Индивидуальное словотворчество.

Хлебников так сказал о словотворчестве: «взрыв звукового молчания глухонемых пластов языка». Гениями словотворчества являлись: Маяковский, Хлебников, Северянин. Существуют соответствующие словари.

Окказиональное словообразование у наших классиков:

- Пушкин редко прибегал к словотворчеству. Новые слова рождались в иронии: кюхельбекерно, стихоткач, огончарован, стишистый, хандривый, дамаподобный.

- Достоевский использовал иногда в речах персонажей: срамец, шлепохвостница, белоручничать, всемство, недоразвитка.

- Толстой использовал очень редко: исчахлась, побеждание, свободолегкомыслие, донкихотно.

- Мастер создания новых слов посредством имитации народной речи – Лесков: долбица умножения, клеветон, стричь пупоны, пище-приемная зала, мелкоскоп.

Новые слова часто появляются в научной фантастике и у сатириков.

- Салтыков-Щедрин. Много слов, большое количество сложных прилагательных: умонелепствовать, отуманиватель, пасквиянствовать. душедрянствовать, ежоворукавичный смысл, заднекрылечное знакомство, хныкательная эссенция.

- А.П. Чехов. Нечасто использовал. Но в письмах найдено около 100 авторских неологизмов: адвокатиться, преподобиться, окошкодохлиться, толкастика, левитанистый, драмадел, прозаплет, блиноед.

- Вознесенский – очень много слов! Примеры: свистопад, осеннебри, человолки.

- Бродский. Тонкие приемы стихотворчества: тихотворение, автостада, борзопись, жидкопись.

*Лишь немногие из огромного количества подобных слов вошли в словари (Карамзин: будущность, промышленность; Щедрин: головотяпство; Гончаров: обломовщина; Северянин: бездарь).

Функции окказиональных слов:

- задержать внимание читателя, заставить его вглядеться в определенное слово;

- номинативно-оценочная функция (дать прямолинейную оценку);

- эстетическая функция (создание индивидуального художественного образа);

- акцентная функция (когда обновляется форма слова и актуализируется внутренняя форма);

- функция инструментовки стиха (звукопись).

31. Словообразовательный тип. Словообразовательное значение. Классификация словообразовательных типов по их продуктивности.

Словообразовательная система русского языка представляет собой большое количество словообразовательных типов, в которые объединяются производные слова. Словообразовательный тип – это схема построения производных слов, позволяющая объединить их в отдельные группы.В один словообразовательный тип входят производные слова, содержащие общий аффикс, мотивированные словами одной и той же части речи и имеющие одинаковое словообразовательное значение, то есть по значению одинаково относящиеся к своим производным словам. Словообразовательные типы в системе словообразования неоднородны: часть из них обладает большей продуктивностью. Это означает, что по образцу такого словообразовательного типа в языке продолжают создаваться новые слова. Примеры продуктивных словообр. типов:

- образование сущ. с суфф –тель (от глаголов) со словообразовательным значением предмета, производящего действие или предназначенного для осуществления действия.

- образование сущ. с суфф – к(а) с общим значением «предмет», мотивированное прилагательным в составе словосочетания (высотное здание – высотка и проч.)

-образование глаголов с суфф –е(ть) (от прилагательного, иногда в сравнит. степени) со значением «приобретать признак» : круглый – круглеть; трухлявый- трухляветь; влажный – влажнеть;

Наряду с продуктивными типами в языке есть словообразовательные типы непродуктивные, по котором в современном языке новые слова не образуют, например:

- образование глаголов с суфф – ну (от прилагательных с общим значением «приобретать признак»): слепой –слепнуть; глухой – глохнуть; мокрый – мокнуть;

32. Способы словообразования. Морфологический способ и его разновидности.

Среди способов словообразования различают

морфологический и

неморфологический.

В морфологическом в свою очередь выделяют

безаффиксальный и

аффиксальный способ, который занимает главенствующее положение среди способов русского словообразования.

Рассмотрим аффиксальный способ и его разновидности.

Суффиксальный способ (суффиксация) - это выражение словообразовательного значения посредством суффикса и (у изменяемых слов) системы флексий производного слова. Суффиксация – главный способ аффиксального образования, он занимает ведущее место в русском словообразовании – этим способом образуются сущ, прил, глаг, наречия, в которых словообразовательное значение выражается только суффиксом.

Префиксация (или префиксальный способ) представляет собой выражение словообразовательного значения производного слова при помощи префиксов. Особенно эффективен при образовании глаголов (тогда создаются слова с другим лексическим значением), но так же используется и при образовании сущ, прил, наречий.

Префиксально-суффиксальный способ выражает значение производного слова с помощью префикса и суффикса, которые одновременно присоединяются к производящей основе. Производящим в данном способе может быть а) сочетание предлога с существительным; б)основа слова какой-либо части речи. В составе производного слова предлог превращается в приставку. Префиксально- суффиксальным способом образуются сущ, используя обе разновидности способа, прил.,

Постфиксация – словообразовательное значение выражено постфиксами –ся (-сь), - то, -либо, - нибудь. Производное слово относится к той же части речи, что и производящее. Используется преимущественно в глаголах. Постфиксация, как способ словообразования используется так же в местоимениях, местоимённых прилагательных и числительных.

Префиксация в сочетании с постфиксацией – характерна для словообразования глаголов.

Суффиксация в сочетании с постфиксацией – выражение словообразовательного значения с помощью суффикса и постфикса, одновременно присоединяемых к производящему слову. Причем производное слово – всегда глагол.

Субстантивация – переход из одной части речи в другую.

Сложение (чистое) – способ образования слов, при котором одна или несколько основ объединяются с самостоятельным словом. Распространен на сущ и прил. Производящие основы могут нах в отношениях подчинения (железо, бетон – железобетон) или в отношениях подчинения (баллон для газа – газобаллон). В именах сущ части сложения могут соединятся без соединит морфем (плащ-палатка).

Сложносуффиксальный способ (сложение с суффиксацией). Тут представлена также нулевая суффиксация. Отношения основ – подчинительные (рубить мясо – мясорубка; бежать на коньках – конькобежец). Нулевая суффиксация: ловить зверей – зверолов, самосвал, снегопад и проч.; и в прилагат: белые зубы – белозуб-ый, двурогий и проч.

Сращение – новое слово образуется из целого словосочетания.

33. Неморфологические способы русского словообразования.

 лексико-синтаксический способ (сращение). Когда слово образовалось, когда ушел пробел между словами, давно употребляющимися вместе. Пример: многоуважаемый, благодарить, вечнозеленый.

 морфолого-синтаксический (новое слово образовалось в результате перехода одной части речи в другую). Здесь необходимо выделить несколько процессов:

- субстантивация (переход в существительные). Бывает полная, неполная (слово является существительным и, допустим, прилагательным в одном лице: мороженое) и контекстная (любая часть речи переходит в существительное).

- адъективация (переход в прилагательные, чаще всего от страдательных причастий)

- адвербиализация (переход в наречия): шагом, хором

- прономинализация (переход в местоимения): работу не выполнили следующие студенты

 лексико-семантический способ (в результате в языке появляются омонимы).

34 Сложные слова. Аббревиатуры, их типы.

Аббревиация — образование слов из словосочетаний. Типы аббревиатур:

- звуковые (вуз, загс);

- буквенные (по названию букв) КПСС, МИД, ФСБ;

- слоговые (слог+слог) полпред

- слогословные (слог+слово) литинститут

- комбинации указанных типов аббревиатур ИМЛИ

- телескопический способ создания аббревиатур (из первого слога берется начальная часть, потом все опускается, а конец берется из другого слова) рация от радиостанция, бионика от биологии и электроники.

- усечение основы нейтрал, интим, Афган

35. Полисемия и омонимия словообразовательных морфем. Вариантные и синонимичные морфемы.

Варианты морфем (алломорфы)

- исторические чередования (бер-бир-бр и т.д.)

 примеры суффиксальных морфем: щик/чик — варианты появляются при определенных фонетических условиях. ость/есть — то же самое, см. выше, ан/ян, ак/як

 примеры преффиксальных морфем: все на -з имеют чередование на -с. Например, вз/вс.

 Примеры окончаний: директор — директора; ректор — ректоры. Флексия творительного падежа: весной — весною.

 Вариативными могут быть и основы: шла (ш основа) — шедшие (шед основа)

Омонимия морфем.

(когда одна и та же морфема, но имеет совершенно разное словообразовательное значение). Пример: летчик (лицо), счетчик (предмет), стульчик (уменьшительно-ласкательный суффикс) — это омонимия суффикса ЧИК. Еще пример: выключатель (предмет), читатель (лицо) — омонимия суффикса ТЕЛЬ.

Суффикс ЯТИН: изначальное значение — мясо молодых живоных, но потом стал вообще обозначать мясо. Постепенно при помощи его стали образовывать слова, обозначающие то мясо, которое человек в пищу не употребляет: собачатина, конятина, кошатина. Затем этот суффикс стал присоединяться к прилагательным, обозначающим негативные признаки:кислятина, пошлятина, отсебятина.

ЕЦ — очень омонимичный суффикс! И значение лица мужского рода (делец), и название животных (самец), и обозначение предметов (резец), и уменьшительно-ласкательный (братец).

Широко распространена омонимия во флексиях. Пример: флексия А — женский род единственного числа (страна), множественное число именительного падежа (города, села), родительный падеж единственного числа (города, леса), в числительных (сорока рублями), в кратких прилагательных (она прекрасна).

Есть омонимия и в корнях. Пример: носовой, поднос, переносится, заносы, перенос (совершенно разное значение!)

Синонимия

Значение одно и то же, но вот морфемы разные. //вопрос о словообразовательной категории: волчица-волчиха, учеба-ученье, носатый-носастый, любопытствовать-любопытничать.

36. Словообразовательные словари и словари морфем.

Словообразовательные словари появились гораздо позже, чем словари других типов, хоть и идея об их создании высказывалась уже во второй половине 19 века. Некоторые элементы этих словарей находятся в толковых словарях. Например, толкование приставок. Суффиксы никогда в толковые словари не вносились. Впервые такие словари появились зарубежом — это было необходимо для тех, кто изучал русский язык как иностранный. Первые эти словари — корневые.

 1938 год, Джон Патрик: «Корни русского языка. Элементарное пособие по русскому словообразованию». В него вошло всего 466 корней. К ним были даны небольшие гнезда.

 Волконская, Палтаратская «Словарь корней русского языка». 500 корней и 19.000 производных слов.

Сейчас существует много словообразовательных словарей. Основные:

 Т.Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка», 1966 год. Здесь представлены аффиксы и их толкование (приставки, суффиксы). 1892 морфемы описано. Три типа морфем:

- простые;

- производные;

- составные приставки (например, небезыинтересный).

В конце словаря располагается итоговая таблица со способами производства.

 А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова «Словарь морфем русского языка», 1986 год. В основу положены словник орфографического словаря и также взяты слова из словаря толкового. Затем из словника некоторые слова выбрасывались (как, например, иноязычные, но сохранялись те, в русском языке более 4 производных, и те, которые жили в русском языке уже долгое время). Также не включались очень продуктивные аффиксы: НЕ, ПРОТИВ, МЕЖДУ, СВЕРХ, ПОСЛЕ. Местоименные корни включались, когда местоимения — производящая основа (сам, я). 52.000 слов из 5000 морфов. Из них 500 суффиксов, 70 приставок и 4400 корней.

Структура словаря: делится на три части. Корневая, аффиксальная, суффиксальная. Корни расположены в алфавитном порядке. За каждым корнем — все производные от него слова.

 Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка». 1985 год, двухтомник. Словарь не морфемный, а словообразовательный. Все слова расположены по словарным гнездам. Словарь богат по словнику: 145.000 слов. Это первый большой гнездовой словообразовательный словарь. Имеет следующие разделы:

- вводная часть: все о словообразовани;

- основная часть;

Очень полные парадигмы. Также в их представленна множественная мотивация.

 З.А. Потина «Школьный словообразовательный словарь »

37. Словообразование существительных.

Существительные образуются морфологическими и неморфологическими способами.

 Неморфологические способы:

- лексико-семантический (распадение слов на омонимы): долг, мир, реакция.

- лексико-синтаксический (сращение в одну лексическую единицу целого сочетания слов): сумасшедший, нижеподписавшийся.

- морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую): булочная, гостиная, дежурный, трудящиеся.

 Морфологически способы:

- аффиксация:

а) суффиксальный способ образования: атомщик, тракторист, студентка, преподаватель, озорник, любимец, желтизна;

б) префиксальный способ: антициклон, беспорядок, неурожай, контрудар.

в) префиксально-суффиксальный способ: полесье, паводок, перестрелка.

- Безаффиксный способ: взрыв, накал, прогул, разбег, удаль, синь.

- Словосложение: теплоход, самокритика, лесопарк, автомотоклуб, автопортрет.

- Аббревиация: РФ, НИИ, вуз, подлодка, спецназ, Афган, штрафбат.

38. Словообразование прилагательных.

Производные прилагательные образуются от имен существительных, числительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом.

- Аффиксация.

а) суффиксальный способ: деревянный, стеклянный, молчаливый, кожаный, проамериканский.

б) префиксальный способ: антисанитарный, архиглупый, интервокальный, сверхмощный, бесчеловечный;

в) преффиксально-суффиксальный способ: приморский, настольный, заречный.

- Словосложение, при котором по смысловому и синтаксическому взаимоотношению частей у прилагательных выделяют два типа:

а) сочинительный: серо-голубой, смычно-взрывной, мясо-молочный, русско-монгольский.

б) подчинительный: древнерусский, общенародный, железнодорожный, западноевропейский.

39. Словообразование глаголов и наречий.

Словообразование новых глагольных форм в современном русском языке производится морфологическим способом: с помощью приставок (преффиксальный способ), суффиксов (суффиксальный способ), а также префиксально-суффиксальным способом. Глаголы образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов.

Для внутреннего глагольного производства характерны:

1) префиксальный способ: писать — переписать, надписать, выписать.

2) префиксально-суффиксальный способ: спать — выспаться, трещать — потрескивать.

Суффиксальный способ для внутриглагольного словообразования менее значим, он связан в основном с образованием видовых и залоговых форм.

От других частей речи образование глаголов идет суффиксальным способом, иногда — преффиксально-суффикальным.

От имен существительных глаголы образуются с помощью суффиксов А(ТЬ), ОВА(ТЬ), СТВОВА(ТЬ), ИРОВА(ТЬ), И(ТЬ), Е(ТЬ), ИЗИРОВА(ТЬ) и др.

От имен прилагательных глаголы образуются с помощью суффиксов И(ТЬ), Е(ТЬ), ОВА(ТЬ), НИЧА(ТЬ): белый — белить, глухой — глушить, темный — темнеть, пустой — пустовать, капризный — капризничать.

От местоимений, наречий междометий — с помощью суффиксов КА(ТЬ), И(ТЬ), А(ТЬ): я- якать, вы-выкать, много-множить, ох-охать.

Большая группа наречий мотивирована прилагательными, количественно меньшими группами представлены наречия, образованные от существительных, числительных, местоимений, глаголов, наречий: весной, летом, верхом, внизу, позади, без толку, на днях, вдвоем, дважды, зачем, отчего, мельком, молчком, нараспашку, невмоготу, позавчера, отныне, недаром, ненадолго.

40. Стилистические ресурсы русского словообразование.

Те или иные морфемы так или иначе окрашивают слово. Морфемы можно поделить на морфемы книжного стиля и разговорные.

Книжные словообразовательные средства:

 суффиксы отвлеченных существительных: ений, изм, ств, ость. Примеры: обездвижение животных, окачествление прилагательных.

 Существительные с нулевым суффиксом: скуп, отел, опорос. Ость: этикетность. Ств: толстовство. Изм: диалектизм, пунктуализм.

 Суффикс И, если обозначает совокупность явлений, названных производящим словом:

симптом — симптоматика, информация — информатика

 суффикс ИЗИРОВА, все варианты суффиксов ИВА, ЫВА: объетивировать, типологизировать, вакцинировать.

 ДЕ, ДИС, РЕ, ВОЗ, иногда СО, АРХИ, АНТИ, ПСЕВДО (+многие иностранные приставки): демилитаризировать, репродуцировать, возликовать. Возлюбить, совоплощать, сопереживать.

Словообразование в сфере разговорной речи.

Наиболее богатый пласт! Действует закон экономии языковых усилий: говорить мало, а сказать много. Работает на все 100%. Его результат — это такие явления, как:

- универбация,

- усечение;

- нулевая флексия;

- аббревиация.

Универбация. Из словосочетания с добавлением суффикса, часто К, создается другое разговорное слово: читальный зал — читалка, Мариинский театр — Мариинка, зачетная книжка — зачетка, оборонительная промышленность — оборонка, гречневая крупа — гречка. Эти слова назыают универбаты. С другими суффиксами тоже возможно: боковая дверь-боковушка, рациональное предложение — рационалка, ремесленное училище — ремеслуха. Этот процесс начал действовать в 19 веке.

Словообразовательное значение «больной»: астматик, рахитик. Ранение: грудник, черепник.

Стяжение (внутри универбации): ультрафиолетовое излучение — ультрафиолет, самоцветные камни — самоцветы.

Усечение. Сокращение производящей основы: махорка — махра, тунеядец — тунеяд. Бывает усечение + прибавление: сосульки — сосуля. Нулевая суффиксация (тоже усечение): отпадать — отпад, напрягаться — напряг, прикидываться — прикид.

Суффиксы стилистической модификации. К производящей основе нейтрально окрашенного слова добавляют суффикс — и меняется стилистическая окраска слова: книга-книжка, ухаб-ухабина, дерюга-дерюжка, тыква-тыквина, зверь-зверюга, старик-старикашка, старуха-старушенция, дурак-дурачина. Эспрессивно-фамильярные суффиксы: яг-аг, уг-юг...: комнатуха, общага, дуреха. Преффиксы по аналогии: предзащиты, перезащита, антизащита- антисуп. Преффиксально-суффиксальный способ: безденежный, безрыбье — бесспичье. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: сестра-сестрица, апельсин-апельсинчик, кура-курочка, голос — голосочек, мороз-морозец, дерево-деревце, близко-близехонько, душа-душонка. Прибавление преффикса к основе: большой-пребольшой, хороший-прехороший-прехорошенький

Наши рекомендации