Развитие потребительского рынка

Потребительский рынок является неотъемлемым структурным звеном экономики района, имеет важное социальное значение. Потребительский рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, а также качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории муниципального образования.

Торговля и общественное питание являются важной составляющей внутреннего рынка и играют значительную роль как в формировании общего экономического потенциала, так и в обеспечении потребностей населения муниципального образования в товарах и услугах.

В результате анализа особенностей потребительского рынка Октябрьского района можно выделить следующие ключевые сильные и слабые стороны развития территории, а также ряд потенциальных возможностей и угроз:

Сильные стороны

1. Рост оборота розничной торговли и оборота общественного питания

Розничная торговля района за 2013 год характеризуется ростом основных показателе (рис. 13).

Развитие потребительского рынка - student2.ru

Рис. 13. Динамика оборота розничной торговли Октябрьского района, на начало года

Оборот общественного питания по итогам 2013 года составил 246,7 млн. руб. (7,9 тыс. руб. на душу населения), что составляет 122,6% к уровню 2012 года.

Основную поддержку потребительскому спросу оказывали относительно позитивная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, проведенная индексация заработных плат, в том числе рост заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, в рамках реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012 года, и пенсий, сдержанные инфляционные темпы.

2. Развитие современных форм торговли

Прослеживается изменение структуры торговой отрасли в сторону увеличения количества стационарных предприятий и сокращения количества объектов мелкорозничной торговой сети.

Все чаще наблюдается переход от традиционной формы обслуживания потребителей «через прилавок» к самообслуживанию. В магазины внедряются новые технологии продажи товаров с применением компьютерных касс и штрихового кодирования на товарах.

Развивается продовольственный оптовый рынок, что обеспечивает более широкий ассортимент товаров в розничной торговле. Все оптовые базы расположены на территории городского поселения Приобье (6 оптовых баз). Открытие автодороги по правой стороне Оби позволило осуществлять круглогодичные поставки товара с оптовых баз г. Сургута, что позволило решить проблему досрочного завоза товаров на период бездорожья в населенных пунктах: Карымкары, Большие Леуши, Малый Атлым, Комсомольский.

3. Реализация государственных и муниципальных программ в области поддержки и развития предпринимательства.

В соответствие с подпрограммой VII государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономном округа – Югры на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 419-п на территории Октябрьского района реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районе период 2014 года по 2020 год», утвержденная Постановлением администрации Октябрьского района от 03.10.2013 № 3586 (далее – Программа).

Цель муниципальной программы - создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их роли в экономике района. Программой предусмотрено увеличение количества малых (микро) и средних предприятий, количества индивидуальных предпринимателей, оборота малых (микро) и средних предприятий, количества субъектов, участвующих в образовательных мероприятиях (круглых столах, обучающих семинарах), оказание финансовой поддержки на строительство и реконструкцию объектов недвижимого имущества в труднодоступных и отдаленных местностях района для целей реализации товаров (услуг) и др.

Слабые стороны

1. Устаревшая материально-техническая база предприятий торговли

На территории Октябрьского района расположено 348 объектов розничной торговли, общей площадью 57,1 тыс. кв. метров, в том числе: 265 магазинов (павильоны, палатки, киоски), 21 торговый центр, 22 аптеки и аптечных киоска, 14 автозаправочных станций.

Торговая сеть, особенно в сельских поселениях, представлена в деревянном исполнении, 1970-1980 годов постройки.

В большинстве сельских населенных пунктах отсутствуют узкоспециализированные магазины, ассортимент товаров ограничен и достаточно узок. Розничная торговля представлена продовольственными магазинами и магазинами товаров повседневного спроса или смешанного типа.

Доля площади объектов розничной торговли Октябрьского района в разрезе поселений представлена ниже (рис. 14).

Развитие потребительского рынка - student2.ru

Рис. 14. Доля площади объектов розничной торговли в разрезе поселений Октябрьского района, % от площади объектов розничной торговли района

2. Недостаточная развитость предприятий общественного питания

Сеть предприятий общественного питания представлена 75 объектами на 3 712 посадочных мест, из них 23 объекта (31%) - школьные предприятия общественного питания (социальная сеть), 46 объектов (61%) - общедоступная сеть общественного питания, 6 объектов (8%) - столовые при предприятиях и учреждениях (таблица 3).

Общедоступная сеть составляет 61,0%. Большая часть объектов общедоступной сети общественного питания сконцентрирована в крупных населенных пунктах (пгт. Приобье, п. Перегребное, пгт. Октябрьское). На территории района также есть поселения, где общедоступная сеть общественного питания не представлена вообще (п. Каменное, п. Карымкары, п. Шеркалы).

Таблица 3

Сеть предприятий общественного питания Октябрьского района

Наименование Всего предприятий общественного питания в том числе
общедоступная сеть при предприятиях и учреждениях при учебных заведениях
объектов мест объектов мест объектов мест объектов мест
Всего, в т.ч.:
Рестораны
Кафе
Бары
Закусочные
Столовые

3. Недостаточная развитость сферы предоставления платных услуг населению, в том числе бытовых

К наиболее востребованным платным услугам относятся коммунальные услуги и услуги в сфере бытового обслуживания (ремонт и пошив обуви, швейных изделий, химическая чистка и крашение, ремонт бытовой аппаратуры, парикмахерские услуги, банные услуги, ритуальные услуги, автосервис, услуги фотоателье), реализация ГСМ, заготовка дров, пассажирские перевозки, услуги в сфере культуры и спорта, услуги по организации отдыха и туризма, услуги по приему платежей, услуги связи, медицинские услуги, услуги гостиничного бизнеса.

Но несмотря на большой потенциальный спрос населения на данные виды услуг, на сегодняшний день они не получили достаточного развития, а некоторые до сих пор остаются без внимания субъектов малого и среднего предпринимательства.

Возможности

- развитие инфраструктуры и обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения района;

- развитие дистанционной торговли с учетом географических особенностей Октябрьского района, а также динамичного развития технологий, средств связи и коммуникаций, отвечающих современным тенденциям;

- расширение, обновление и углубление ассортиментного перечня товаров;

- совершенствование системы регулирования потребительской сферы;

- привлечение трудоспособного населения, молодежи к осуществлению предпринимательской деятельности в районе;

- увеличение розничного товарооборота ввиду снижения инфляционного давления и роста доходов населения.

Угрозы

- ограниченное развитие потребительского рынка, обусловленное географическим положением (сложная транспортная схема, отсутствие между населенными пунктами дорог круглогодичного сообщения, малочисленность поселений района);

- уменьшение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на потребительском рынке;

- колебания и непредсказуемый рост цен на товары в розничной торговле.

Наши рекомендации