Деятельность церковных структур
Церковь управляет образовательными организациями, находящимися в ее непосредственном ведении, а также участвует в управлении, координации и обеспечении образовательных программ, связанных с богословием и изучением Православия, реализуемых в национальных системах образования стран ее канонической ответственности. Для этого Церковь создает собственные органы управления образованием и участвует в работе церковно-государственных, церковно-общественных и других координационных структур, учебно-методических объединений, экспертных и профессиональных сообществ.
На общецерковном уровне образовательная деятельность регулируется решениями Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Священный Синод создает рабочие органы, отвечающие за церковную деятельность в сфере науки и образования. Работу в области научных исследований курирует Синодальная библейско-богословская комиссия; в сфере высшего и среднего профессионального образования такая деятельность осуществляется Учебным комитетом Русской Православной Церкви; в области общего образования и просветительных проектов такую работу выполняет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Названные учреждения действуют согласованно, учитывая взаимозависимость и разделение функций науки и образования всех уровней.
Прочие синодальные учреждения также участвуют в научно-образовательной деятельности Церкви, оказывая ей поддержку согласно своему профилю и являясь заказчиками кадров и научных разработок.
Профильные синодальные учреждения инициируют создание и поддерживают работу церковно-государственных, церковно-общественных и прочих координационных структур. Рекомендуется создание аналогичных церковных и координационных структур в самоуправляемых Церквях, Экзархатах и Митрополичьих округах.
На епархиальном уровне попечение о развитии церковной деятельности на всех уровнях системы образования имеет епархиальный архиерей.
При содействии синодальных структур на епархиальном уровне создаются церковно-государственные и церковно-общественные координационные структуры, профессиональные и экспертные сообщества, объединения высших учебных заведений, в которых преподается богословие, и общеобразовательных организаций, реализующих программы православного образования и воспитания.
На уровне региона оценивается церковный, социальный и государственный заказ на теологов и специалистов смежных специальностей; согласуются планы развития духовных учебных заведений и теологических центров в государственных вузах, реализуется программа кадрового развития, проводится профориентационная работа с абитуриентами.
Взаимодействие Церкви, государства и общества в сфере образования
Церковь является одним из важнейших социальных институтов, выразителем религиозных ценностей, не сводимых исключительно к ценностям культурным и национальным. Забота об улучшении духовно-нравственного состояния народа, повышение его культурного и образовательного уровня, сохранение его самобытности являются естественной составляющей церковной жизни.
Церковь осуществляет образовательную деятельность при любых формах государственного и общественного устройства, поскольку духовно-нравственное просвещение и образование являются неотъемлемой частью ее миссии в мире.
Развитие социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций является важным фактором решения Церковью задач в сфере профессионального и общего образования, духовно-нравственного просвещения. Данное партнерство осуществляется в следующих направлениях.
· Совершенствование взаимодействия в нормативно-правовой сфере включает в себя: участие в обсуждении законопроектов, касающихся образования; нормативно-правовое обеспечение взаимодействия структурных подразделений Русской Православной Церкви с образовательными учреждениями, аккредитационными, лицензионными, надзорными органами управления образованием любого уровня; участие Церкви в разработке критериев государственной и общественной аккредитации образовательных программ богословского и общего православного образования, в создании государственных образовательных стандартов, учебно-методическом и кадровом обеспечении теологических (богословских) программ, преподавания Основ православной культуры и иных дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение; сотрудничество в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников образования.
· Развитие системы научно-богословской аттестации, грантовой поддержки богословских (теологических) и междисциплинарных исследований, программ основного и дополнительного высшего богословского образования осуществляется на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства.
· Закрепление в национальных образовательных стандартах (требованиях) профессионального, высшего и общего образования всех уровней доступности знаний о Православии и духовно-нравственного воспитания на основе традиционных православных христианских ценностей. Донесение в процессе изучения общеобразовательных предметов в частных, государственных и муниципальных образовательных организациях объективной информации о роли Русской Православной Церкви в истории, в формировании исторического, культурного и духовного облика народов и стран, в жизни государственных, общественных деятелей, представителей культуры, науки и искусства.
· Соблюдение организационно-правовой независимости органов государственной власти и местного самоуправления в их отношениях с различными религиозными организациями в области образования, независимости религиозных организаций в осуществлении ими религиозной деятельности, недопустимости оказания идеологического давления на обучающихся с целью навязывания им какой-либо религии или нерелигиозного (в том числе атеистического) мировоззрения при преподавании общеобязательных предметов и проведении воспитательной работы, недопустимость принятия в сфере образования решений, прямо или косвенно ведущих к установлению всецелого контроля над жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурной и духовной самобытности народов. Процесс образования не должен наносить вред духовному, психическому и физическому здоровью участников образовательного процесса – обучающихся, их родителей, педагогов. Недопустимо распространение в государственных, муниципальных и частных школах экстремистских, оккультных, эзотерических и иных нетрадиционных для общества учений, в том числе религиозных культов деструктивного характера, призывов к межнациональной и межрелигиозной вражде, дискриминации по национальному и религиозному признаку.
Формы взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере образования:
1) учредительство (соучредительство) образовательных организаций всех уровней образования и участие в координации образовательной деятельности как через собственные церковные структуры, так и через совместные (с государственными и общественными организациями) попечительские, координационные, консультативные, общественные и экспертные советы;
2) разработка или экспертиза (допуск) содержания образования, образовательных программ (для любых видов и уровней образования), учебно-методического обеспечения;
3) реализация или участие в реализации содержания образования, образовательных программ (для любых видов и уровней образования);
4) экспертиза и участие в экспертизе уровня квалификации педагогических работников в сфере православного образования (допуск, общественная церковная аккредитация);
5) разработка и внедрение программ для церковных и светских образовательных организаций, социальных работников, опекающих людей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
6) непосредственное систематическое участие в подготовке педагогических кадров для осуществления всех направлений православного образования;
7) организация научно-исследовательской деятельности в рамках организаций высшего профессионального образования церковного и нецерковного подчинения, а также иных структур, созданных Церковью или при ее участии;
8) сотрудничество приходов и благочиний Русской Православной Церкви с муниципальными органами управления образованием, митрополий и епархий Русской Православной Церкви с региональными органами управления образованием, на территории которых они несут свое служение;
9) создание совместных форм административно-управленческого взаимодействия (общественные, координационные, попечительские и экспертные советы и комиссии);
10) формирование научного и учебно-методического обеспечения взаимодействия на основе совместной разработки, издания, апробации и внедрения необходимых научных трудов, учебников, учебных и учебно-методических пособий, присвоение им соответствующих грифов национальных органов исполнительной власти в сфере образования и науки, их рецензирование и рекомендация к использованию профильными синодальными учреждениями Русской Православной Церкви;
11) создание совместных церковно-государственных учебно-методических и организационно-методических структур (центров, отделов, кафедр, кабинетов) на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
12) участие представителей Церкви, являющихся квалифицированными профессионалами в сфере образования, в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников образования, занятых в сфере реализации православного компонента образования, преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В настоящее время в национальных законодательствах многих стран канонической ответственности Русской Православной Церкви закреплено право на образовательную деятельность традиционных религиозных организаций, которые могут осуществлять подготовку священнослужителей, церковнослужителей, обучать религии своих последователей, быть учредителями духовных образовательных организаций, частных образовательных организаций. В этих случаях религиозное образование рассматривается законодателем как часть образовательной системы страны; государство обеспечивает условия, в том числе нормативно-правовые и организационные, для реализации права граждан получать религиозное образование.
Деятельность Церкви в национальной системе образования распространяется на все образовательные организации церковного подчинения (вне зависимости от реализуемых там образовательных программ) и на все образовательные программы, содержательно или мировоззренчески связанные с Православием (вне зависимости от организационно-правовой формы образовательных организаций).
Со стороны общества знакомство с Православием имеет различные цели (от мировоззренческой ориентации до подготовки профессиональных богословов из числа членов Православной Церкви), уровни, формы, адресованные различным по мировоззрению аудиториям.
Общепризнанные принципы и подходы, касающиеся распространения знаний религиозного характера в государственных школах, закреплены в нормах международного права и международных договорах, являющихся составной частью правовых систем большинства стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. Нормы международного права гарантируют свободу мысли, совести и религии. Так, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не препятствует государствам участникам распространять путем обучения или образования информацию или знания религиозного или философского характера прямо или косвенно, а также обеспечивать ученикам более обширное религиозное обучение в отношении доминирующей религии по усмотрению государства и с учетом места, которое занимает та или иная религия в истории и традиции государства.
В ряде светских государств участие Церкви в образовательной деятельности в административно независимых от религиозных объединений государственных или муниципальных образовательных организациях предполагает соблюдение принципа светскости.
Принцип светскости в образовании рассматривается как гарантия права выбора образования, соответствующего религиозным убеждениям учащегося (родителей, законных представителей), взаимная независимость органов управления образованием государства и Церкви, запрет на понуждение к принятию религиозных убеждений или отказу от них.
Религиозное образование в образовательных организациях церковного подчинения, предполагающее воцерковленность учащих и учащихся, должно рассматриваться как часть национальной системы образования, обеспечивающей достижение определенного образовательного и профессионального уровня, и не должно подвергаться дискриминации по сравнению с образованием в государственных и муниципальных образовательных организациях.
При сохранении за государством функции контроля результатов обучения и их соответствия обозначенным в стандарте компетенциям, ответственность за содержание образования несет другой субъект образовательного поля – профессиональное сообщество. В частности, при разработке и реализации образовательных программ, в которых присутствуют знания о вероучении, истории и культуре Православия, Церковь может и должна нести ответственность за аутентичность их содержания.
Церковь осознает необходимость развития конструктивного сотрудничества в сфере образования со всеми заинтересованными сторонами – государственными, общественными институтами, традиционными религиозными объединениями. Социальное партнерство Русской Православной Церкви с государством и обществом способно разрешить многие проблемы современного образования и способствовать укреплению духовности и нравственности народа, развитию культуры, здравоохранения, социального служения и благотворительности, реализации права на образование и доступ к культурным ценностям, поддержанию социально-политической стабильности, а также преодолению духовного и мировоззренческого кризиса общества. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается: «Священноначалие должно вести с государственной властью диалог, направленный на законодательное и практическое закрепление реализации международно признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания»[6].