Определите понятие «психодидактика».
Определите понятие «психодидактика».
Психодидактика - интегративная отрасль научного знания, изучающая психологические механизмы и закономерности усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.
Психодидактику можно считать отраслью научного знания, изучающей с точки зрения психологии традиционные для теории обучения вопросы — «чему учить?» и «как учить?».
2. Назовите факторы и причины, обусловливающие необходимость разработки новых образовательных технологий и систем.
Одним из главных факторов, диктующих необходимость разработки новых образовательных технологий и систем, является осознание общего состояния современной российской школы, трудностей и перспектив ее развития.
Динамичность социально-экономических условий современного общества требует от его членов не только высокой профессиональной подготовки в отдельной области, но и способности гибко перестраивать свою деятельность в изменяющемся социуме. По той же причине резко возросли требования к творческим способностям членов общества, к их способности проявлять творческую инициативу, умению жить и работать в условиях сосуществования социальных групп с резко отличающимися системами жизненных ценностей.
· Отсутствие четко заданной системы этических норм и жизненных ценностей, без наличия которой нельзя говорить о развитии у школьника этической (духовно-нравственной) сферы сознания.
· Ориентация школьного обучения на развитие у школьников способностей к профессиональной деятельности определенного вида, что в предельном виде предстает в виде идеи непрерывного образования как жестко фиксированной социально-экономической связи между конкретными УВК, школой и вузом.
· Отождествление психического и социального развития школьника с развитием его специальных (отдельных) способностей и тем более специальной одаренности и, как следствие, отдельной сферы его сознания.
· Широкий диапазон индивидуальных различий в природных задатках и в готовности к обучению у детей (как с признаками одаренности, так и без таковых).
· Учебно-предметная ограниченность видов деятельностей в общем образовании, обусловленная ориентацией на образовательные стандарты и обусловливающая в свою очередь ограниченность возможностей к широкой индивидуализации и социализации школьников.
· Поляризация педагогического сообщества на «педагогов пассивных» и на «педагогов инициативных».
· Недостаточная разработанность и известность психодидактических методов проектирования и экспертизы образовательных технологий, образовательной среды и образовательных систем, в основе которых (то есть методов) лежит рефлексия не только дидактических (в данном случае — предметных), но и психологических оснований их по строения.
· Необходимость активного и осознанного использования психологических закономерностей развития детей не только при оказании им психологической помощи педагогами и школьными психологами, но и при построении учебных программ, планировании и организации взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий.
· Явная недостаточность бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений
Воспитывающий характер обучения.
Научность обучения.
Кроме принципов, сформулированных Ушинским и другими педагогами, в наши дни используются следующие идеи.
1. Принцип гуманизации – формирует у учащегося общечеловеческие воззрения. Развивает в нем чувства гражданственности, социальной ответственности.
2. Принцип целостности – подразумевает достижение сплоченности всех элементов процесса обучения.
3. Принцип культуросообразности – имеет в виду использование культуры страны, региона в воспитании ученика.
4. Принцип единства обучения и повседневной жизни учащегося – обучение не должно проходить в отрыве от каждодневного опыта учащегося.
5. Принцип профориентации – обучение должно быть направлено на формирование профессиональных навыков ученика, развитии его конкурентоспособности.
Педагогический совет
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.
Консультирование
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.
Открытый показ
У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.
Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:
пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.
Деловые игры
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
«Круглый стол»
Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.
Определите понятие «психодидактика».
Психодидактика - интегративная отрасль научного знания, изучающая психологические механизмы и закономерности усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.
Психодидактику можно считать отраслью научного знания, изучающей с точки зрения психологии традиционные для теории обучения вопросы — «чему учить?» и «как учить?».
2. Назовите факторы и причины, обусловливающие необходимость разработки новых образовательных технологий и систем.
Одним из главных факторов, диктующих необходимость разработки новых образовательных технологий и систем, является осознание общего состояния современной российской школы, трудностей и перспектив ее развития.
Динамичность социально-экономических условий современного общества требует от его членов не только высокой профессиональной подготовки в отдельной области, но и способности гибко перестраивать свою деятельность в изменяющемся социуме. По той же причине резко возросли требования к творческим способностям членов общества, к их способности проявлять творческую инициативу, умению жить и работать в условиях сосуществования социальных групп с резко отличающимися системами жизненных ценностей.
· Отсутствие четко заданной системы этических норм и жизненных ценностей, без наличия которой нельзя говорить о развитии у школьника этической (духовно-нравственной) сферы сознания.
· Ориентация школьного обучения на развитие у школьников способностей к профессиональной деятельности определенного вида, что в предельном виде предстает в виде идеи непрерывного образования как жестко фиксированной социально-экономической связи между конкретными УВК, школой и вузом.
· Отождествление психического и социального развития школьника с развитием его специальных (отдельных) способностей и тем более специальной одаренности и, как следствие, отдельной сферы его сознания.
· Широкий диапазон индивидуальных различий в природных задатках и в готовности к обучению у детей (как с признаками одаренности, так и без таковых).
· Учебно-предметная ограниченность видов деятельностей в общем образовании, обусловленная ориентацией на образовательные стандарты и обусловливающая в свою очередь ограниченность возможностей к широкой индивидуализации и социализации школьников.
· Поляризация педагогического сообщества на «педагогов пассивных» и на «педагогов инициативных».
· Недостаточная разработанность и известность психодидактических методов проектирования и экспертизы образовательных технологий, образовательной среды и образовательных систем, в основе которых (то есть методов) лежит рефлексия не только дидактических (в данном случае — предметных), но и психологических оснований их по строения.
· Необходимость активного и осознанного использования психологических закономерностей развития детей не только при оказании им психологической помощи педагогами и школьными психологами, но и при построении учебных программ, планировании и организации взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса и образовательных технологий.
· Явная недостаточность бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений