Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления
Значимость управления процессом обеспечения устойчивого социально-экономического развития основана на приведении в действие всех составных частей сомоорганизации общества. Совершенствование общественного развития при одновременном устранении недостатков и противоречий должно происходить с целью структуризации элементов, обеспечивающих условия функционирования муниципального района и формирования возможностей для более объективных условий взаимодействия людей в сферах их жизнедеятельности. Действия в данном направлении с использованием элементов системы местного самоуправления признано стать одной из основ содействия повышению эффективности местной экономики и качества жизни населения. Базовой составляющей этого процесса является совмещение интересов администрации муниципального района, бизнес-сообщества, общественности и отдельных граждан, общая совокупность которых обеспечивает территориальное воспроизводство экономических, социальных, демографических, инфраструктурных и иных процессов.
Устойчивое развитие экономики невозможно без улучшения бизнес-климата в Октябрьском районе. Состояние бизнес-климата в районе определяется уровнем развития действующего инвестиционного законодательства, наличием системы мер по поддержке инвесторов органами местного самоуправления, наличия механизмов по выявлению приоритетных проектов и других факторов развития инвестиционной деятельности на территории района.
Законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, документы государственного стратегического планирования, градостроительная документация определяют цели и задачи для муниципальных образований автономного округа. В соответствии с этим, органы местного самоуправления ХМАО – Югры должны поддерживать курс региона на реализацию направлений государственной политики и планов мероприятий, в том числе:
- План мероприятий («дорожная карта») Российской Федерации «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и План мероприятий («дорожная карта») «Организация системы мер, направленных на сокращение сроков, количества согласований (разрешений) в сфере строительства и сокращение сроков формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее также – ДК Строительство-Земля ХМАО-Югры) определяют задачу по совершенствованию системы муниципального управления для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в строительстве.
- Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее также Стандарт), утвержденный решением от 03.02.2012 наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», который при надлежащей реализации позволяет достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регион, определяет задачу по осуществлению содействия органами местного самоуправления в реализации Стандарта.
В Октябрьском районе отмечается активность органов власти в стремлении создать благоприятные условия для ведения бизнеса, активизации инвестиционной деятельности и улучшения социально-экономической ситуации в целом. При этом проведенный SWOT-анализ показал наличие как сильных, так и слабых сторон в формировании бизнес-климата на территории района:
Сильные стороны
1. На территории Октябрьского района разработаны и приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие вопросы поддержки инвестиционной деятельности.
В районе действуют нормативные акты устанавливающие порядок и условия получения отдельных мер по поддержке инвесторов органами местного самоуправления:
- Решение Думы Октябрьского района № 258 от 12.09.2007 «Об утверждении Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий».
В Октябрьском районе реализуются муниципальные программы, направленные на поддержку инвесторов на муниципальном уровне, что облегчает ведение бизнеса для местных предпринимателей.
- Постановление администрации Октябрьского района № 3911 от 30.10.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Октябрьском районе на 2014 – 2016 годы»;
- Постановление администрации Октябрьского района № 3428 от 20.09.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса муниципального образования Октябрьский район на 2014-2020 годы»;
- Постановление администрации Октябрьского района № 3912 от 31.10.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей муниципального образования Октябрьский район на 2014-2016 годы»;
- Постановление администрации Октябрьского района № 3586 от 03.10.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районе на 2014 – 2020 годы»;
- Постановление администрации Октябрьского района № 3909 от 30.10.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью Октябрьского района на 2014-2016 годы».
2. В целях обеспечения реализации планов мероприятий ДК Строительство-Земля ХМАО-Югры подготовлена муниципальная дорожная карта «Организация системы мер, направленных на сокращение сроков, количества согласований (разрешений) в сфере строительства и сокращение сроков формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства в муниципальном образовании Октябрьский район (2013 - 2018 годы)».
3. В Октябрьском районе механизм взаимодействия заявителя, органа, оказывающего государственную или муниципальную услугу, и органов власти и организаций, обращение в которые необходимо для предоставления услуги, является одной из лучших практик на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по результатам анализа, проведенного в рамках НИР «Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», выполненного ООО ИТП «Град» в 2013 г. по заказу Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).
На территории Октябрьского района не выявлено разрывов в рамках оказания государственных и муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, инвестиционной деятельности и градостроительства.
4. Выполнен ряд положений Стандарта деятельности органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, которые могут быть реализованы в муниципальных образованиях автономного округа:
- в целях стимулирования инвестиционной активности, поддержки перспективных инвестиционных проектов на территории муниципального образования Октябрьский район создан Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности при администрации Октябрьского района. Совет позволяет согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата, обеспечивает вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиций, общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
- выделены земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов на территории Октябрьского района.
- сформирован План создания объектов инвестиционной инфраструктуры в Октябрьском районе, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2013 года № 106-п.
- представлен перечень инвестиционных проектов в сфере электроснабжения, жилищного строительства, социальной сфере.
- организованы каналы прямой связи инвесторов с органами местного самоуправления для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов.
Слабые стороны
1. Отсутствует доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов: промышленные парки, технологические парки, бизнес-центры.
2. Отсутствует программа развития инвестиционной деятельности.
3. В Октябрьском районе низкая степень согласованности документов территориального и социально-экономического развития и составляет менее 40 % (по результатам анализа, проведенного в рамках НИР «Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», выполненного ООО ИТП «Град» в 2013 г. по заказу Правительства ХМАО-Югры).
Район характеризуется очень низкой согласованностью по среднему ежегодному темпу прироста целевых показателей развития, а также несоответствием сроков разработки документов социально-экономического и территориального планирования, что тормозит реализацию целей и задач социально-экономического развития района.
4. Значения контрольных показатели ДК Строительство-Земля ХМАО-Югры в настоящее время по Октябрьскому району превышают среднерегиональные значения по ХМАО-Югре, в частности:
- средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) по Октябрьскому району составил 90 дней, что в 1,5 раза выше среднего значения по округу;
Возможности
1. Увеличение вероятности реализации инвестиционных проектов на территории Октябрьского района за счет актуализации документов территориального планирования муниципального образования с учетом стратегических документов, принятых на федеральном уровне, на уровне ХМАО-Югры и муниципального образования.
2. Увеличение инвестиционной привлекательности территории за счет создания инженерно-подготовленных площадок для размещения производственных и иных объектов инвесторов, в том числе промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров.
3. Устранение административных барьеров на пути развития бизнеса путем обеспечения действия режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления.
Угрозы
1. Снижение уровня комфорта для ведения бизнеса на территории Октябрьского района без активизации органов местного самоуправления в совершенствовании системы мер поддержки инвесторов, в том числе в виде налоговых льгот, снижения административных барьеров, предоставления субсидий и муниципальных гарантий.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет своевременно принимать решения по корректировке проводимой муниципальной политики, устранять недостатки, определять новые социально-экономические целевые ориентиры.
Формализованный подход по проведению аудита деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Октябрьский район основан на причинно-следственной связи между проводимой политикой муниципальных властей и показателями, характеризующими социально-экономическое развитие территории. Нормативно-правовой основой служит Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Результативные данные целесообразно представить в виде SWOT-анализа с указанием сильных, слабых сторон, а также возможностей и угроз.
Сильные стороны
- высокий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя» - 2 место, что характеризует Октябрьский район как привлекательную территорию для демографического и экономического развития с активным рынком строительства жилья, высоким уровнем жилищного строительства;
- высокий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет» - 3 место. Более 70 % детей Октябрьского района посещают детские сады. В перспективах увеличение данного показателя за счет создания дополнительных групп кратковременного пребывания детей в детских садах;
- высокий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях» - 3 место;
- средний рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» - 4 место;
- средний рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях» - 4 место;
- средний рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя» - 5 место;
- средний рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников» - 5 место.
Слабые стороны
- низкий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (на конец года)» - 7 место;
- низкий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» - 9 место;
- низкий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Удовлетворенность населения деятельностью местного самоуправления городского округа (муниципального района)» - 9 место;
- высокий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения» - 2 место;
- высокий рейтинг среди муниципальных районов автономного округа по показателю «Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)» - 2 место.
Возможности
- повышение рейтинговых позиций Октябрьского района по показателям, относящихся к сфере жилищного строительства, социального строительства, что позволит создать привлекательные условия для демографического и экономического развития;
- использование существующего трудового потенциала работников для формирования базы высококвалифицированных кадров в ключевых сферах экономической деятельности.
Угрозы
- дальнейшее ухудшение рейтинговых позиций Октябрьского района по показателям, относящихся к деятельности малых и средних предприятий;
- потеря доверия населения, бизнес-сообщества к местным властям;
- образование заброшенных населенных пунктов по причине низкой транспортной доступности.