, фактически привлечено 4,0 млн. руб. Срок реализации проекта 2015 год. Реализация данного проекта позволит создать 10 новых рабочих мест.
· ИП Филлиповым Ю.В. в с. Мордовская Темрязань, Барышского района установлена линия глубокой переработки древесины. Общий объём инвестиций составил 19 млн. рублей. В рамках реализации данного инвестиционного проекта в с. Мордовская Темрязань создано 15 новых рабочих мест. При выходе производства на расчётную мощность дополнительно будет создано дополнительно 10 новых рабочих мест.
· На базе ООО «Зелёный дом» планируется к реализации инвестиционный проект «Строительство цеха по производству пеллет». Начало реализации проекта – январь 2015 год. Общий объём инвестиций – 10,0 млн. руб. Реализация данного инвестиционного проекта позволит создать порядка 10 новых рабочих мест. В настоящее время рассматривается вопрос по приобретению пеллетного оборудования на сумму 7,0 млн. руб.
· На базе ООО «Лес-Юг» Николаевского района реализуются инвестиционные проекты суммой 6,5 млн. руб. в части углежжения некондиционной древесины и отходов от переработки лесосек
· ООО «Лесная долина» Николаевского района заключен предварительный договор с ООО «Платина Вуд» г. Москва по строительству цеха по переработке мелкотоварной древесины с суммой привлечения инвестиций в размере 150 млн. руб.
В целях эффективного использования лесов, повышения уровня глубокой переработки древесного топлива для развития малой биоэнергетики на территории Ульяновской области развитием пеллетного производства занимаются 7 предприятий с общей производственной мощностью 20,4 тыс. тонн пеллет в год:
· На территории муниципального образования «Старомайнский район» индивидуальным предпринимателем ИП Ваганов Н.В. запущено производство по выпуску древесных топливных гранул (пеллет). Производственная мощность технологической линии составляет 240 тонн в месяц.
· Компанией ООО «Лесная нива» на территории муниципального образования «Старомайнский район» реализуется проект по сборке пеллетных котлов и пеллетного производства». Фактически привлечено инвестиций в сумме 348,0 млн. руб. На предприятии будет создано более 80 новых рабочих мест со средней заработной платой свыше 30 тыс. руб. Объём производства пеллет составит - 40 тыс. тонн готовой продукции в год.
Создание в Поволжье комплексного высокотехнологичного производства по выпуску древесных пеллет и сборке отопительного оборудования, оснащенного самым современной техникой, позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, отвечающую всем мировым стандартам, будет решена экологическая проблема, связанная с утилизацией отходов деревопереработки, и дан импульс развитию альтернативной энергетики.
Проблемное поле:
В лесах Ульяновской области ежегодно не используется лесосека в объёме около 1000,0 тыс. куб. м., древесина которой представлена лиственными породами и мелкотоварной древесиной хвойных пород. Данный объём является ресурсом для привлечения инвестиций.
Пути решения:
Стратегической целью Министерства является привлечение инвестиций в строительство на территории региона завода по производству ДВП, ДСП. МДФ, OSB. В настоящее время предприятием ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» планирует к реализации инвестиционный проект Строительство завода по производству плит ОСП (ориентированно-стружечных плит) производительностью 100 000 куб.м в год, что позволит эффективно перерабатывать неиспользуемую древесину.
На реализацию данного проекта требуется свыше 600,0 млн. руб., что позволит создать порядка 200 новых рабочих мест с уровнем заработной платы свыше 35000 руб.Ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят свыше 100,0 млн. руб. в год.
Задачи на 2015 год
· Организация национального парка «Сенгилеевские горы». Сохранение и развитие заповедной системы региона.
· Издание Красной книги Ульяновской области.
· Повышение эффективности утилизации ТБО, решение проблемы несанкционированных свалок.
· Разработка Стратегий развития лесопромышленного комплекса каждого из районов до 2030 года.
· Переход на альтернативное отопление муниципальных учреждений (щепой).
· Снижение площади лесов Ульяновской области, имеющих неактуальные материалы лесоустройства до 18%.
· Довести объём отгруженной продукции,