Формирование грамматической стороны речи детей
Лингводидактические и психологические основы усвоения грамматического строя русского языка дошкольниками.
Характеристика морфологического строя речи дошкольников. Овладение детьми умениями употреблять в речи разнообразные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, союзы, предлоги), общие и частные значения (у имени – род, число, падеж; у глагола - вид, залог, время, лицо, наклонение).
Ознакомление детей со способами словообразования в русском языке (суффиксальный, префиксальный, смешанный). Формирование умений «подбирать» словообразовательное гнездо. Периоды в освоении словообразования. Словотворчество как способ освоения словообразования.
Усвоение детьми синтаксиса родного языка. Обучение способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. Формирование элементарных представлений о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов.
Использование «ситуаций письменной речи».
Воспитание звуковой культуры речи детей
Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых единиц языка. Проблема фонемы.
Формирование слуховых и артикуляционно – произносительных умений.
Обучение звуковому оформлению высказывания в соответствии с целями и условиями коммуникации, в зависимости от предмета, темы высказывания и слушателей или собеседника.
Осознание дошкольниками звуковой стороны речи.
Повторяемость фонематических упражнений и систематичность их проведения как условие формирования сложных речевых навыков звуковой культуры речи.
Особая значимость этого раздела для обучения детей грамоте.
Усвоение детьми связной речи
Психологические и лингвистические характеристики связной речи дошкольников.
Структура диалога. Формирование умений строить диалог, пользуясь разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
Понятие «текст», его категориальные признаки. Текст как продукт речевой деятельности, его предметно – содержательная сторона и речевое оформление.
Функционально – смысловые типы детских высказываний: описание, повествование, рассуждение, контаминированное высказывание.
Формирование элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представления о смысловых и грамматических связях между предложениями (цепная, параллельная, лучевая) и средствах их выражения: лексический повтор, синонимическая замена и др.
Формирование общих речевых умений составления описания, повествования, рассуждения.
Произвольность детской речи.
Развитие умений избирательно пользоваться языковыми средствами для решения задач общения и др. видов деятельности.
Организация самостоятельной работы
Организация самостоятельной работы в рамках данной учебной дисциплины предполагает:
· самостоятельное изучение тем учебной программы, вынесенных за рамки аудиторной работы, базирующихся на ранее изученных темах и учебных дисциплинах;
· изучение научной литературы по проблемам речевого и лингвистического развития детей;
· работу с научной и учебно-методической литературой, рекомендуемой в ходе аудиторных занятий для самостоятельного ознакомления;
· выполнение практических заданий, в том числе, на базе дошкольных образовательных учреждений.
Типовые задания для самостоятельной работы
Типовые задания для самостоятельной работы формулируются по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности:
· анализ образовательных ситуаций и педагогических проблем, возникающих в процессе обучения детей речи;
· анализ педагогического опыта речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста;
· конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста на отдельных этапах обучения речи;
· планирование различных мероприятий, обеспечивающих взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, и родителей в вопросах речевого и лингвистического развития детей.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.,1997.
2. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. – М.-Воронеж, 2002.
3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М. 1999.
5. Цейтлин С.Н. Элементарное лингвистическое образование дошкольников // Актуальные проблемы речевого развития дошкольников (в норме и при патологии). – Орел, 2000, ч.1. – С. 84-86.
Дополнительная
1. Алексеева М.М. Об осознании детьми фонетической стороны речи. // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.44-53.
2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993, № 9.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (3-7 лет). – М., 1999.
4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследований // Дошкольное воспитание. – 1997, № 2.
5. Белякова Г.П. Осознание смысловой структуры предложений детьми дошкольного возраста// Развитие речи дошкольника. – М., 1990, С.53-67.
6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск, 1976.
7. Венгер Л. Из чего строятся слова // Дошкольное воспитание. – 1993, № 2; 1994, № 11.
8. Гризик Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию (на материале малокомплектных детских садов): Автореферат диссертации канд. пед. наук. – М., 1990.
9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 1999.
10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.83-87.
11. Кудрявцев В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методический аспект // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.109-118.
12. Лаврик М.С. Формирование синтаксического строя речи старших дошкольников// Развитие речи дошкольников. – М., 1980. С. 67 –77.
13. Макарова В.Н. Проблемы речевого развития ребенка в современной науке // Взаимодействие дефектолога, учителя, воспитателя и семьи в развитии личности ребенка. – Орел, 1999. С. 88-103.
14. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 2001.
15. Невская Л. Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду (Методические рекомендации). – М., 1990.
16. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2001.
17. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 2001.
18. Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Развитие речи дошкольника. – М., 1990. С. 106 – 116.
19. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Развитие речи дошкольника. – М., 1990. С. 92-106.
20. Сохин Ф.А. Некоторые проблемы развития речи дошкольников в детском саду // Вопросы речевого развития дошкольников.– М., 1998. С. 8-12.
21. Сохин Ф. А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1999. С. 5-11.
22. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978. С.50-56.
23. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7.
24. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.
25. Ушакова О.С. О научной деятельности Ф.А.Сохина // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы. – Рязань, 2008. С.17-24.
26. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2001.
27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М, 2000.
28. Яшина В.И. преемственность обучения родной речи в детском саду и начальной школе // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы. – Рязань, 2008. С.309-314.
Примечание:
Коллоквиум – форма контроля, цель которой выяснение степени усвоения материала по к.-л. крупной теме всей группой, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование обучаемых к систематическим занятиям. Проходит в форме фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
(источник: Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. С.128)