Тема 4. Психологические условия профессиональной карьеры будущего юриста
Психологическая характеристика условий деятельности юриста. Требования к личности и профессиональной подготовленности будущего специалиста судебной системы. Кодекс судебной этики. Кодекс профессиональной этики адвоката.
Понятие и основные психологические условия профессиональной карьеры.
Психологическая характеристика профессионально-важных качеств личности юриста (на примере судьи и адвоката). Возможности и средства развития качеств личности, значимых для будущей профессиональной деятельности, в период обучения.
Содержание тренинга по четвертой теме факультатива. Определение индивидуальных характеристик профессионально-важных качеств личности. Методика формирования профессионально-определенного самосознания будущего юриста.
Психотехника эффективного самомотивирования. Психотехнология «Стратегия успеха». Психологические средства и правила эффективного целеобразования.
Тема 5. Психотехника самопознания и саморазвития
личности юриста
Роль саморазвития и самообразования в становлении личности будущего юриста.
Психологическая характеристика творческой личности и креативного мышления. Понятие и психологические признаки самоактуализирующейся личности.
Психологические средства самоорганизации личностного роста (адекватное самопознание, индивидуальные планы и программы, методы переформирования неэффективных привычек мышления и переживания).
Содержание тренинга. Разработка индивидуальной программы личной карьеры (с использованием результатов психологического тестирования и самооценивания).
Персональное консультирование обучаемых по программам саморазвития личности с учетом индивидуальных психологических затруднений и ресурсов.
5. Тематический план семинарских (практических) занятий
Тема семинарского (практического) занятия[4] | Количество часов |
1. Введение в курс. Особенности обучения в академии | |
2. Познавательная деятельность студента | |
3. Основы эффективной самоорганизации учения | |
4. Психологические условия профессиональной карьеры будущего юриста | |
5. Психотехника самопознания и саморазвития личности юриста | |
Итого |
Планы семинарских (практических) занятий
Тема 1. Введение в курс. Особенности обучения в академии
План занятия
1. Выполнение практических заданий, упражнений: «Определение личных целей изучения курса»; «Осмысление личных психологических трудностей», «Личные затруднения в учебной работе».
2. Групповая дискуссия по контрольным вопросам
Контрольные вопросы
1. Какие вам известны эффективные приемы учебы? Какие из них вы используете в своей учебной деятельности? Какие приемы работы на лекции, способы конспектирования наиболее эффективны?
2. Кто и как становится отличником? Понаблюдайте за отличником (или хорошистом), назовите его эффективные приемы учебы.
3. От чего, на ваш взгляд, зависит успешность обучения: от интеллектуальных возможностей обучаемого; от глубины и прочности его школьных знаний; от выраженности интереса к учебе; от умения ладить с преподавателями; от профессионального мастерства преподавателя. Сформулируйте свою позицию.
4. Моральный кодекс студента: очевидные и спорные требования.
5. Что такое рейтинг?
Рекомендуемая литература Основная |
☼[5] Положение «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» (утверждено приказом ректора ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» № 23 от 12 ноября 2008 г.).
☼ Положение «Моральный кодекс студента РАП» (утверждено приказом ректора ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» № 18 от 22 декабря 2009 г.).
☼Иванова Л.Н. Обучение учению. Введение в специальность: Учебное пособие.– Н. Новгород, 2008.– С.10-22.
Дополнительная
Гецов Г.Г. Как читать книгу, журнал, газету.– М., 1989.
Гильбух Ю.3. Как учиться и работать эффективно.– Минск, 1995.
Носков В.А. Психотехника обучения учению / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– Гл. 1.– С. 5–28.
Петровский А.В. Быть личностью.– М., 1990.
Он же. Что мы знаем и чего не знаем о себе.– М., 1988.
Тема 2. Познавательная деятельность студента
План занятия
1. Выполнение практических заданий, упражнений: «Опосредованное запоминание», «Смысловые связи», «Тренировка памяти», «Оценка продуктивности внимания», «Переключение и распределение внимания», «Тренировка памяти на даты событий», «Запоминание источников правовой информации», «Запоминание последовательности слов», «Диагностика интеллектуальных возможностей, «Поиск закономерностей», «Пространственное мышление» и др.
2. Групповая дискуссия по контрольным вопросам.
Контрольные вопросы
1. Соответствуют ли ваши возможности памяти закону магического числа 7±2? Какие законы памяти вам известны? Сформулируйте психологические рекомендации запоминания информации, основанные на законах памяти.
2. Какие приемы тренировки внимания вам известны?
3. Когда и с какой целью вы оцениваете свои интеллектуальные возможности (например, сравнивая свои ответы на занятиях с выступлениями однокурсников)?
Рекомендуемая литература |
Основная
☼Иванова Л.Н. Обучение учению. Введение в специальность: Учебное пособие.– Н. Новгород, 2008.– С.23-48.
☼ Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова.– М., 1999.
Дополнительная
Андреев О.А. Техника тренировки памяти.– Екатеринбург, 1992.
Он же. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов.– Минск, 1997.
Айзенк Г. Проверь свои способности.– Н. Новгород, 1994.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.– М., 1990.
Лапп Д. Искусство помнить и забывать.– СПб., 1995.
Лорейн Г. Как развить мощную память.– Новосибирск, 1989.
Макдональд М. Научи свой мозг работать. Как использовать мозг на 100%.– М., 2010.– Гл. 4, 5.
Носков В.А. Психотехника обучения учению / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– Гл. 2.– С. 52–69.