Характеристики процесса консультирования, сформулированные Р. Кочюнасом
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
Принципы консультационного взаимодействия
Добровольность
Равноправие
Вариативность
Целостность
Профессиональной этики
Независимость
Конфиденциальность
Кооперации
Психолого - педагогические консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему.
Психолого-педагогическое консультирование– это психологическое консультирование педагогов по проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения обучающихся, по вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства.
Психолог в процессе индивидуального и группового консультирования помогает педагогам решать различные проблемы: педагогические конфликты, психологический микроклимат в группе или в педагогическом коллективе, выработка оптимального индивидуального стиля деятельности, повышение педагогического мастерства и профессиональной эффективности педагога.
Стиль педагогической деятельности - это характерные черты педагогического мастерства, складывающиеся под влиянием опыта педагога и определяющие манеру педагогических действий.
Виды стилей педагогической деятельности: стиль обучающей деятельности; стиль педагогического общения; стиль воспитательной деятельности. Стиль обучающей деятельности представлен следующими характеристиками: ориентация на учебно-воспитательный процесс, на результаты обучения; планирование этого процесса; оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; рефлексивность – интуитивность, гибкость - традиционность, импульсивность - осторожность, уровень требовательности, способы контроля. Стиль педагогического общения - стиль управления детским коллективом, определяемый через отношение педагога к детям (авторитарный, демократический, попустительский). Стили воспитательной деятельности: проективно-ситуативный (по характеру выдвигаемых задач); творчески-утилитарный (по способу их решения); коллективистско-эгоцентричный (по активности в общении с детьми).
Становление индивидуального стиля деятельности протекает в двух формах - путем самовоспитания или в результате обучения. Методы обучения СПД: лекция, беседа, анализ и самоанализ; решение педагогических задач, консультирование, профессиональный тренинг. Целью консультирования по СПД является развитие и актуализация профессионально-нравственных качеств личности педагов.
П 12 Индивидуальное и групповое психологическое консультирование студентов.Выделяют 2-е формы консультирования:1) Индивидуальнаяформа происходит на начальных этапах консультирования. Предпочтительна, когда ситуация очень сложна и не может обсуждаться в групповых занятиях. Либо индивидуально-типологические особенности студента не располагают к групповой работе. Индивидуальное психологическое консультирование проводится, как правило, в форме взаимного общения психолога и клиента (т.е. обратившегося к нему за помощью студента).Сущность консультирования состоит в оказании помощи студенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности.Психологу необходимо выбрать наиболее приемлемую тактику общения, установить доверительный контакт, чтобы побудить студента к откровенному разговору. В конце диалога следует определить сроки дальнейших встреч для консультирования.Консультирование проводится, как правило, в форме специальной беседы со студентом. Существенно важным для проведения беседы является то, что предметом взаимодействия будет внутренний мир студента. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение студента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.Обычно применяется пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы:
Установление контакта Беседа может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога: Слушаю тебя, или Расскажите о себе, илиЧто привело ко мне... Создается возможность для разговора о себе, т.е. задается предмет взаимодействия - студент и события его жизни. Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть люди, которые не идут на контакт. Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами: интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) - психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения;директива (указание) - строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание;совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) - психолог дает клиенту полезную информацию;самораскрытие - психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт;обратная связь - позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие;логическая последовательность - психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то...», дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть их результат;открытые вопросы («Кто?» - факты; «Как?» - чувства; «Почему?» - причина; «Можно ли?» - общая картина) - психолог выясняет основные факты, облегчающие разговор с клиентом;пересказ - психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсуждение, показывает клиенту уровень понимания его проблем;отражение чувств - психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства;резюме - психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы;воздействующее резюме - используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.2) Групповая, рекомендована когда студенты эмоционально принимают проблему, но сами испытывают трудности в ее разрешении. Рекомендуется специальный тренинг или психо-терапевтические группы по решению проблем. Может осуществляться в формах: 1) Консультация по частным проблемам (обсуждение)- ведется в группе, обсуждается наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации, модели выхода либо приспособления, без анализа лежащих в их основе психологических проблем. 2) Специально-организованный тренинг - В тренинге легче формируются навыки и умения, студенты лучше ориентируются в решении тех или иных проблем.3) Психо-терапевтическая группа для решения проблем - повышение коммуникационной компетентности студентов и осваивание навыков рефлексии и эмпатичного слушания.
П 13 Психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних студентов и лиц, их заменяющих.
Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних студентов или лиц, их заменяющих - наиболее доступная распространенная форма установления связи педагога-психолога с семьей, его систематического общения с родителями. Психолог консультирует родителей (лиц, их заменяющих) по результатам проведенных исследований, проблемам обучения и поведения, часто обсуждает с родителями вопросы, связанные с различными проявлениями недисциплинированности, агрессивности студента. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, а также низкий уровень психолого-педагогической культуры Индивидуальные беседы обычно носят избирательный характер. Консультации проводятся для того, чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию.
Консультирование- это профессиональное отношение психолога к клиенту, цель которого - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели, на основе осознанного выбора, при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (Кочюнас Р.).
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что он независимый, ответственный индивид способен принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Структуру процесса консультирования:
1.Исследование проблем - на этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия.
2.Двухмерное определение проблем заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, уточнение проблем ведется до одинакового их понимания клиентом и консультантом.
3.Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.
4.Планирование. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.
5.Деятельность-это последовательная реализация плана решения проблем.
6.Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты.
Похожую структуру предлагает Абрамова Г.С., определяя интервью основным методом психологического консультирования.
Консультативная психология (Меновщиков В.Ю) исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Большое внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Выделяют пять этических принципов, следование которым является особенно важным:
1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2.Ориентация на нормы и ценности клиента.
3.Запрет давать советы.
4.Анонимность.
5.Разграничение личных и профессиональных отношений.
Главная особенность консультирования родителей в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - студента и взрослого. Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и студента. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Установление доверия между психологом и родителем - это главное в совместной работе психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку. Особенности консультирования родителей:
1) Мотивация с которой родители приходят на консультацию. Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем студента и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон студента.
2)Отношение родителей к консультанту. От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем студента свойственно родителям