Анализ результатов основных международных
исследований качества общего образования (TIMSS, PISA)
Для оценки качества общего образования в мире используются меж-
дународные сравнительные исследования, которые проводятся на пред-
ставительной выборке учащихся разных стран с использованием уста-
новленного инструментария, демонстрирующего текущие приоритеты в
образовании. Среди таких исследований можно отметить TIMSS, PISA,
CIVIC, PIRLS, SACMEQ. Данные исследования проводятся регулярно__
Существующие международные исследования образовательных дос-
тижений можно условно разделить на две группы, различающиеся меж-
ду собой подходом к выбору объекта исследования. В первую группу
входят исследования, ориентированные на изучение объема и качества
1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…
академических знаний учащихся, на оценку уровня усвоения школьной
программы. Наиболее авторитетным среди них является TIMSS1 (Trends
in Mathematics and Science Study), проводимое Международной ассоциа-
цией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the
Evaluation of Educational Achievements), в ходе которого оцениваются зна-
ния школьников в двух областях – в математике и естественных науках.
Вторую группу представляют исследования, направленные на изу-
чение навыков (компетенций) учащихся. Например, под «математиче-
ской компетентностью» подразумевается способность человека опреде-
лять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказы-
вать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потреб-
ности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину2. В частности, подход к изучению качества полученных в
школе знаний через оценку практических навыков и умений использо-
вать остаточные знания лежит в основе международного исследования
PISA3 (Programme for International Student Assessment), проводимого по
инициативе ОЭСР (OECD). Это исследование направлено на анализ
компетентности учащихся в трех областях – в математике, естественных
науках и чтении.
Следует обратить внимание на то, что выбор математических и есте-
ственнонаучных дисциплин в качестве объекта исследования объясня-
ется тем, что они наиболее независимы от языковых различий стран-
участниц. Руководствуясь данной логикой, мы решили построить даль-
нейший сравнительный анализ качества общего образования в России и
мире на основе сопоставления результатов TIMSS и PISA по двум дис-
циплинам – по математике и естествознанию.
TIMSS
1 . 4 . 1 . Д е т е р м и н а н т ы , х а р а к т е р и з у ю щ и е
о б р а з о в а т е л ь н ы й п р о ц е с с
Кадровый потенциал – характеризует качество и уровень мотивации
преподавательского состава в общеобразовательных учреждениях. Дан-
ная группа факторов имеет первостепенное значение для качества обра-
зования, поскольку именно педагоги являются носителями определен-
ных компетенций, которые позволяют передавать знания с помощью
различных методик обучающимся. При этом учитель не только передает
знания, но и участвует в формировании личности обучаемого. Таким
образом, качество преподавательского состава определяется множест-
вом факторов: наличием качественного образования, стажем педагоги-
ческой работы, уровнем мотивации и пр.
Загруженность учителей также является одним из определяющих
факторов качества образования, влияющих на возможность контроли-
ровать успеваемость и обеспечивать индивидуальный подход к ученику.
Загруженность влияет и на возможность самостоятельного повышения
квалификации.
В качестве показателей, характеризующих различные аспекты со-
стояния кадрового потенциала, использовались _____следующие:
Фактор Индикатор
Загруженность учите-
лей
Отношение «учащиеся/преподаватели», рассчитываемое
как отношение количества зачисленных в общеобразователь-
ные учреждения учащихся к числу работающих преподавате-
лей, индекс
Опыт учите-
лей/квалификация
преподавательского
состава
Доля квалифицированных (имеющих высшее образова-
ние и проходящих повышение квалификации) учителей в
системе начального образования, %
Мотивация учителей Среднегодовая зарплата начинающих учителей в госу-
дарственных (муниципальных) общеобразовательных учреж-
дениях, долл., при конвертировании на основе ППС
Состояние материально-технической базы учебных заведений и фи-
нансовая обеспеченность
Поскольку получение бесплатного общего образования гарантирует-
ся государством, основным источником финансирования общеобразова-
тельных учреждений являются бюджетные средства. В России финан-
сирование расходов осуществляется за счет средств бюджета субъекта
РФ посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных обра-
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…
зований для реализации школами основных общеобразовательных про-
грамм в части финансирования расходов на оплату труда работников
общеобразовательных учреждений, на обеспечение учебно-
раздаточным материалом и техническими средствами обучения, на при-
обретение расходных материалов и прочие хозяйственные нужды (за
исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расхо-
дов).
Недостаток финансовых средств может оказать серьезное влияние на
уровень материально-технического состояния школ, который характе-
ризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих
образовательный процесс (здания, оборудование, библиотека и др.).
Техническое состояние школы должно обеспечить безопасность пребы-
вания там учеников, а материальная база, в том числе оборудование
классов и помещений для занятий, компьютерное обеспечение, наличие
и состояние учебников и наглядных пособий, – доступность, безопас-
ность и инновационность образования.
В качестве показателей, характеризующих состояние финансовой
обеспеченности и ее последующее влияние на материально-
техническую базу учебных заведений, нами использовались следую-
щие:
Фактор Индикатор
Расходы на финансирование
образовательных учрежде-
ний
Объем расходов на учащегося общеобразователь-
ного учреждения, в долл., при конвертировании на осно-
ве ППС в реальных ценах 2000 г.
Накопленные расходы на одного учащегося за весь
период обучения в школе, долл., при конвертировании на
основе ППС
Организация образовательного процесса
Факторы этой группы включают применяемые модели управления
учебными заведениями, в том числе отличия в организационно-
правовых формах и формах собственности, а также особенности орга-
низации процесса обучения в виде применения различных технологий и
методик преподавания, структуры и содержания учебных программ,
продолжительности обучения.
Программы и методики общего образования должны соответство-
вать требованиям образовательного стандарта и обеспечивать иннова-
ционность, адаптируемость и универсальность программ, а для ряда
дисциплин носить прикладной характер обучения. Режим учебы должен
1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…
обеспечивать безопасность учеников, в том числе недопустимо отрица-
тельное воздействие образовательного процесса на здоровье учащихся
(перегрузка, переутомление, появление дефектов здоровья).
В качестве показателей, характеризующих уровень организации об-
разовательного процесса, нами использовались следующие:
Фактор Индикатор
Продолжительность обучения
(время нахождения в учебном
заведении)
Ожидаемое количество лет обучения, лет
Среднее число часов, проводимых на обязатель-
ных и факультативных занятиях в год 15-летними уча-
щимися, ч
Характеристика обучаемого
Очевидно, что на результат обучения оказывают влияние личность
ученика, его способности, социальная среда и др. Тем самым и эффек-
тивность затрат также будет зависеть от характеристик обучаемого, ко-
торые, в свою очередь, формируются под влиянием:
− уровня знаний, полученных ранее;
− уровня воспитания, т.е. совокупности социально значимых качеств,
в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к
миру, людям и самому себе;
− степени развитости личности, т.е. сформированности устойчивой
мотивации познания учащихся, развитой памяти и интеллекта, на-
блюдательности и ответственности и пр.;
− уровня доходов семьи, образования родителей, доступности ин-
формационных ресурсов и других факторов.
В качестве показателей, характеризующих различные аспекты ォка-
чества обучаемогоサ, нами использовались следующие:
Фактор Индикатор
Уровень охвата дошкольным
образованием
Уровень охвата детей дошкольным образова-
нием, %
Качество семейного воспита-
ния
Доля населения в возрасте 25–64 лет с высшим
образованием, % от общей численности населения
данной возрастной группы
Доступность интернета Число граждан, имеющих доступ к интернету,
чел. на 100 чел. населения
Финансовая обеспеченность
населения
Доходы на душу населения, долл. при конвер-
тировании на основе ППС
Доля расходов населения на образование, % к
ВВП
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…
1 . 4 . 2 . Д е т е р м и н а н т ы , о к а з ы в а ю щ и е в л и я н и е
н а о б р а з о в а т е л ь н ы й п р о ц е с с
На эффективность функционирования системы общего образования
непосредственное влияние оказывают внешние факторы, характери-
зующие как общий уровень экономического и институционального раз-
вития общества в той или иной стране, так и эволюционно сформиро-
вавшиеся особенности населения в виде различной плотности его раз-
мещения на территории страны, уровня урбанизации, демографической
(языковой, конфессиональной, этнической) структуры населения, пред-
расположенности к вредным привычкам и пр.
В качестве показателей, характеризующих уровень институциональ-
ного развития и особенностей населения, нами использовались сле-
дующие:
Фактор Индикатор
Эволюционно сложившиеся
особенности населения
Доля городского населения (уровень урбаниза-
ции), % от общей численности населения
Плотность населения, чел. на 1 кв. км
Этническая структура населения
Языковая структура населения
Конфессиональная структура населения
Потребление алкоголя, л на душу населения (15+)
Качество институционального
развития
ВВП на душу населения, долл. при конвертирова-
нии на основе ППС
Индексы коррупции