Коммуникативные качества речи

Словари и справочники:

Горбачевич К.С., Хабло Г.П. Словарь эпитетов русского литературного языка / Под ред. Ф.П.Филина. Л., 1979.

Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). М., 1999.

Харченко В.К. Словарь богатств русского языка. М., 2006.

▲ К коммуникативным качествам речи относятсяточность, логичность,понятность, богатствоиразнообразие речи,чистотаивыразительность.

Точность речи — соответствие слов реальной действительности. Точность речи определяется: 1) знанием предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности; 2) умением выбирать нужные слова.

Причинами, приводящими к неточности и двусмысленности высказывания, являются: 1) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка; 2) неумение пользоваться синонимами, паронимами, терминами, многозначными словами и омонимами; 3) нарушение норм лексической и грамматической сочетаемости; 4) речевая избыточность; 5) речевая недостаточность.

● 161.Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к неточности.

1. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 2. Вы не подскажете, как проехать к кинотеатру? 3. Вперед подумай, а потом говори. 4. Длинная бурая морда лося увешана тяжелыми ветвистыми рогами. 5. В конференции принимало участие порядка тридцати учеников, Ильин обратно не пришел. 6. С думами об улучшении условий труда на заводе пришел к директору начальник цеха. 7. Он, запыхавшись, подбежал к офицерам, одновременно обрадованный и злой. 8. В двадцать пять лет он остепенился. 9. Он отходил двое суток. 10. В состав многих лекарств входят ароматичные масла. 11. Очень выпукло выведен в романе образ Майданникова. 11. Незадолго до своей смерти он написал завещание. 12. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте формы, которые учитель учит их находить. 13. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. 14. Мы его видели в анфас и в профиль. 15. В будущем году супруги вновь отправились на Кавказ. 16. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 17. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 18. Кто крайний за билетами? 19. Мы перешли работать в отсталую бригаду. 20. Все это свидетельствует, что мы не смогли в полной мере использовать мощность нашего оборудования.

▲ Логичность речи —умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание.

Логичность определяется соблюдением законов логики:

1) закон тождества (предмет речи в пределах одного рассуждения не должен изменяться);

2) закон противоречия, или реже, непротиворечия (два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными: Сегодня в 12 часов я был в кинотеатре и Сегодня в 12 часов я был в спортзале. Одно из утверждений истинно, другое — ложно);

3) закон исключенного третьего(из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же время);

4) закон достаточного основания(всякая правильная мысль должна быть аргументирована).

Логичность речи проявляется в точности словоупотребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений и связного текста, т.е. логичность связана с точностью и правильностью речи.

Нарушение логичности речи приводит к ошибкам — алогизмам, например: На собрание пришли родители и взрослые.

● 162.Проанализируйте данные ниже предложения и определите, что привело к искажению или затемнению смысла, к неразличению понятий (употребление слова в несоответствии с его значением, неудачное использование слов-омонимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, неоправданный пропуск слова или незнание реальной действительности).

1. На столе лежали отобранные книги. 2. Речь героев Шукшина отличается от героев других произведений. 3. Имя Анны Павловны пользуется большим авторитетом среди студентов. 4. По улице двигалась большая кавалькада машин, нагруженных овощами. 5. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. 6. Для языка Дикого, как и для других представителей «темного царства», характерны грубые выражения. 7. Михаил быстрым шагом шел по ухоженным тропинкам парка. 8. Дети с нетерпением ждали приближения нового года. 9. Напечатанная рукопись вызвала огромный отклик в прессе. 10. «Книга Ф.Абрамова “Пряслины”, — сказала Екатерина Петровна, — похожа на мою судьбу». 11. Использование бранных слов в речи героев подчеркивает их отрицательные стороны. 12. Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной.

● 163.Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.). Устраните алогизмы.

1. В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов. 3. В магазин завезли лук, картофель, грейпфруты, чеснок и другие овощи. 4. Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики и культуры. 5. На лесной поляне пышным цветом расцвели полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины, незабудки. 6. Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 7. Он читал все, что ему попадалось под руку: рассказы, повести, романы, научно-популярную литературу, фантастику. 8. Ребята занимались спортом: легкая атлетика, теннис, футбол.

▲ Понятность речи — это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована.

Понятность речи зависит от правильного использования в ней иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, терминов, профессионализмов.

● 164. Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетаемости и др.). Исправьте предложения.

1. Речь многих студентов конспективна. 2. Он стоически сопротивлялся ударам судьбы. 3. Глупый этот обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то. 4. Строительство кино­театра, начатое в марте, форсируется ускоренными темпами. 5. Гринев — полный контраст Швабрину. 6. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. 7. Он пользовался в коллективе особым приоритетом. 8. Все это затрудняет предсказание точного прогноза погоды. 9. С точки зрения баналь­ной эрудиции не каждый индивидуум способен игнорировать отрицательные тенденции парадоксальных эмоций. 10. Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания.

● 165.Найдите в предложениях диалектизмы, определите их значения. Укажите случаи неоправданного их употребления.

1. Работу начинали с первыми кочетами. 2. К вечеру ненадолго разведрилось. 3. Ребята набрали целую корзину пуховок. 4. Утирка осталась в кармане пальто. 5. Опытные удильщики не ловят рыбу около тросты, они выезжают на озеро и удят на нальнях — песчано-каменистых отмелях вдали от берега.

● 166.Найдите профессионализмы и жаргонизмы. Там, где это возможно и целесообразно, подберите к ним синонимы из литературного языка.

1. Скрепляют стены при помощи сблачивания. 2. Стрельбу глухарей следует производить, хорошо выцелив. 3. Парень вертел в руках железяку с винтом и асбестоцементной изоляцией. 4. Уже закончена кладка фундамента. 5. Починка автомобиля займет много времени. 6. В поселке будет заасфальтировано более четырех километров уличной сети. 7. Количественные характеристики облачного покрова планеты привязаны к телевизионным изображениям со спутника. 8. Забор крови производится в пятом кабинете.

▲ Богатствоиразнообразие речи —наличие и использование большого количества разнообразных языковых единиц всех уровней языковой системы.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. В «Толковом словаре живого великорусского словаря» В.И.Даля более 200 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тысяч слов.

Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким словарным запасом он владеет и насколько умело пользуется им. Например, А.С.Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи слов.

Богатейшим источником пополнения словарного запаса является синонимия (см. стр. 41). Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией (см. стр. 62).Русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И.Молоткова. В нем содержится свыше 4 тысяч словарных статей.

Богатство языка и фразеологии русского языка позволяет избегать в устной и письменной речи повторения одних и тех же слов, разнообразить речь, делать ее богаче.

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок, крылатых слов.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, сложения двух или нескольких слов и др. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого образуются десятки новых слов. Например, словообразовательное гнездо с корнем уч- включает слова: учитель, изучать, выучить, поучать, обучать, переучивать, заучивать, ученик, ученый, учитель, учебный, наука, научный и др. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова словообразовательное гнездо с этим корнем содержит более 300 слов.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка.Основными источниками богатства речи на морфологическом уровне являются синонимия и вариантность грамматических форм. Сюда относятся:

1) вариантность падежных форм имен существительных: кусок сыра — кусок сыру, быть в отпуске — быть в отпуску, пять грамм — пять граммов;

2) синонимия кратких и полных форм имен прилагательных: юноша смелый — юноша смел, ребенок больной — ребенок болен;

3) синонимия форм степеней сравнения: умнее — более умный; умнейший — самый умный — умнее всех.

Большие возможности разнообразить речь предоставляет синтаксис русского языка Как отмечал А.М.Пешковский, предложение из пяти полных слов (Я завтра вечером пойду гулять) в зависимости от их перестановки допускает 120 вариантов.

Чистота речи —отсутствиев ней языковых элементов, чуждых литературному языку.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов-паразитов и языковых элементов, не допускаемых нормами нравственности.

Слова-паразиты — слова и обороты, употребление которых не оправдано содержанием и структурой высказывания. Это разнообразные частицы: вот, ну, это, как бы; обороты знаете ли, так сказать, в принципе и т.п., которыми говорящий заполняет паузы, возникающие в речи. Слова-паразиты засоряют речь, снижают ее эстетическую полноценность, отвлекают слушателя от содержания высказывания.

К языковым элементам, не допускаемым нормами нравственности, относятся бранные и вульгарные слова, сквернословие: харя, сволочь. Они свидетельствуют о низкой культуре говорящего, не только речевой, но и общей.

● 167.Исправьте речевые ошибки.

1. От качественных прилагательных, это, можно образовать, это, степени сравнения и, это, краткие формы. 2. Татьяна, это самое, была, это самое, любимой героиней Пушкина. 3. Я, значит, давно хотел, это, прочитать роман, ну, это, «Война и мир». 4. Допустим, мы пойдем всем классом, допустим, в поход, если будет, это, хорошая погода. 5. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.

▲ Выразительность речи — это такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы(переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры (особые формы синтаксических конструкций).

Основные виды тропов:гипербола, литота,метафора, метонимия, олицетворение, каламбур, перифраза, сравнение, эпитет.

Гипербола —преувеличение свойств, качеств предмета: И ночь тянулась без конца… (И.Бунин). Я тысячи раз умирал против воли — И тысячи раз воскресал подневольно… (В.Ходасевич); Все его знают.

Литота — намеренное преуменьшение какого-либо предмета, явления, «обратная гипербола»: мальчик-с-пальчик; мужичок с ноготок; Украдешь песчинку — заплатишь полтинку.

Метафора — употребление слова в переносном значении на основе какого-либо сходства по форме, цвету, функции и т.д. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору иногда называют скрытым сравнением: Веют они красотою стыдливою… (И.Бунин); Я, видно, солдата просила не зря, уснувшее сердце его бередя… (В.Тушнова).

Метонимия — отождествление явлений на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан. Сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг… (И.Ильф, Е.Петров); б) между содержимым и содержащим. Я две тарелки съел. (И.Крылов); в) между действием и орудием этого действия. Все чаще деревянные лопаты прокладывали к низким окнам свет (А.Яшин); г) между автором и его произведением. Зал рукоплескал. И схватывал стиха слова. Владимир Яхонтов читал Владимира Маяковского (Н.Глазков); д) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Заставил всю Москву дивиться их красе! (А.Грибоедов).

Синекдоха — разновидность метонимии, перенос названия целого на часть или части на целое: Но голова у нас, какой в России нету… (А.Грибоедов). Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршиим лицом, Так назовет он подлецом! (А.Грибоедов); б) родовое название вместо видового.Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык (А.Пушкин).

Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение неодушевленному предмету или явлению свойств живого существа. Он был такой же, как мы, хмельной, мы слыхали — он пел в темноте вечерней, Он играл то холодной, то теплой волной своих воздушных тайных течений. Он делился с нами чем только мог, был в забавах и выдумках неутомимым, на пути он зажег для нас костерок, чтоб мы надышались бродяжьим дымом (В.Тушнова о лесе).

Каламбур — игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства с целью достижения комического эффекта. Хорошее дело браком не назовут.

Перифраза — замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или характерных черт. И славный старец наш, царей певец избранный, Крылатым гением и грацией венчанный,В слезах обнял меня дрожащею рукой И счастье мне предрек, незнаемое мной (А.Пушкин о Г.Державине); Товарищ Бендер, — умоляюще зашептала жертва «Титаника» (И.Ильф, Е.Петров о Воробьянинове).

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений, имеющих общий признак: Дождик сеет, сеет, сеет, с полуночи моросит, словно занавес кисейный за окошками висит (В.Тушнова). Есть лица — подобья ликующих песен (Н.Заболоцкий).

Эпитет — образное эмоциональное определение предмета, явления: Золотых кудрей приятная небрежность, Небесных глаз мечтательный привет, Звук сладкий уст при слове даже нет Во мне родят любовь и безнадежность (А.Дельвиг). С помощью эпитетов автор выражает свое отношение к изображаемому. Одним из самых выразительных эпитетов является оксюморон (см. стр. 49).

Фигуры речи:антитеза, градация, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение.

Антитеза — контраст, резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств: Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает (А.Ахматова); Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая, О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М.Цветаева).

Градация — конструкция, в которой слова располагаются в порядке усиливающего и ослабляющего значения. Взял неласковую, угрюмую, с бредом каторжным, с темной думою, с незажившей тоскою вдовьей, с непрошедшей старой любовью, не за радость взял за себя, не по воле взял, а любя (О.Берггольц).

Параллелизм —одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж с плеча. Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой (А.К.Толстой).

Риторический вопрос — вопросительное предложение, целью которого является не получение ответа, а привлечение внимания читателя или слушателя к сообщаемому: О чем мы помним? Что забыли? Что не в силах позабыть? Кого без памяти любили? Кого не смели полюбить? (Л.Васильева).

Риторическое обращение — стилистическая фигура, называющая того или тех (это могут быть и неодушевленные предметы), к кому или чему обращена речь: Реченька, Слова мои не слушай. (В.Ермаков); О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! (А.Блок).

● 168.Определите параметры («цвет», «форма», «оценка» и др.), по которым охарактеризован объект с помощью метафорического эпитета.

Коралловая заря, златорогий месяц, двурогая луна, свинцовые тучи, свинцовый сон, мертвая тишина, тяжелый взгляд, лучистые ресницы, подоблачные дубы (Н.Гоголь), сладкозвучные фонтаны, (А.Пушкин), ароматный мед, ледяная вода, горячий конь, здоровен­ный кулак, молниеносное движение, унылый дождь (Вс.Ива­нов), монгольские глаза, редкие звезды.

● 169.Подберите общеязыковые эпитеты.

Мороз, море, ночь, луна, месяц, лес, сад, лук, девица, слезы, тишина, волк, лебедь, степь, друг, заря, конь, лето, Москва, парус, дисциплина, земля, береза, Дон.

Белая, темная, тихий, широкое, белокаменная, железная, трескучий, ясный, темный, зеленый, мертвая, верный, белый, горькие, красная, широкая, двурогая, дремучий, кудрявая, сырая, алая, серый, синее, красное.

● 170. Замените следующие определения метафорическими эпитетами.

Зеленая трава, серое небо, желтые нивы, прозрачная роса, равнодушный взгляд, крепкие нервы, красное пламя, тяжелый кулак, непроглядная ночь.

Слова для справок: чугунный, свинцовое, железные, изумрудная, слепая, холодный, золотые, кровавое, хрустальная.

● 171. Определите, какие тропы употреблены в приведенных ниже фрагментах художественных текстов. В каких примерах можно отметить использование фигур?

1. Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В.Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В.Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н.Го­голь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А.Пуш­кин). 7. Весной, что внуки малые, / С румяным солнцем-дедушкой / Играют облака (Н.Некрасов). 8. Игру его любил творец Макбета (А.Пушкин). 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н.Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. / На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). 12. Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде (С.Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? / Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне (С.Есенин). 14. Нарядней модного паркета / Блистает речка, льдом одета (А.Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно (А.Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, / Как в доме собственном мы открываем ставни (В.Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем / Из телесного воска свеча, / И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, / Не с гор побежали ручьи / Мороз-воевода дозором / Обходит владенья свои (Н.Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А.Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А.Чехов). 21. ...И жаль зимы старухи, / И, проводив ее блинами и вином, / Поминки ей творим мороженым и льдом (А.Пушкин). 22. Зеленая прическа, / Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд? (С.Есенин). 23. У Ивана Никифоровича <...> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н.Гоголь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, / Из одной тюрьмы глухой / По домам идет Европа, / Пух перин над ней пургой (А.Твардовский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда / Слезы снега с флажьих покрасневших век (В.Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли, / Одних пылинок целый лес (В.Маяковский). 27. Меж тем как сельские циклопы / Перед медлительным огнем / Российским лечат молотком / Изделье легкое Европы, / Благословляя колеи и рвы отеческой земли (А.Пушкин). 28. Унылая пора! Очей очарованье! / Приятна мне твоя прощальная краса (А.Пушкин). 29. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю.Олеша). 30. Кому сказать, с кем поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин). 31. Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ! (М.Лермонтов). 32. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (А.Чехов). 33. В первый раз я от месяца греюсь, / В первый раз от прохлады согрет (С.Есенин). 34. Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна (Н.Некрасов).

● 172. Какие фигуры использованы в следующих фрагментах художественных текстов?

1. Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня! (А.Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым (С.Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, / Старикам везде у нас почет (В.Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! / Не так ли ты над самой бездной, / На высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы? (А.Пушкин). 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, / Одной картины я желал быть вечно зритель (А.Пушкин). 7. Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / Матушка-Русь! (Н.Нек­расов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! / Широкий горизонт расширил душу мне (А.Майков). 9. То не конский топ, не людская молвь, / Не труба трубача с поля слышится, / А погодушка свищет, гудит, / Свищет, гудит, заливается (А.Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, / Полюбил румяный — бледную (М.Цветаева). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе... (Н.Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, / Ей и теперь его жалко до слез. / Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, нежная, / С думами грустными ты не дружись (С.Есенин). 14. Легкой поступью, качая головой, / Конь в упряжке прошагал по мостовой. / Как по травке, по обломкам кирпича / Прошагал себе, телегой грохоча (Н.Рубцов).

● 173.Из произведений художественной литературы и публицистики выпишите примеры фигур речи и тропов.

Глава 4

коммуникативные качества речи - student2.ru ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Словари и справочники:

Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001.

▲ Этикет— совокупность принятых в данном обществе норм поведения и общения людей в определенных ситуациях.

В основе этикета лежит вежливое, уважительное отношение к окружающим, которое может быть выражено несловесными средствами (жестами, мимикой, движениями) и речевыми средствами. Поэтому выделяют речевой этикет.

Речевой этикет —правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Речевые формулы — готовые конструкции, которые регулярно употребляются в типичных ситуациях общения.

Типичные ситуации речевого этикета:обращение; знакомство, приветствие; прощание; извинение, благодарность; поздравление, пожелание; одобрение, комплимент; сочувствие, соболезнование; приглашение, предложение; совет, просьба; согласие, отказ.

● 174.Национальная специфика русского речевого этикета нашла отражение в устном народном творчестве. Сформулируйте правила речевого поведения, рекомендуемые пословицами и поговорками.

Бойся Вышнего, не говори лишнего.

Больше дела, меньше слов.

Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.

Бритва скребет, а слово режет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Добрым словом и бездомный богат.

За худые слова слетит и голова.

Красна речь притчею.

Кто говорит, что хочет, — сам услышит, что не хочет.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Ласковое слово многих прельщает.

Лишнее говорить — себе вредить.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

На языке мед, под языком лед.

Не бранись: нечисто во рту будет.

Не груби малому, не вспомянет старый.

Не хвали в очи, не хули за глаза.

Не бросай слов на ветер.

От одного слова да навек ссора.

Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Праздное слово сказать, что без ума камнем бросить.

С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют.

Спасибо — великое дело.

Спорить спорь, а браниться грех.

● 175.Используя «Словарь русского речевого этикета» (М., 2001), приведите формы выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения, отказа, запрещения, прощения, соболезнования, комплимента

● 176. Используя словарь русского речевого этикета, разграничьте литературные, просторечные, официальные и неофициальные формулы речевого этикета. Опишите ситуации, в которых они могут быть употреблены.

Добрый день (утро, вечер)! — Привет! — Здравствуйте! — Здорово! — Мое почтение! — Наше вам! — Здравия желаю! — Гражданин! — Простите за беспокойство... — Будьте любезны... — Скажите, пожалуйста... — Товарищ проводник! — Молодой человек! — Коллеги! — Уважаемый! — Мужчина! — Братья и сестры! — До свидания! — Всего доброго! — До встречи! — Будь здоров! — Доброго здоровьица! — Пока! — Позвольте откланяться!

● 177. Ознакомьтесь со статистикой обращений.

Многие россияне (29%) по-прежнему начинают свою речь с обращения «товарищи», привычного еще с советских времен. А с обращения «граждане» начинают свою речь всего 15% опрошенных. Об этом говорят результаты опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ).

Обращение «товарищи» чаще всего (35%) используют люди с начальным или неполным средним образованием и респонденты старше 60 лет. Это обращение также весьма распространено в среде руководителей (26%) и военнослужащих (24%). Люди с неполным высшим или высшим образованием говорят так реже, предпочитая обращение «дамы и господа». Эту фразу также часто употребляют предприниматели.

Любопытно, что лишь один из ста респондентов употребляет старинное «сударыни и господа». (А.Ильина)

● 178.В течение дня фиксируйте на карточках:

— ситуации, в которых необходима реализация формул обращения;

— факты незаполнения ситуаций, требующих обращения;

— факты уместного/неуместного заполнения ситуаций обращения.

● 179. Какие выражения вы употребите, чтобы: а) побудить собеседника замолчать, б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:

— на работе (официально),

— дома (со взрослыми и детьми),

— в сугубо мужской (женской) компании.

● 180. Составьте варианты извинений:

— за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком),

— за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей),

— за случайное опоздание (на занятие — перед преподавателем, на деловую встречу — перед партнером, на встречу — перед приятелем).

● 181.В течение дня фиксируйте на карточках:

— ситуации, в которых необходима реализация формул извинения;

— факты незаполнения ситуаций извинения;

— факты уместного/неуместного заполнения ситуаций извинения.

● 182. Поблагодарите:

— научного руководителя за помощь в написании работы,

— врача за сердечное отношение к вашим близким,

— артиста за доставленное удовольствие от спектакля,

— родителей за подарок ко дню рождения,

— друга за оказанную помощь.

● 183.В течение дня фиксируйте на карточках:

— ситуации, в которых необходима реализация формул благодарности;

— факты незаполнения ситуаций благодарности;

— факты уместного/неуместного заполнения ситуаций благодарности

● 184. Обратитесь с просьбой:

— к студенческому комитету — помочь организовать туристическую поездку вашей группы,

— к родителям — помочь принять гостей,

— к другу — познакомить с заинтересовавшим вас человеком.

● 185. Вежливо откажите в просьбе:

— ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны,

— пойти в кино или в театр с человеком, который вам не нравится,

— одолжить вещь, которая нужна вам самому.

● 186.Выразите комплимент знакомой (незнакомой) женщине или мужчине.

● 187.Ознакомьтесь с устными высказываниями школьных учителей, зафиксированными на уроках русского языка и истории. Выскажите свое мнение о допустимости этикетных ошибок в речи учителя. К каким коммуникативным последствиям приводит неэтическое поведение учителя?

1. Садись, неумеха, как всегда двоечный ответ. 2. Ну-ка, медвежья услуга, встань. 3. Девица-красавица, откликнись (иронич.). 4. Модницы-сковородницы! Урок начался, а вы трещите, как две сороки. 5. Темнота! Этого не знать! Докатились! 6. Совершенные олухи! Сколько можно долбить одно и то же? 7. Тупари! Нет сил никаких работать с вами! 8. Чушь собачья! Совсем ничего не понял! 9. Маразм сплошной! Ты сам-то слышишь, что несешь! 10. Перестать трещать! Прекратить разговоры в классе!

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ*

Вариант 1

Наши рекомендации