Основные идеи развития школы
Современное образование рассматривается как универсальное образование, дающее учащимся возможность овладения функциями научного знания и на этой основе овладеть такими аспектами знания как: методологическим (выражающим высокую степень теоретической подготовки), технологическим (умением построить проект решения проблемы), ценностным (выбрать обоснованное и взвешенное решение), способностью к самореализации и организации других людей, к интеграции информации.
Цели образования в школе с углубленным изучением предмета можно разделить на общие и частные (специфические).
Общие цели совпадают с целями любого образовательного учреждения и заключаются в создании условий для того, чтобы дети были
- физически здоровы и нравственно ориентированы на социально значимые гуманные ценности,
- интеллектуально и духовно развиты в области самопознания и готовы к самоопределению, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с другими людьми,
- готовы к пониманию и творческому преобразованию реальной действительности на благо людей,
- функционально грамотны в ведущих сферах жизни.
Специфические цели образования включают:
- развитие проектной и конструктивной силы ума,
- воспитание ценностного отношения к достижениям человеческой культуры, в том числе и к самому образованию;
- достижение учащимися фундаментальности знаний в изучении иностранного языка как системообразующем их будущую специализацию;
- Развитие деловитости, предприимчивости, конкурентоспособности в сфере будущей профессиональной деятельности;
- формирование умений работать с информацией,
Таким образом, школа с углубленным изучением предмета рассматривается как образовательное учреждение повышенного уровня образования со своей идеологией, определенными и конкретными целями, содержательной структурой учебного плана, спецификой образовательной программы.
Педагогический коллектив понимает важность и сложность задач школы, четко определяет условия успешной их реализации, к которым относит продуманную систему основного и дополнительного образования, эффективную практику введения развивающих курсов, широкое использование в учебном процессе информационных технологий, развивающуюся учебно-материальную базу, развитие партнерских отношений с родителями и общественными организациями района, сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района и города.
2. Пояснительная записка к образовательной программе.
Основу образования в школе № 553 составляет гуманитарная подготовка, обеспечивающая высокий уровень развития личности на основе знаний иностранного языка (английский), отечественной и мировой литературы, мировой художественной культуры.
Образовательная программа направлена на обеспечение уровня образованности, соответствующего интеллектуальному потенциалу ученика, на развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания.
Целью образовательной программы является создание условий для освоения содержания образования, соответствующего требованиям государственных стандартов,
К этим условиям относятся:
- организация обучения по типовым и скорректированным учебным программам;
- использование современных педагогических технологий;
- конструирование учебного плана, основанного на идеях универсального образования;
- разработка и реализация программ дополнительного образования;
- организация психолого-педагогического сопровождения, включающего диагностику динамики познавательных процессов и развития учащихся;
- стимулирование профессионального роста педагогического коллектива школы.
Образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных возможностей ученика, в освоении основ личностного самоопределения.
Родителей – в обеспечении условий для развития интеллектуального потенциала ученика, получения ими глубоких знаний, обеспечивающих подготовку к продолжению образования.
Общества – в реализации образовательных программ, обеспечивающих воспитание у учащихся таких личностных качеств как – способность к выбору, готовность к ответственности, сотрудничеству, ориентация на нравственную оценку и самооценку.
Санкт – Петербурга – в воспитании петербуржца, способного сохранить традиции города, его материальные и духовные ценности и решать проблемы дальнейшего развития своего города.
ВУЗов города – в притоке молодежи, осознанно и обоснованно определившей пути своего дальнейшего жизненного пути.
Нормативно-правовой базой разработки Образовательной программы являются:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ об образовании;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год» 1729-р от 24.12.2007;
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2007/2008 учебный год» от 8.05.2007 №598-р;
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 8.05.2007 №598-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2007/2008 учебный год» от 07.04.2008 № 501-р
- Письмо Министерства образования Российской Федерации № 03-51-10 от 02.02.2004 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации № 03-51-7/14-03 от 22.01.2004 «О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданиях на 2004-2005 учебный год».
- Документы Комитета по образованию Санкт-Петербурга, регламентирующие деятельность Образовательных учреждений;
- Устав школы.
При разработке программы использованы материалы сборников: «Разработка образовательных программ петербургской школы», «Стандарты Петербургской школы», методические материалы по проблеме проектирования Образовательной программы.
Образовательная программа определяет:
- цели и содержание учебного процесса, особенности учебных программ;
- учебно-методическую базу реализации учебных программ;
- проектируемые результаты освоения программы.
Образовательная программа регламентирует:
- условия освоения ОП;
- организационно- педагогические условия реализации учебных программ, программ дополнительного образования;
- диагностические процедуры для поэтапного учета образовательных достижений учащихся.
Особенности учебного плана школы на 2008/2009 учебный год
Средняя общеобразовательная школа № 553 с углубленным изучением английского языка реализует образовательную программу углубленного изучения английского языка. Особенностью учебного плана этой образовательной программы является углубленное изучение иностранного языка, в то время как остальные предметы осваиваются на уровне федеральных стандартов и изучаются в соответствии с государственными программами общеобразовательных школ. Иностранный язык является системообразующим в отборе учебного материала других предметов. Часы регионального и школьного компонентов используются не только на дополнение углубленно изучаемого английского языка, но и на введение предметов, также углубляющих знания учащихся и предоставляющих возможность практического их использования.
Учебный план составлен в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год» 1729-р от 24.12.2007;
Учебный план школы обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» и составлен в соответствии с ФБУП 2004 г. и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196.
Учебный план предусматривает:
• 4-летний срок освоения образовательной программы начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2-4 классы - не менее 34 учебных недель; продолжительность учебной недели – 5 дней,
• 5-летний срок освоения образовательных программ основного
общего образования для 5-9 классов.Продолжительность учебного
года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период); продолжительность учебной недели – 6 дней,
• 2-летний срок освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования для 10-11 классов. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы), продолжительность учебной недели – 6 дней.
Учебный план составлен с учетом особенностей образовательной системы города, сохраняет специфику Петербургской школы, основными идеями которой являются:
- создание условий для обеспечения выбора образовательной программы и достижения учащимися уровня, соответствующего их личностному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;
- развитие в процессе обучения продуктивных способов и видов деятельности учеников;
- ориентация на достижение выпускниками социальной зрелости;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
Соблюдая преемственность с предшествующими учебными планами, данный учебный план ориентирован на основные цели и задачи образования, отраженные в Национальной доктрине образования РФ:
- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и современное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологии.
Основной проектируемый результат:
Основным проектируемым результатом освоения образовательной программы школы является достижение выпускниками социальной зрелости, необходимой для дальнейшего самоопределения и самореализации в образовательной, трудовой, общественной и культурной сферах деятельности.
Для обеспечения данного результата школа сохраняет и укрепляет традиции обучения иностранному языку, расширяет программу дополнительного образования, реализует целевые программы, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Общеобразовательная программа начального общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по английскому языку