ВНАВ ее первый председатель М.П. Павлович
Двух отделах: политико-экономическом и историко-этнологическом.
ВНАВ утверждала поворот востоковедения к проблемам социально-экономического развития, национально-освободительного движения, политики империалистических стран на Востоке
Незнания восточных языков многими авторами, невозможности ознакомиться с местными материалами, отсутствия достаточной информации о событиях, происходивших на Востоке, стремления подогнать факты под те или иные положения марксизма.
Ликвидацию ВНАВ в 1930 г.
Московский институт востоковедения. История его создания такова. В сентябре 1920 г. В.И. Ленин подписал «Постановление об учреждении Центрального института живых восточных языков» – ЦИЖВЯ. Институт создавался на базе Лазаревского института восточных языков (одновременно подобный институт возник и в Петрограде). Директором ЦИЖВЯ избрали М.О. Аттая – известного московского арабиста.
В октябре 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о слиянии ЦИЖВЯ и восточного отделения университета в одно высшее учебное заведение – Институт востоковедения
Московский институт востоковедения просуществовал до 1954 г.
Разумеется, в связи с необходимостью формирования марксистских образованных кадров в востоковедных учебных заведениях существенно менялись учебные планы. Так, по декрету СНК от 4 марта 1921 г. «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР» вводилось чтение трёх обязательных курсов: развитие общественных форм, исторический материализм, пролетарская революция.
Важную роль в подготовке национальных кадров для проведения советской политики на местах сыграл Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), созданный в 1921 г. В постановлении ВЦИК прямо говорилось о том, что он учреждается «для подготовки политработников из среды трудящихся восточных договорных и автономных республик, автономных областей, трудовых коммун и нацменьшинств» (Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Указ. соч. – С. 18).
… Сейчас нам нужны учёные, которые принимают участие в строительстве социализма»
Начало 1930-х – конец 1940-х гг.: утверждение марксистских схем и подходов, идеологический диктат партии
Академия продолжала оставаться изолированной, оторванной от жизни организацией, а должна была быть научным центром, практически помогающим социалистическому строительству. полное подчинение науки партийному контролю и диктату.
В результате реорганизации в октябре 1930 г. в составе Академии наук появился Институт востоковедения (ИВАН). Он делился на два отдела: научно-исследовательский и библиотечный.
Задача всестороннего изучения на основе марксистско-ленинской методологии проблем колониального, полуколониального и особенно Советского Востока. Экономика, политика, национально-освободительная и классовая борьба становились для ИВАН основными темами.
слабую лингвистическую подготовку. Их отличало и недостаточное знание конкретной истории стран Востока, некоторым из молодых востоковедов была присуща амбициозность, уверенность в том, что только их позиция является единственно истинной.
Попасть в востоковедные институты с трудными курсами обучения можно было, будучи либо представителем восточного народа, либо выдвиженцем пролетарского происхождения.
Очевидно, что снижение уровня востоковедного образования не могло не сказываться негативно на качестве научно-исследовательских работ, выполняемых молодым пополнением.
В планах ИВАН в 1930-е гг. фигурировали такие темы, как колониальная политика империализма, национально-революционные движения на Востоке, экономическая структура стран Востока и пережитки феодализма, национальный вопрос в странах Востока, языки и диалекты стран Востока.
Японоведения. Её председателем являлся Н.И. Конрад.
Специализированными востоковедными учебными заведениями были Московский институт востоковедения и Ленинградский восточный институт.
ИВАН имел связи и с зарубежными учёными-востоковедами. Особенно тесными были контакты с учёными Турции, Ирана.
Новым явлением в востоковедении в 1930-е гг. стала подготовка специалистов узкого профиля – историков, экономистов, лингвистов и т.п., а не индологов, арабистов, китаистов широкого профиля, как это делалось до революции.
Письмо И.В. Сталина, опубликованное в конце октября 1931 г. в журнале «Пролетарская революция». В нём содержалась резкая критика историков, которые, по мнению вождя, имели собственную, т.е. неверную точку зрения на проблемы, связанные со строительством социализма в СССР, а также по вопросам теории и истории мирового коммунистического движения.
– «жульническое крючкотворство», «галиматья», «голово-тяпство,
Апогеем стало издание «Краткого курса истории ВКПб», одобренного в 1938 г. ЦК ВКПб.