Методика «Заучивание 10 слов»
Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти
Для проведения исследования образной кратковременной памяти используются девять геометрических фигур, а для исследования вербально- логической памяти 12 слов.
Оценка устойчивости внимания
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Оценка объема динамического внимания
Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова — четыре таблицы размером 35 х 35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25, секундомер и указка.
Оценка переключения внимания
Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова-Шульте размером 49x49 см с цифрами от 1 до 25 черного цвета и цифрами от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка.
Корректурная проба (тест Бурдона).
Оценка вербально-логического мышления
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 слова.
Оценка образного мышления
Для проведения исследования потребуются наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета; секундомер и протокол для регистрации ответов;
Тест Замбачавицене.
Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Эмоциональная сфера-
Проективные методики: рисунок «Человек», «ДДЧ», «Несуществующее
животное», «Человек под дождем», «Кактус».
Проективные: хенд-тест, тест тревожности Филлипса, метод экспертных
оценок.
Коррекционно-развивающая работа:
Психофизиология- моторные задания, упражнения на развитие памяти,
мышления, внимания;
библиотерапия, сказкотерапия (умение рассуждать, система отношение, усвоение моральных норм);
массаж, релаксации, сенттерапия, куклотерапия, игротерапия;
тренинговые занятия (развитие коммуникативных навыков, стрессоустойчивость,фототерапия);
психологические клубы, секции;
индивидуальные консультации.
1.9. Охарактеризуйте основные методы психологической диагностики(тестирование, опрос, проективные, беседа, наблюдение), используемые в образовательной организации.
Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.
Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку-отношение к определенной социальной группе).
Проективные - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опраши
По форме оно бывает следующим:
- свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
- стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
- частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).ваемым).
Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Особенности метода наблюдения:
непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
влияние наблюдателя на объект наблюдения;
влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
1.10. Охарактеризуйте особенности взаимодействия участников образовательного процесса, построенного с учетом принципов профессиональной этики.
Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Ученик»
Цель: Установление и сохранение этических норм и правил поведения учителя и ученика
Учитель должен:
Профессиональный уровень
· Строить свои отношения с учеником на основе уважения к личности.
· Обеспечить ученику высокое качество и комфортность обучения.
· Осуществить индивидуальный подход к ученику с учетом его психосоматических особенностей.
· Нести ответственность за охрану жизни и здоровья ученика, защищать его от всех форм физического и психического насилия.
· Любить ученика независимо от ситуации, в которой он находиться
Ученик должен:
· Быть трудолюбивым, любить семью, школу, окружающую природу и Родину.
· Беречь свое здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
· Уважать достоинство учителя.
· Пользоваться правом на доступ к информации, способствующей своему развитию.
· Участвовать в создании положительного имиджа школы.
· Беречь и ценить имущество школы.
· Быть положительным примером в поведении для других.
· Прислушиваться к советам и рекомендациям учителя.
· Уметь корректно выражать свое мнение и мысли.
· Знать, что нет лучшего вложения , чем инвестиции в себя.
· Следить за своим внешним видом, быть опрятным и аккуратным.
Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Родитель»
Цель: Сотрудничество семьи и школы в воспитании, образовании, развитии детей, при соблюдении следующих принципов:
1. Принцип приоритета школы в обучении детей.
2. Принцип ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся в рамках педагогического процесса. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия.
4. Принцип адекватного поведения учителя при установлении им контактов с родителями учащихся:
· Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.
· Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причем педагогическая целесообразность при этом велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задумываться, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут.
Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Учитель»
Цель: Укрепление престижа учителя в глазах социального окружения.
· Педагоги поддерживают имидж компетентного, доброго, любящего детей специалиста. Прививают любовь и уважение к культурному наследию и богатой истории петербургской школы.
· Педагоги работают над созданием высококлассного имиджа школы, используя максимум творческого и интеллектуального потенциала.
· Педагоги создают деловой стиль взаимоотношений в педагогической среде.
Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Администрация»
Социальная ответственность
Администрация допускает к работе профессионально-компетентных работников, информирует общественность о профессиональном уровне педагога (образование, категория, стаж). Педагог должен знать нормативно-правовую базу педагогической деятельности.
Корпоративная ответственность.