Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активнос­ти внимания.

Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти

Для проведения исследования образной кратковременной памяти ис­пользуются девять геометрических фигур, а для исследования вербально- логической памяти 12 слов.

Оценка устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном по­рядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Оценка объема динамического внимания

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова — четыре таблицы размером 35 х 35 см, где в каждой клетке в случайном порядке раз­бросаны числа от 1 до 25, секундомер и указка.

Оценка переключения внимания

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова-Шульте размером 49x49 см с цифрами от 1 до 25 черного цвета и цифрами от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка.

Корректурная проба (тест Бурдона).

Оценка вербально-логического мышления

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исклю­чение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 слова.

Оценка образного мышления

Для проведения исследования потребуются наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета; секундомер и прото­кол для регистрации ответов;

Тест Замбачавицене.

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Эмоциональная сфера-

Проективные методики: рисунок «Человек», «ДДЧ», «Несуществующее

животное», «Человек под дождем», «Кактус».

Проективные: хенд-тест, тест тревожности Филлипса, метод экспертных

оценок.

Коррекционно-развивающая работа:

Психофизиология- моторные задания, упражнения на развитие памяти,

мышления, внимания;

библиотерапия, сказкотерапия (умение рассуждать, система отношение, усвоение моральных норм);

массаж, релаксации, сенттерапия, куклотерапия, игротерапия;

тренинговые занятия (развитие коммуникативных навыков, стрессоустойчивость,фототерапия);

психологические клубы, секции;

индивидуальные консультации.

1.9. Охарактеризуйте основные методы психологической диагностики(тестирование, опрос, проективные, беседа, наблюдение), используемые в образовательной организации.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку-отношение к определенной социальной группе).

Проективные - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опраши

По форме оно бывает следующим:
- свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
- стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
- частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).ваемым).

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

влияние наблюдателя на объект наблюдения;

влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

1.10. Охарактеризуйте особенности взаимодействия участников образовательного процесса, построенного с учетом принципов профессиональной этики.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Ученик»

Цель: Установление и сохранение этических норм и правил поведения учителя и ученика

Учитель должен:

Профессиональный уровень

· Строить свои отношения с учеником на основе уважения к личности.

· Обеспечить ученику высокое качество и комфортность обучения.

· Осуществить индивидуальный подход к ученику с учетом его психосоматических особенностей.

· Нести ответственность за охрану жизни и здоровья ученика, защищать его от всех форм физического и психического насилия.

· Любить ученика независимо от ситуации, в которой он находиться

Ученик должен:

· Быть трудолюбивым, любить семью, школу, окружающую природу и Родину.

· Беречь свое здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

· Уважать достоинство учителя.

· Пользоваться правом на доступ к информации, способствующей своему развитию.

· Участвовать в создании положительного имиджа школы.

· Беречь и ценить имущество школы.

· Быть положительным примером в поведении для других.

· Прислушиваться к советам и рекомендациям учителя.

· Уметь корректно выражать свое мнение и мысли.

· Знать, что нет лучшего вложения , чем инвестиции в себя.

· Следить за своим внешним видом, быть опрятным и аккуратным.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Родитель»

Цель: Сотрудничество семьи и школы в воспитании, образовании, развитии детей, при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип приоритета школы в обучении детей.

2. Принцип ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся в рамках педагогического процесса. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия.

4. Принцип адекватного поведения учителя при установлении им контактов с родителями учащихся:

· Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

· Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причем педагогическая целесообразность при этом велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задумываться, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Учитель»

Цель: Укрепление престижа учителя в глазах социального окружения.

· Педагоги поддерживают имидж компетентного, доброго, любящего детей специалиста. Прививают любовь и уважение к культурному наследию и богатой истории петербургской школы.

· Педагоги работают над созданием высококлассного имиджа школы, используя максимум творческого и интеллектуального потенциала.

· Педагоги создают деловой стиль взаимоотношений в педагогической среде.

Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель - Администрация»

Социальная ответственность

Администрация допускает к работе профессионально-компетентных работников, информирует общественность о профессиональном уровне педагога (образование, категория, стаж). Педагог должен знать нормативно-правовую базу педагогической деятельности.

Корпоративная ответственность.

Наши рекомендации