Грам. и словообр. понятия, их сущность, природа. Трудности усвоения понятий.

Государственно-образовательный стандарт и программы по начальному обучению русскому языку предполагает усвоение достаточно широкого круга грамматических (морфологических и синтаксических) словообразовательных понятий. В философии понятие представлено как форма отражения мышления, т.е. понятие - это некоторое обобщенное явление над ранее обобщенным. Н-Р:

Альтруизм- способность действовать, пытаясь оказать помощь другим;

Бескорыстие;

Человек не считается с собственными интересами. Н-Р:

Г и СП также являются обобщением над ранее обобщенными признаками.

Предложение- 1. Это законченная мысль; 2. связь слов в предложении; 3. О чем или о ком говорится в предложении; 4.Интонационная завершенность (уст. речь) 5. Заглавная буква в начале предложения и знак препинания в конце.

Раскрывая сущность понятия грамматического или словообразовательного следует помнить, что это не только форма отражения мышления, но и высокий уровень абстрактности каждого языкового понятия. Поскольку все понятия в языке обладают высокой степенью абстрактности, необходимо строить работу на уроках русского языка таким образом, чтобы максимально были задействованы и развивались все мыслительные операции (простые: анализ, синтез, сравнение; сложные: обобщение, классификация, абстрагирование).

При изучении каждого языкового понятия учителю необходимо построить работу, т.о., чтобы выделить в понятии существенные и несущественные признаки. Существенными для понятии явл-ся такие признаки, без которых данное понятие не существует в языке.

Пр-р: Приставка - служит для образования новых слов, стоит перед корнем.

Несущественными явл-ся такие признаки, которые могут проявляться и не проявляться в понятии. Пр-р: Приставка может состоять из 1, 2, 3, 4 букв. Когда проводится урок знакомства с понятием, учитель предлагает рассматривать только существенные признаки, с несущественными признаками учащиеся будут знакомиться над данным понятием. Пр-р: Окончание - изменяемая часть слова; 2. служит для образования формы; 3. служит для связи слова в предложении. Вывод: Перед проведением урока учитель должен четко знать, на каком уроке и в каком классе необходимо знакомить учащихся.

3. Технологии изучения частей речи (по выбору студента).

Знак-в и изучение частей речи заним. начит. есто в программе нач. обуч. р.я. Раздел морфология чаще всего явл. немотивированным для мл. шк-ка. Принято счит, что основной целью изуч. морфологии явл-ся обуч. правописанию. Это не единственное направлен., т.к. знач. частей речи, их признаков – это обуч. употреблению, изменен. и образованию новых слов и форм слов и, кроме того, совершенствование грамматич. строя речи.

Знания, котор. получает в нач. шк. по разделу морфологии, не явл-ся достаточно обширными (не вся грамматич. теория понятна мл. шк-ам), но и не явл-ся достаточно скромными. Кажд. часть речи рассм-ся с 5 сторон:

Направления изучения существительное прилагательное глагол наречие
1. Значение предмет признак действие предмета признак действия
2. Вопросы Кто? Что? Какой? Что делать? Как?
Признаки части речи Постоянные: одуш-е/неод-е; собств-е/нариц-е; род, склонение. Непостоянные: число, падеж. Постоянные: - Непостоянные: род, число, падеж (завис-ть от существительного) Постоянные: спряжение. Непостоянные: время, лицо, число, род (в ед. числе) неизменяемое
4. Правописание Окончания и суффиксы
5. Образование части речи (на практической основе; способы образования слов рассмат-ся только в системе Занкова) От других существительных От существительных От других глаголов От прилагательных

Работа по усвоению частей речи происходит на протяж. всех 4-х лет обучения: 1 класс: допонятийный уровень. 2-4 классы: поэтап. изуч. признаков. Послед. 20-летие на Ур. р.я. в нач. шк. принято проводить вводный урок, на котор. происх. общее знак-во с частями речи. Основные понятия: 1. Часть речи 2. Название частей речи (сущ., прил., глагол). 3. Вопросы (кто? Что?; какой?; что делать?). Начало изучения мож. соотнести с понятием речь.

Речь – это большой дом, а каждый кирпичик – это часть речи, которая составляет дом (речь). Слова могут обознач. не только предмет,но и признак предмета, действие предмета (карточки). «Давайте попроб. опред., что обознач. эти слова». Детям можно предложить подобрать слова, которые соответствуют действию, признаку предмета, предмету. Заранее надо приготовить гр-у слов, котор. им предлагают проанализировать. В эту гр-у мож. включ. проблемные слова (бег, желтизна, гостиная, столовая). К словам, котор. вызывали сомнение, задаются вопр. (что? – бег; что делать? - бежать). Приготовить карточки с вопросами: кто?, что?, какой?, какая?, какие?, что делать? Слова кажд. гр-ы им. свои названия: имя сущ-ое, прилагательное, глагол. Итог данного Ур. не требует проявления знаниевого уровня. Это общее знак-во, котор. должно убедить детей в том, что еще очень многих секретов из жизни слов они не знают. Кроме того, следует обратить вним. дет. на то, что все слова в р.я. делятся на группы – на части речи – не для того, чтобы нас запутать, а сделать изучение их более понятным.

Методика изучения имени существительного.1) Знач. изучения данной темы и задачи.Знак-во с именами сущ- ми начин. еще дошк. период (допонятийный уровень). В речи дошк-ов гораздо шире представлено имя сущ-ое, чем др. части речи. Поэтому, практическое исп-ие имен сущ-ых находится у мл. шк-ов на достаточно высоком уровне, чего нельзя сказать об умении формулировать его лексическое значение.Переоц. раб. над сущ. невозможно, т.к. именно с его помощью в значит. степени обогащается словар. запас мл. шк-ка. Кроме того, знач. предметности – это только начало раб. над именем сущ–ым, которое усваивается на допонятийном уровне.В связи со знак-ом с термином «имя сущ-ое», представлен. о знач. данной части речи значит. расширяется, т.е. имя сущ-ое называет предметы, явлен. прир, календар. и памятные даты, нек-ые процессы (решение, обдумывание, рассказывание); называние действия, как предмета (бег, шум). Задачи изучения темы: 1) Познак. с именем сущ. как с частью речи (пояснительная записка).2) Научить разграничивать разные части речи и находить имена сущ-ые по сумме признаков:а) бег, крик, свист, прыжок – сущ-ые, котор. наз. предмет, как действие.б) доброта, честность – наз. предмет как признак.3) Познак. с постоянными и непост. признаками сущ-ых.4) Научить образовывать сущ. и определять сп-б их образования.5) Научить писать ь на конце сущ. после шипящих.6) Научить склонять имена сущ-ые.7) Отработать навык правопис. безудар. падеж. окончаний сущ-ых в ед. и мн. чис.8) Содействовать общему развитию уч-ся.2) Распред. мат-ла по годам обучения.Чтобы сформир. представлен. о кажд. признаке имен сущ-ых необходимо знать общий объем признаков и последовательность их изучения.

4. Орфографический навык, его сущность, природа. Орфограмма. Орфографическое поле. Опознавательные признаки орфограмм.

Обучение правописанию одна из серьезных проблем начального обучения РЯ. Говоря о правописании, мы имеем ввиду – 2 понятия: «орфографическая зоркость», «орфографическая грамотность». Орфографическая зоркость – умение обнаруживать орфограммы, определять их вид и действовать соответственно правилу (45-47 % младших школьников). Орфографическая грамотность – умение грамотно писать, не обращаясь к определению ошибкоопасного места и вида орфограмм (70-75 %). Прочный орфографический навык сформирован у примерно 60%. В психологии 2 типа навыков: 1 – которые формируются в результате многократных повторений; 2 – которые подчиняются контролю со стороны мыслительной деят-ти. Орфограф. навык включает навыки 1 и 2 типа, но лидирует 2, т.к. в случае затруднения осуществляется поиск правильного варианта, тем более что в современном РЯ кол-во слов с непроверяемыми орфограммами возрастает.Сущ-ет 3 мнение, что по указанной причине орфог-е образование не может быть навыком, но на сегодняшний день понятие «орфограф. навык» остается устойчивым. Он сложен в своем формировании потому, что является навыком речевым и помимо специальных орфограф. умений вбирает в себя целый ряд речевых: 1 – знание букв; 2 – разграничение понятий «звук» и «буква»; 3 – умение обозначать их на письме: *грамматическое умение [Алёша [ло]]; *орфографическое умение [коты [а]àа, о]. 4 – ударение, определение слабых и сильных позиций. Эти умения должны быть сформированы к концу 4 кл. достаточно прочно, потому что становление орфограф-го навыка происходит в 10-тилетнем возрасте. Автоматизация орфограф-го навыка состоит в свёртывании мыслительных операций, которые проделывает пишущий в процессе освоения навыка: 1 – письмо слова и выделение слабой позиции [в_лна]; 2 – определение, в какой части сл. находится орфограмма; 3 – выбор способа проверки из ряда возможных [в_лна-волны]; 4 – реакция письма [волна]. Все эти действия первоначально проговариваются. Затем начинается постепенное свертывание операций. Этапы свертывания: 1 – сокращение пояснений; 2 – свертывание рассуждений и операций (сразу проверочное слово); 3 – автоматизация (не проверяется, сразу пишется). Автоматизация каждой конкретной орфограммы зависит от уровня сложности [заглавн. буква в нач. предл., ча-ща, чу-щу, жи-ши, …]. В последнее 20-тилетие стал использоваться термин «орфограмма». До этого были «трудное место», «ошибкоопасное место». Орфограмма – это написание, которое требует проверки и запоминания. С понятием «орфограмма» тесно связано понятие «орфограф. поле» - это тот предел, в котором находится орфограмма [сбежал – предел корень]. Опознавательные признаки орфограмм: работа над орфографическим навыком начинается с определения орфограмм: 1 – несовпадение произношения и написания, работает только когда есть письмен.образец слова; 2 – буква и буквосочетание, звуки и звукосочетания – осознание сильных и слабых позиций; 3 – закрепленность орфограммы за морфемами или ЧР.

5. Орфографическое правило. Типы правил. Технологии знакомства с орфографическим правилом (на примере одного правила по выбору студента).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

·применять правила правописания (в объёме содержания курса);

·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

·безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

·писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·подбирать примеры с определённой орфограммой;

·при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

·при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем.

По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня овладения грамматическим и фонетическим материалом.

Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории.

Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим.

Тем самым они избавляют пишущего от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.

Под правилом, по словам Д. Н. Богоявленского, понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых факторов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов.

Наши рекомендации