Т 17 Психология и педагогика молодежных групп и объединений.
Характеристики процесса консультирования, сформулированные Р. Кочюнасом
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
Принципы консультационного взаимодействия
Добровольность
Равноправие
Вариативность
Целостность
Профессиональной этики
Независимость
Конфиденциальность
Кооперации
Психолого - педагогические консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему.
Психолого-педагогическое консультирование– это психологическое консультирование педагогов по проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения обучающихся, по вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства.
Психолог в процессе индивидуального и группового консультирования помогает педагогам решать различные проблемы: педагогические конфликты, психологический микроклимат в группе или в педагогическом коллективе, выработка оптимального индивидуального стиля деятельности, повышение педагогического мастерства и профессиональной эффективности педагога.
Стиль педагогической деятельности - это характерные черты педагогического мастерства, складывающиеся под влиянием опыта педагога и определяющие манеру педагогических действий.
Виды стилей педагогической деятельности: стиль обучающей деятельности; стиль педагогического общения; стиль воспитательной деятельности. Стиль обучающей деятельности представлен следующими характеристиками: ориентация на учебно-воспитательный процесс, на результаты обучения; планирование этого процесса; оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; рефлексивность – интуитивность, гибкость - традиционность, импульсивность - осторожность, уровень требовательности, способы контроля. Стиль педагогического общения - стиль управления детским коллективом, определяемый через отношение педагога к детям (авторитарный, демократический, попустительский). Стили воспитательной деятельности: проективно-ситуативный (по характеру выдвигаемых задач); творчески-утилитарный (по способу их решения); коллективистско-эгоцентричный (по активности в общении с детьми).
Становление индивидуального стиля деятельности протекает в двух формах - путем самовоспитания или в результате обучения. Методы обучения СПД: лекция, беседа, анализ и самоанализ; решение педагогических задач, консультирование, профессиональный тренинг. Целью консультирования по СПД является развитие и актуализация профессионально-нравственных качеств личности педагов.
П 12 Индивидуальное и групповое психологическое консультирование студентов.Выделяют 2-е формы консультирования:1) Индивидуальнаяформа происходит на начальных этапах консультирования. Предпочтительна, когда ситуация очень сложна и не может обсуждаться в групповых занятиях. Либо индивидуально-типологические особенности студента не располагают к групповой работе. Индивидуальное психологическое консультирование проводится, как правило, в форме взаимного общения психолога и клиента (т.е. обратившегося к нему за помощью студента).Сущность консультирования состоит в оказании помощи студенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности.Психологу необходимо выбрать наиболее приемлемую тактику общения, установить доверительный контакт, чтобы побудить студента к откровенному разговору. В конце диалога следует определить сроки дальнейших встреч для консультирования.Консультирование проводится, как правило, в форме специальной беседы со студентом. Существенно важным для проведения беседы является то, что предметом взаимодействия будет внутренний мир студента. Процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение студента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.Обычно применяется пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы:
Установление контакта Беседа может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога: Слушаю тебя, или Расскажите о себе, илиЧто привело ко мне... Создается возможность для разговора о себе, т.е. задается предмет взаимодействия - студент и события его жизни. Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть люди, которые не идут на контакт. Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами: интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) - психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения;директива (указание) - строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание;совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) - психолог дает клиенту полезную информацию;самораскрытие - психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт;обратная связь - позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие;логическая последовательность - психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то...», дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть их результат;открытые вопросы («Кто?» - факты; «Как?» - чувства; «Почему?» - причина; «Можно ли?» - общая картина) - психолог выясняет основные факты, облегчающие разговор с клиентом;пересказ - психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсуждение, показывает клиенту уровень понимания его проблем;отражение чувств - психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства;резюме - психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы;воздействующее резюме - используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.2) Групповая, рекомендована когда студенты эмоционально принимают проблему, но сами испытывают трудности в ее разрешении. Рекомендуется специальный тренинг или психо-терапевтические группы по решению проблем. Может осуществляться в формах: 1) Консультация по частным проблемам (обсуждение)- ведется в группе, обсуждается наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации, модели выхода либо приспособления, без анализа лежащих в их основе психологических проблем. 2) Специально-организованный тренинг - В тренинге легче формируются навыки и умения, студенты лучше ориентируются в решении тех или иных проблем.3) Психо-терапевтическая группа для решения проблем - повышение коммуникационной компетентности студентов и осваивание навыков рефлексии и эмпатичного слушания.
П 13 Психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних студентов и лиц, их заменяющих.
Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних студентов или лиц, их заменяющих - наиболее доступная распространенная форма установления связи педагога-психолога с семьей, его систематического общения с родителями. Психолог консультирует родителей (лиц, их заменяющих) по результатам проведенных исследований, проблемам обучения и поведения, часто обсуждает с родителями вопросы, связанные с различными проявлениями недисциплинированности, агрессивности студента. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, а также низкий уровень психолого-педагогической культуры Индивидуальные беседы обычно носят избирательный характер. Консультации проводятся для того, чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию.
Консультирование- это профессиональное отношение психолога к клиенту, цель которого - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели, на основе осознанного выбора, при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (Кочюнас Р.).
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что он независимый, ответственный индивид способен принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Структуру процесса консультирования:
1.Исследование проблем - на этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия.
2.Двухмерное определение проблем заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, уточнение проблем ведется до одинакового их понимания клиентом и консультантом.
3.Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.
4.Планирование. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.
5.Деятельность-это последовательная реализация плана решения проблем.
6.Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты.
Похожую структуру предлагает Абрамова Г.С., определяя интервью основным методом психологического консультирования.
Консультативная психология (Меновщиков В.Ю) исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Большое внимание к ситуации и личностным ресурсам.
Выделяют пять этических принципов, следование которым является особенно важным:
1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2.Ориентация на нормы и ценности клиента.
3.Запрет давать советы.
4.Анонимность.
5.Разграничение личных и профессиональных отношений.
Главная особенность консультирования родителей в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - студента и взрослого. Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и студента. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Установление доверия между психологом и родителем - это главное в совместной работе психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку. Особенности консультирования родителей:
1) Мотивация с которой родители приходят на консультацию. Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем студента и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон студента.
2)Отношение родителей к консультанту. От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем студента свойственно родителям
Т 17 Психология и педагогика молодежных групп и объединений.
Неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.Молодежь - органическая часть современного общества. Она несет незаменимую никакими другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Реализация любой концепции развития страны будет зависеть от того, как она воспринимается и оценивается молодым поколением, насколько соответствует образу мыслей и жизни молодых.
Признаки присуще неформальным объединениям: 1) отсутствие юридического статуса; 2) ношение необычной, порой вызывающей одежды; 3) агрессивность по отношению к окружающим; 4) отсутствие общей программы. Среди причин возникновения неформальных организаций немало естественных и понятных причин, вызванных возрастными особенностями развития психики ребенка: 1) Вызов и протест обществу; 2) Непонимание и неурядицы в семье; 3) Нежелание быть как все; 4) Стремление к самоутверждению; 5) Привлечь к себе внимание; 6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; 7) Копирование западных структур, течений, культуры; 8) Религиозные идейные убеждения; 9) Дань моде; 10) Отсутствие цели в жизни; 11) Влияние криминальных структур, хулиганство; 12) Возрастные увлечения.
Со многими из этих явлений можно и нужно работать соответствующими педагогическими, культурно-просветительными, социальными и правовыми средствами.Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой - социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными, т.е. ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты), социально-ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными - откровенно преступными группами. Первостепенная причина ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск или неосознавание смысла существования.
Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.
Еще одна особенность - завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.
Роль социального педагога в работе с неформалами очень велика. Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.
Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют:1. выявить наиболее авторитетных лиц; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.); 2. осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах; 3. вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения; проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния; 4. находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет; 5. постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.
Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое.
Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки - «неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже.Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Таким образом, можно выделить основные формы и методы работы с неформальной молодежью: - вовлечение их в спорт, занятия искусством или иную социально-полезную деятельность; - внедрение социального работника в состав группы с целью коррекции и контроля за их действиями; - индивидуальный подход к каждому члену группировки; - постоянно общаться с детьми и помогать им позитивно решать трудные ситуации, чтобы предотвратить их вовлечение в различные неформальные объединения и организации; - привлечение к уголовной или административной ответственности лиц, формирующих асоциальное окружение и навязывающих антиобщественное поведение детям;
- проведение социально значимых и административных мер по предупреждению и распространению наркомании и пьянства среди подростков; - организация и осуществление мер по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков в семье и образовательных учреждениях;- проведение в образовательном учреждении лекций и бесед о сущности антисоциальных формирований, движений и молодежных субкультур.В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.
Т 18 Развитие социальных инициатив студентов в процессе профессиональной социализации.
Инициатива (франц. initiative, от лат. initium - начало), почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждение к началу какого-либо дела; способность к самостоятельным активным действиям. Инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или предложением новых форм деятельности. Инициатива выступает сущностной характеристикой социального поведения и является необходимым компонентом в достижении целей профессиональной адаптации, самореализации будущего специалиста в обществе (М.А.Галагузова, А.В.Волохов, С.С.Гиль). С другой стороны, инициатива - это способ взаимодействия будущего специалиста и всех социально-экономических сфер жизнедеятельности региона, обеспечивающий в этом случае, двусторонний процесс выявления, принятия, содействия удовлетворению обоюдных потребностей специалиста и общества.
Понятия "инициатива", "инициативность" употребляются в работах педагогов, социологов, философов, в основном характеризуя проблемы самоорганизации, самореализации личности в рамках общественных объединений (А.В.Волохов, И.И.Фришман) и рассматриваются как качественные характеристики личности, необходимый элемент процесса самореализации. С.Тетерский применяет понятие "социальные инициативы", описывая общественное движение молодых людей, объединенных идеями социальной активности, заботы об окружающем мире и деятельном его преобразовании средствами социальных проектов.
В нашем случае, мы рассматриваем социальную инициативу в рамках студенческого сообщества, объединенного процессом профессиональной подготовки, как форму самореализации будущего специалиста в обществе и как способ взаимодействия современного специалиста и общества в условиях рыночных отношений.
Таким образом, социальная инициатива может быть представлена как: - качественная характеристика профессионально значимых черт личности будущего специалиста; - форма выражения его профессиональных потребностей; - субъективно возможная и общественно-значимая основа самореализации специалиста в условиях рыночных отношений; - способ взаимодействия будущего специалиста с социальными, властными и экономическими институтами общества.
Такое представление о сущности социальной инициативы при ее использовании как фактора повышения качества профессиональной подготовки специалиста и действенной формы этой подготовки, предполагает необходимость организации эффективной социально-педагогической деятельности вуза и регионального сообщества по поддержке студенческих инициатив. А само содержание этой поддержки, процесс ее организации в этом контексте играет роль универсального механизма принятия, одобрения, содействия в реализации актуальных профессиональных потребностей молодого человека и взаимодеиствия с ним различных социальных институтов, укрепляющих основу его личностного и профессионального существования.
Таким образом, социальная инициатива студента - это, соответствующая особенностям студенчества как социальной группы общества, форма проявления собственных профессиональных потребностей и реально применяемый в образовательном процессе инструмент повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста, способ его эффективного взаимодействия, а с социальной действительностью в условиях рыночных отношений.
Для того чтобы социальная инициатива студента стала фактором повышения качества подготовки его как будущего специалиста в вузе, она должна органически вписываться как в структуру образовательного процесса вуза в целом, так и в структуру управления его качеством. Качество является интегрирующим ценностным основанием развития современного общества. Оно позволяет интегрировать в единое целое развитие социальной сферы общества, экономики, образования и отдельной личности. Именно поэтому, мы считаем необходимым, рассматривая качество высшего образования, проанализировать междисциплинарные основания становления понятия "качество" и вариативность его использования в различных сферах жизни общества.
Понятие "качество" формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Сегодня, категория "качество" является фундаментальным, системным определением социальной политики, стратегии развития экономики страны и ее социальной системы. Во всем мире качество является главным фактором, обеспечивающим преимущество любой системы, в том числе и системы образования. Качество превратилось в новый источник роста инновационного богатства, а всеобщее управление качеством становится основой методологического осмысления теории и технологии управления, качества управления.