Медицинская и социальная модели инвалидности
Этика взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность
10 общих правил этикета.
1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Общайтесь со взрослыми инвалидами именно как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если Вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на её обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который её использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так.
8. Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
И последнее: не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие. То, что Вы изначально не видите в инвалиде равного себе – оскорбительно
Психическое выгорание как синдром нарушения профессионального здоровья
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.
Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:
- эмоциональное истощение;
- деперсонализация;
- редукция персональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Медицинская и социальная модели инвалидности
Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным развитием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:
• Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
• Ваша инвалидность требует лечения!
• Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
• Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
• Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным не инвалиду!
Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие.
Социальная модель инвалидности утверждает следующее:
• "Инвалидность" не есть индивидуальная проблема!
• Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
• Необходимо признание того, что "общество" (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
• Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!
2 Понятия интегрированного и инклюзивного образования
Инклюзивное или включенное образование - подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что при этом обеспечивает доступ к образованию всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта наиболее современная модель образования, но есть и классическая, привычная педагогическая модель. Где между инвалидами и миром стоит непреодолимая преграда из неблагоустроенного жилья и неприспособленных для них учебных заведений. Благоустройство для инвалидов помогает не только им, но и облегчает жизнь и здоровым гражданам. Изолированность инвалидов во многих населенных пунктах является непреодолимой проблемой. Эта стена имеет не только физический, но и социальный смысл. Возникновение этой стены мешают многие объективные причины. Как раз взгляд на человека как на личность способствует этому. Дружеские отношения помогают преодоления социальной преграды. Это полезно обоим сторонам. Здоровый преодолевает психологическую преграду, а инвалид становится лучше.
3 Законодательство, обеспечивающее право людей с инвалидностью на инклюзивное (включено) образование
Права инвалидов делятся на 2 группы : Как равноправного члена общества, Как представителя одной из групп этого общества
Источниками права могут быть как внутренние нормативные акты , Федеральные законы, указы президента , постановления правительства, закрепленные в различных договорах и декларациях.
Международное право и российская правовая система включают следующие законодательные акты: Конвенция о правах ребенка, где рассматривается отсутствие дискриминации и равное развитие каждого ребенка. ЮНЕСКО выступают за поддержку , равенство возможностей для людей инвалидов.
В РФ 24 сентября 2008г. Подписана конвенция о правах инвалидов, одобренная ООН. Гарантия прав детей с огр. здоровьем на получение образования закреплены в Конституции РФ в законе «об образовании», а также в федеральном законе « о высшем и послевузовском профессиональном образовании»Закон о социальной защите инвалидов