Нормы употребления местоимений
▲ Разряды местоимений и нормы их употребления
Разряды местоимений | Местоимения |
Личные Возвратное Вопросительные Относительные Притяжательные Указательные Определительные Неопределенные Отрицательные | я, мы, ты, вы, он, она, оно, они себя кто, что, какой, каков, чей, который, сколько (в вопрос. предл.) кто, что, какой, каков, чей, который, сколько (в сложных предл.) мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их этот, тот, такой, таков, столько любой, иной, каждый, весь, всякий, иной, другой, сам, самый кто-то, какой-нибудь, чей-либо, кое-что, некто, некоторый и др. никто, ничто, ничей, нечего, некого и др. |
1. Грубой ошибкой является изменение притяжательных местоимений ее, его, их по образцу других притяжательных местоимений. Недопустимоупотребление форм ихний, ейный, евоный!
2. При употреблении личных местоимений он, она, оно, они в косвенных падежах в сочетании с предлогами к ним прибавляется обычно начальный [н]: видеть его — выйти от него. В современном русском языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после любого из простых предлогов (без, в, для, до, за, из и др.), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, после, сзади и др.), употребляющихся с родительным падежом. Не добавляется н к местоимению после производных предлогов, управляющих дательным падежом: вслед ему, благодаря ему.
3. Личное местоимение она в форме родительного падежа имеет две формы: у нее — у ней. В книжных стилях вариант у нее, от нее используется как единственно возможный.
4. Местоимение сам в форме вин. п. ед. ч. жен. р. может иметь две формы: саму и самое. Первая из них (саму) является преобладающей и стилистически нейтральной, вторая (самое) содержит оттенок книжности и устарелости.
5. При использовании местоимений в речи необходимо учитывать контекст. Читателю или слушателю должно быть совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных (он, она, оно, они) и относительных (который) местоимений:
— нельзя использовать личные местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова: На улице стояли люди. Она хотела незаметно проскользнуть мимо;
— если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, ее: Девушка наглядеться не могла на брошь. Она нравилась всем. То же самое относится к употреблению местоимений они, их, если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме мн. ч.: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов, в которых они рассматривают проблемы воспитания;
— при построении предложений с местоимением который следует помнить, что это местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Неверно построено предложение: Главный герой уезжает в город, который остается там работать.
6. Местоимение должно согласовываться в роде и числе с замещаемым словом. Нарушение этого правила приводит к ошибкам: Российское учительство бьет тревогу. Они понимают, что проблемы школы надо решать сейчас, а не потом. Листва опадала от ветра. Они лежали везде. Правильный вариант: Российские учителя бьют тревогу. Они понимают, что проблемы школы надо решать сейчас, а не потом. Листва опадала от ветра. Она лежали везде.
7. При употреблении некоторых местоимений может возникнуть смысловая неточность. Например, значение возвратного местоимения себя совпадает в предложении со значением подлежащего: я приготовил себе обед; она купила себе книгу. Двусмысленность может возникнуть в том случае, когда инфинитив подчинен другому глаголу: Брат попросил меня приготовить себе завтрак.
Смысловая неточность иногда появляется и при использовании местоимения свой: Преподаватель попросил студента прочитать свой доклад.
● 129. Выберите форму местоимений, данных в скобках.
1. Я восхищен (ею, ей). 2. С (нею, ней) и в лес ночью пойти не страшно. 3. (Их, ихнее) новое издание — приложение к основной газете — мало чем привлекательно. 4. У (нее, ней, ей) сегодня день рождения. 5. От (нее, ней, ей) изысканно пахнет, этот запах я вспомню еще не раз. 6. Разве не заметна разница между мной и (ими, ними)? 7. В бандитской группировке было двадцать человек. За всеми (ими, ними) была установлена слежка, среди (их, них) работали внедренные сотрудники полиции. 8. Насчет (их, них) был подан рапорт. 9. Брат был старше (ее, нее), но она была выше (его, него). 10. От одиночества она разговаривала (сама с собой, с самой собой). 11. Он восхищался (самим собой, сам собой). 12. Мне не нравится (само, самое) определение.
● 130. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение в текст местоимений при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.
1. В этом музее были выставлены копии динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь землевладельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях. 6. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 7. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 8. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе. 9 Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе! 10. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями города. 11. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению. 12. В Европе кризис перепроизводства, революция уже у ворот Брюсселя. Я сначала это не говорил, потому что вы сочли бы меня за идиота. Но это так (Из речи В.Анпилова. АиФ. 1999. № 41.).
● 131. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного употребления местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неверного порядка слов в предложении и др.). Отредактируйте предложения.
1. Больной попросил сестру налить себе воды. 2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 3. Группа сдала уже все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Если кто-нибудь скажет мне против Бюлова, я ему дам по физиономии. 5. Она винила самое себя. 6. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке. 7. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости. 8. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 9. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многого. 10. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 11. Высчитав мой заработок, бригадир указал соразмерно нему сумму причитавшихся с меня налогов. 12. Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации. 13. Банкам может быть отказано в расширении своих операций. 14. За 10—15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком — своим далеким предком — изменилась лишь психика и гормональная система. 15. Вас будет терзать мысль о своей внешней красоте. 16. Эти люди укрывают нас от своих самолетов. 17. Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног. 18. В экспедиции мне не хватало своего ребенка. 19. Ушел из своей жизни Миттеран. 20. Именно благодаря его эффективности гербалайф завоевал весь мир. 21. Любому должнику важно доверие к себе. 22. После переговоров между собой и Борисом Ельциным Клинтон и Коль пришли к определенным выводам.
● 132.Определите, в чем состоят стилистические недочеты в следующих предложениях. Сделайте правку.
1. Здесь на обоих берегах реки Лихоборки располагалось село Владыкино. Село утопало в зелени садов, среди которых преобладали розы. 2. Каждый новый закон жизни группы — это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. 3. Если наш депутат встретится с Ахметовым, то он все выяснит у него. 4. В структуру субъектной сферы включена отрицательная оценка по отношению к некой совокупной точке зрения. 5. В лирике Некрасова большая часть стихотворений посвящена крестьянскому труду и их суровой жизни. 6. Люди вышли на субботник и усердно сгребали в одну кучу старые листья и бумажки. Они зажгли костер. 7. Программа, созданная американской компанией, которая позволяет руководству отслеживать все «шаги» пользователя, вероятно, не будет одобрена конгрессом США. 8. Девичья группа «Стрелки», которых изначально было всего семь, размножилась до десяти участниц. 9. Обычно именно к концу года все студии приберегают свои лучшие премьеры, дабы которые могли в полную силу бороться за приближающиеся Оскары. 10. Ребенок старше 7 лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности. 11. Самое ценное в корнях — кора, а потому при резке и рубке подстилают мешковину, чтобы ее не терять. 12. Разговор с цветами нужен скорее нам, людям, считают психологи, так как мы можем выразить им свои чувства. 13. Автор является одним из главных образов романа, значение которого трудно переоценить. 14. Москва была лишена тех лоска и педантичности, которые сохранились в Петербурге. 15. Собака рванулась за ней, и буквально через секунду она уже исчезла за поворотом. 16. Только надо сделать так, чтобы было кому отстаивать интересы граждан перед властями. Иначе они решат по-своему. 17. У кризиса, грозящего поставить на колени калифорнийскую экономику, чей недуг распространяется на всю страну, два объяснения. 18. Я ему говорю: «Вы первый, кто оценили меня по достоинству». 19. Лучше, чем меня, ты не найдешь. 20. Для детей беженцев привезли тысячу плюшевых мишек, но пока им нечего есть. 21. В стране насчитывается 54 льнозавода, обеспечивающих работой тысячи людей. Беда в том, что столько их сегодня не нужно.
Нормы употребления глаголов
▲ Особенности образования личных форм
Некоторые глаголы (их называют недостаточными) не образуют формы 1-го лица ед. ч. Можно выделить следующие причины отсутствия этой личной формы:
1. Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: победить, убедить, очутиться, ощутить и др.;
2. Образованная форма фонетически совпадает с формами, образованными от других глаголов: бужу (от бузить) и бужу (от будить), держу (от дерзить) и держу (от держать).
При необходимости употребления этих глаголов в указанной форме используются описательные конструкции, синонимы и соотносительные глаголы другого вида: одержу победу, смогу победить; хочу убедить.
Запомните!
Лазить — лажу, пылесосить — пылесошу, пылесосю(разг.) |
●133.*Образуйте от приведенных ниже глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.
Бередить, бороздить, взгромоздить, вонзить, вызвездить, вынудить, голосить, досадить, ездить, ерундить, заградить, загромоздить, изрешетить, испестрить, испещрить, кадить, клеймить, кудесить, лазить, лебезить, молотить, надерзить, насладиться, нашкодить, обезлесить, обезлюдить, обессмертить, обессудить, освятить, отдубасить, оформить, ощутить, переубедить, победить, позолотить, прекратить, пригвоздить, принудить, проказить, прослезиться, пылесосить, сбрендить, светить, трусить, тузить, тяготиться, убедиться, снабдить, угораздить, умертвить, умилосердить, учредить, форсить, цедить, чтить, чудить, ютиться.
▲ Особенности спряжения некоторых глаголов
1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы с прибавлением е перед личным окончанием, они спрягаются как глаголы 1-го спряжения. Личные формы, образованные по типу глаголов 2-го спряжения, являются разговорными: выздоровлю, выздоровишь.
выздороветь | опостылеть | опротиветь |
выздоровею выздоровеешь выздоровеет выздоровеем выздоровеете выздоровеют | опостылею опостылеешь опостылеет опостылеем опостылеете опостылеют | опротивею опротивеешь опротивеет опротивеем опротивеете опротивеют |
2. Глаголы сыпать, трепать, щипать образуют личные формы с прибавлением согласного л.Варианты без л (сыпешь, сыпят) являются разговорными.
сыпать | трепать | щипать |
сыплю сыплешь сыплет сыплем сыплете сыплют | треплю треплешь треплет треплем треплете треплют | щиплю щиплешь щиплет щиплем щиплете щиплют |
3. Некоторые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени: колыхать, кудахтать, полоскать и др. Обычно нормативным признается вариант с чередованием: колышет, кудахчет, полощет.. Разговорными являются формы колыхает, кудахтает, полоскает, меряет, мучает и др.
колыхать | махать | мерить | мучить |
колышу колышешь колышет колышем колышете колышут | машу машешь машет машем машете машут | мерю меришь мерит мерим мерите мерят | мучу мучишь мучит мучим мучите мучат |
Наряду со стилистическим отмечается и смысловое разграничение параллельных форм. Глагол брызгать в значении «окроплять» имеет личные формы брызгаю, брызгает (водой); в значении «разбрасывать капли, сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан).
● 134.Запишите рядом с приведенными ниже глаголами вариантные формы настоящего времени, определите характер этих форм (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная) или укажите разницу в лексическом значении.
Образец: пыхать — пышет (нейтр., в значении «жарко горит, пылает»: пышет жаром), пыхает (разг., в значении «пыхтит, выпускает струи воздуха»: пыхает папиросой).
Алкать, блестеть, блистать, брызгать, глодать, двигаться, жаждать, капать, клепать, кликать, колебаться, колыхаться, кудахтать, лазить, лазать, махать, мерить, метаться, мурлыкать, мучиться, мыкаться, мяукать, плескать, рыскать, сыпаться, фыркать, хлестать, хныкать, щипать.
▲ Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов
Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и или без суффикса; во множественном числе прибавляется окончание -те: скажи(-те), прочитай (-те).
Запомните!
Приставочные глаголы с корнем-ех-образуют формы повелительного наклонения от другого корня: ехать — поезжай(те) выехать — выезжай(те) доехать — доезжай(те) заехать — заезжай(те) |
Форма повелительного наклонения от глагола лечь —ляг(те) |
●135.* Запишите приведенные ниже глаголы в форме повелительного наклонения. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.
Образец: портить — порти, порть (разг.). Видеть — глагол не имеет формы повелительного наклонения.
Бегать, бежать, выбросить, выгладить, выглянуть, выйти, вылезать, вылезти, выложить, гнить, доить, ездить, ехать, жаждать, закончить, закупорить, испортить, класть, клеить, клянчить, корчить, кроить, лежать, лезть, летать, лететь, лечь, мазать, морщить, мочь, нянчить, обеспечить, платить, поить, положить, посадить, расчистить, сажать, слышать, составить, таращить, трогать, уведомить, хлестать, хотеть, чтить.
▲ Образование видовых пар
1. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва(-ива) с корневым гласным -о- в одной группе глаголов происходит чередование и мена -о- на -а- (выработать — вырабатывать, настоять — настаивать), в другой группе чередование не происходит, сохраняется корневой гласный -о- (отсрочить — отсрочивать, опозорить — опозоривать) или наблюдаются колебания в зависимости от условий употребления (обусловить — обусловливать, обуславливать; сосредоточить — сосредоточивать, сосредотачивать). Некоторые глаголы, допускающие обе формы, различаются стилистически: формы с -о- (сосредоточивать, уполномочивать) являются книжными, формы с -а- (сосредотачивать, уполномачивать) — разговорными.
Необходимо обратить внимание на образование следующих видовых пар:
сов. вид | несов. вид |
обеспокоить обусловить опорочить подытожить сосредоточить узаконить уполномочить упрочить заподозрить одолжить оспорить условиться | обеспокоивать обусловливать, обуславливать (разг.) опорочивать подытоживать сосредоточивать, сосредотачивать (разг.) узаконивать уполномочивать, уполномачивать (разг.) упрочивать заподазривать, заподозривать (устар.) одалживать оспаривать уславливаться, условливаться (устар.) |
2. Глагол прочесть раньше характеризовался как книжный по сравнению с глаголом прочитать. В настоящее время, наоборот, словари отмечают форму прочесть как разговорную.
3. Глагол мучать встречался в литературном языке наряду с глаголом мучить. В современном русском языке глагол мучать употребляется преимущественно в разговорной речи, с просторечным оттенком.
4. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-: вял — вянул, лип — липнул, слеп — слепнул, отверг — отвергнул, гиб — гибнул, прибег — прибегнул, расторг — расторгнул, опроверг — опровергнул, пух — пухнул равноправны. Формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул имеют разговорную стилистическую окраску при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб.
● 136. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.
1. Уполном…чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот...чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод...зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод…зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур…чивать приезд в родной город к традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср…чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од...лживать деньги у родителей. 9. Подыт...живая сказанное, председатель собрания еще раз обратил внимание на необходимость уск...ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном…чивал тебя это делать.
Запомните!
Глагол класть употребляется только без приставки, а глагол положить только с приставками(вложить, вложить, заложить, приложить и др.). |
ТЕСТ
по теме «Морфологические нормы русского языка»*
1 вариант