Количество аудиторных часов: 16час.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементарное лингвистическое образование (развитие) дошкольников
Специальность:050703 Дошкольная педагогика и психология
Курс: Y
Форма обучения: очная
Семестр: IX
Количество часов на дисциплину: 50 час.
Количество аудиторных часов: 16час.,
из них: лекций – 16.
Самостоятельная работа – 34 час.
Форма отчетности - зачет
Рабочую программу составила
В.Н. Макарова,
канд. пед. наук, профессор кафедры
теории и технологий дошкольного образования
Утверждено на заседании кафедры теории и технологий дошкольного образования факультета педагогики и психологии (протокол № _____ от______ 2011г.) Зав. кафедрой _______________/С.Ю.Бубнова/ | Утверждено на заседании Ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол № ____ от _______2011г.) Председатель Ученого Совета __________________/М.И.Алдошина/ |
Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности специалиста в области современной теории и практики развития речи и лингвистического образования детей дошкольного возраста.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
· углубить знания студентов в области современной теории речевого развития детей, сформировать систему научных знаний об особенностях и механизмах усвоения детьми родного языка, об осознании ими явлений языка и речи;
· совершенствовать профессиональные умения анализировать теоретические подходы к методике речевого развития детей, результаты исследований и делать выводы о способах их реализации на практике;
· побудить студентов к осознанному изучению теоретических источников и критическому анализу методической литературы.
Содержание курса отражает исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном возрасте, современные подходы к методике речевого и лингвистического развития детей. В основу его положен опыт работы, накопленный сотрудниками лаборатории развития речи Института дошкольного образования АПН РСФСР (позднее – Исследовательский центр семьи и детства РАО, Институт дошкольного и семейного воспитания РАО, ныне – Институт развития дошкольного образования РАО) и соответствующих кафедр (отделений) дошкольного образования вузов.
Преподавание курса опирается на знания студентов проблем речевого развития детей, изучаемых в нормативных курсах детской психологии, теории и методике развития речи детей, а также нашедших отражение в учебных дисциплинах и курсах по выбору: детская речь (онтолингвистика, лингвистика детской речи).
Текущая аттестация качества усвоения знаний
В ходе текущей аттестации оценивается освоение студентами содержательных разделов курса. Для этого используются:
· формы отчетности по изучению и анализу научной и учебно-методической литературы в виде рефератов, конспектов, обзоров литературы;
· представление результатов выполнения практических заданий;
· промежуточное тестирование по отдельным темам.
Итоговая аттестация
Изучение дисциплины завершается зачетом, на котором проверяется степень сформированности:
· системы научных знаний об особенностях и механизмах усвоения детьми родного языка, об осознании ими явлений языка и речи;
· умений анализировать теоретические подходы к методике речевого развития детей, результаты исследований и делать выводы о способах их реализации на практике;
· навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области развития речи детей.
Зачет проводится в форме коллоквиума (см. примечание).
Критерии оценки:
Зачтено: студент продемонстрировал в ходе занятий и итоговой аттестации ответственное отношение к изучению курса, мотивационную готовность к работе по лингвистическому развитию детей; достаточно полные и системные знания в объеме содержания курса; в процессе выполнения практических заданий – умения формулировать и решать задачи работы по речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста; навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности
Не зачтено: студент продемонстрировал в ходе занятий и итоговой аттестации безответственное отношение к изучению курса; знания на уровне житейских представлений, отрывочные; при выполнении практических заданий шаблонные действия, неточные, несвоевременные; несформированность навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Основное содержание
Элементарное лингвистическое образование как составная часть речевого развития детей дошкольного возраста
Взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка.
Элементарное лингвистическое образование дошкольников: понятие, связь с другими составными частями речевого развития детей.
Связь элементарного лингвистического образования детей с формированием практических речевых навыков, совершенствованием коммуникативных форм и функций языка.
Вклад Ф.А. Сохина и его учеников в обоснование необходимости формирования у детей дошкольного возраста осознания явлений языковой действительности.
Современные представления об особенностях и механизмах усвоения языка дошкольниками.
Установление преемственных связей между дошкольным и школьным обучением языку.
Основная
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.,1997.
2. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. – М.-Воронеж, 2002.
3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М. 1999.
5. Цейтлин С.Н. Элементарное лингвистическое образование дошкольников // Актуальные проблемы речевого развития дошкольников (в норме и при патологии). – Орел, 2000, ч.1. – С. 84-86.
Дополнительная
1. Алексеева М.М. Об осознании детьми фонетической стороны речи. // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.44-53.
2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993, № 9.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (3-7 лет). – М., 1999.
4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследований // Дошкольное воспитание. – 1997, № 2.
5. Белякова Г.П. Осознание смысловой структуры предложений детьми дошкольного возраста// Развитие речи дошкольника. – М., 1990, С.53-67.
6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск, 1976.
7. Венгер Л. Из чего строятся слова // Дошкольное воспитание. – 1993, № 2; 1994, № 11.
8. Гризик Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию (на материале малокомплектных детских садов): Автореферат диссертации канд. пед. наук. – М., 1990.
9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 1999.
10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.83-87.
11. Кудрявцев В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методический аспект // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. С.109-118.
12. Лаврик М.С. Формирование синтаксического строя речи старших дошкольников// Развитие речи дошкольников. – М., 1980. С. 67 –77.
13. Макарова В.Н. Проблемы речевого развития ребенка в современной науке // Взаимодействие дефектолога, учителя, воспитателя и семьи в развитии личности ребенка. – Орел, 1999. С. 88-103.
14. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 2001.
15. Невская Л. Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду (Методические рекомендации). – М., 1990.
16. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2001.
17. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. – М., 2001.
18. Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Развитие речи дошкольника. – М., 1990. С. 106 – 116.
19. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Развитие речи дошкольника. – М., 1990. С. 92-106.
20. Сохин Ф.А. Некоторые проблемы развития речи дошкольников в детском саду // Вопросы речевого развития дошкольников.– М., 1998. С. 8-12.
21. Сохин Ф. А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1999. С. 5-11.
22. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978. С.50-56.
23. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7.
24. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.
25. Ушакова О.С. О научной деятельности Ф.А.Сохина // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы. – Рязань, 2008. С.17-24.
26. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2001.
27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М, 2000.
28. Яшина В.И. преемственность обучения родной речи в детском саду и начальной школе // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы. – Рязань, 2008. С.309-314.
Примечание:
Коллоквиум – форма контроля, цель которой выяснение степени усвоения материала по к.-л. крупной теме всей группой, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование обучаемых к систематическим занятиям. Проходит в форме фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
(источник: Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. С.128)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементарное лингвистическое образование (развитие) дошкольников
Специальность:050703 Дошкольная педагогика и психология
Курс: Y
Форма обучения: очная
Семестр: IX
Количество часов на дисциплину: 50 час.
Количество аудиторных часов: 16час.,
из них: лекций – 16.
Самостоятельная работа – 34 час.
Форма отчетности - зачет
Рабочую программу составила
В.Н. Макарова,
канд. пед. наук, профессор кафедры
теории и технологий дошкольного образования
Утверждено на заседании кафедры теории и технологий дошкольного образования факультета педагогики и психологии (протокол № _____ от______ 2011г.) Зав. кафедрой _______________/С.Ю.Бубнова/ | Утверждено на заседании Ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол № ____ от _______2011г.) Председатель Ученого Совета __________________/М.И.Алдошина/ |
Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности специалиста в области современной теории и практики развития речи и лингвистического образования детей дошкольного возраста.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
· углубить знания студентов в области современной теории речевого развития детей, сформировать систему научных знаний об особенностях и механизмах усвоения детьми родного языка, об осознании ими явлений языка и речи;
· совершенствовать профессиональные умения анализировать теоретические подходы к методике речевого развития детей, результаты исследований и делать выводы о способах их реализации на практике;
· побудить студентов к осознанному изучению теоретических источников и критическому анализу методической литературы.
Содержание курса отражает исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном возрасте, современные подходы к методике речевого и лингвистического развития детей. В основу его положен опыт работы, накопленный сотрудниками лаборатории развития речи Института дошкольного образования АПН РСФСР (позднее – Исследовательский центр семьи и детства РАО, Институт дошкольного и семейного воспитания РАО, ныне – Институт развития дошкольного образования РАО) и соответствующих кафедр (отделений) дошкольного образования вузов.
Преподавание курса опирается на знания студентов проблем речевого развития детей, изучаемых в нормативных курсах детской психологии, теории и методике развития речи детей, а также нашедших отражение в учебных дисциплинах и курсах по выбору: детская речь (онтолингвистика, лингвистика детской речи).