Анализ результатов основных международных

исследований качества общего образования (TIMSS, PISA)

Для оценки качества общего образования в мире используются меж-

дународные сравнительные исследования, которые проводятся на пред-

ставительной выборке учащихся разных стран с использованием уста-

новленного инструментария, демонстрирующего текущие приоритеты в

образовании. Среди таких исследований можно отметить TIMSS, PISA,

CIVIC, PIRLS, SACMEQ. Данные исследования проводятся регулярно__

Существующие международные исследования образовательных дос-

тижений можно условно разделить на две группы, различающиеся меж-

ду собой подходом к выбору объекта исследования. В первую группу

входят исследования, ориентированные на изучение объема и качества

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

академических знаний учащихся, на оценку уровня усвоения школьной

программы. Наиболее авторитетным среди них является TIMSS1 (Trends

in Mathematics and Science Study), проводимое Международной ассоциа-

цией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the

Evaluation of Educational Achievements), в ходе которого оцениваются зна-

ния школьников в двух областях – в математике и естественных науках.

Вторую группу представляют исследования, направленные на изу-

чение навыков (компетенций) учащихся. Например, под «математиче-

ской компетентностью» подразумевается способность человека опреде-

лять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказы-

вать хорошо обоснованные математические суждения и использовать

математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потреб-

ности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему

гражданину2. В частности, подход к изучению качества полученных в

школе знаний через оценку практических навыков и умений использо-

вать остаточные знания лежит в основе международного исследования

PISA3 (Programme for International Student Assessment), проводимого по

инициативе ОЭСР (OECD). Это исследование направлено на анализ

компетентности учащихся в трех областях – в математике, естественных

науках и чтении.

Следует обратить внимание на то, что выбор математических и есте-

ственнонаучных дисциплин в качестве объекта исследования объясня-

ется тем, что они наиболее независимы от языковых различий стран-

участниц. Руководствуясь данной логикой, мы решили построить даль-

нейший сравнительный анализ качества общего образования в России и

мире на основе сопоставления результатов TIMSS и PISA по двум дис-

циплинам – по математике и естествознанию.

TIMSS

1 . 4 . 1 . Д е т е р м и н а н т ы , х а р а к т е р и з у ю щ и е

о б р а з о в а т е л ь н ы й п р о ц е с с

Кадровый потенциал – характеризует качество и уровень мотивации

преподавательского состава в общеобразовательных учреждениях. Дан-

ная группа факторов имеет первостепенное значение для качества обра-

зования, поскольку именно педагоги являются носителями определен-

ных компетенций, которые позволяют передавать знания с помощью

различных методик обучающимся. При этом учитель не только передает

знания, но и участвует в формировании личности обучаемого. Таким

образом, качество преподавательского состава определяется множест-

вом факторов: наличием качественного образования, стажем педагоги-

ческой работы, уровнем мотивации и пр.

Загруженность учителей также является одним из определяющих

факторов качества образования, влияющих на возможность контроли-

ровать успеваемость и обеспечивать индивидуальный подход к ученику.

Загруженность влияет и на возможность самостоятельного повышения

квалификации.

В качестве показателей, характеризующих различные аспекты со-

стояния кадрового потенциала, использовались _____следующие:

Фактор Индикатор

Загруженность учите-

лей

• Отношение «учащиеся/преподаватели», рассчитываемое

как отношение количества зачисленных в общеобразователь-

ные учреждения учащихся к числу работающих преподавате-

лей, индекс

Опыт учите-

лей/квалификация

преподавательского

состава

• Доля квалифицированных (имеющих высшее образова-

ние и проходящих повышение квалификации) учителей в

системе начального образования, %

Мотивация учителей • Среднегодовая зарплата начинающих учителей в госу-

дарственных (муниципальных) общеобразовательных учреж-

дениях, долл., при конвертировании на основе ППС

Состояние материально-технической базы учебных заведений и фи-

нансовая обеспеченность

Поскольку получение бесплатного общего образования гарантирует-

ся государством, основным источником финансирования общеобразова-

тельных учреждений являются бюджетные средства. В России финан-

сирование расходов осуществляется за счет средств бюджета субъекта

РФ посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных обра-

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

зований для реализации школами основных общеобразовательных про-

грамм в части финансирования расходов на оплату труда работников

общеобразовательных учреждений, на обеспечение учебно-

раздаточным материалом и техническими средствами обучения, на при-

обретение расходных материалов и прочие хозяйственные нужды (за

исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расхо-

дов).

Недостаток финансовых средств может оказать серьезное влияние на

уровень материально-технического состояния школ, который характе-

ризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих

образовательный процесс (здания, оборудование, библиотека и др.).

Техническое состояние школы должно обеспечить безопасность пребы-

вания там учеников, а материальная база, в том числе оборудование

классов и помещений для занятий, компьютерное обеспечение, наличие

и состояние учебников и наглядных пособий, – доступность, безопас-

ность и инновационность образования.

В качестве показателей, характеризующих состояние финансовой

обеспеченности и ее последующее влияние на материально-

техническую базу учебных заведений, нами использовались следую-

щие:

Фактор Индикатор

Расходы на финансирование

образовательных учрежде-

ний

• Объем расходов на учащегося общеобразователь-

ного учреждения, в долл., при конвертировании на осно-

ве ППС в реальных ценах 2000 г.

• Накопленные расходы на одного учащегося за весь

период обучения в школе, долл., при конвертировании на

основе ППС

Организация образовательного процесса

Факторы этой группы включают применяемые модели управления

учебными заведениями, в том числе отличия в организационно-

правовых формах и формах собственности, а также особенности орга-

низации процесса обучения в виде применения различных технологий и

методик преподавания, структуры и содержания учебных программ,

продолжительности обучения.

Программы и методики общего образования должны соответство-

вать требованиям образовательного стандарта и обеспечивать иннова-

ционность, адаптируемость и универсальность программ, а для ряда

дисциплин носить прикладной характер обучения. Режим учебы должен

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

обеспечивать безопасность учеников, в том числе недопустимо отрица-

тельное воздействие образовательного процесса на здоровье учащихся

(перегрузка, переутомление, появление дефектов здоровья).

В качестве показателей, характеризующих уровень организации об-

разовательного процесса, нами использовались следующие:

Фактор Индикатор

Продолжительность обучения

(время нахождения в учебном

заведении)

• Ожидаемое количество лет обучения, лет

• Среднее число часов, проводимых на обязатель-

ных и факультативных занятиях в год 15-летними уча-

щимися, ч

Характеристика обучаемого

Очевидно, что на результат обучения оказывают влияние личность

ученика, его способности, социальная среда и др. Тем самым и эффек-

тивность затрат также будет зависеть от характеристик обучаемого, ко-

торые, в свою очередь, формируются под влиянием:

− уровня знаний, полученных ранее;

− уровня воспитания, т.е. совокупности социально значимых качеств,

в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к

миру, людям и самому себе;

− степени развитости личности, т.е. сформированности устойчивой

мотивации познания учащихся, развитой памяти и интеллекта, на-

блюдательности и ответственности и пр.;

− уровня доходов семьи, образования родителей, доступности ин-

формационных ресурсов и других факторов.

В качестве показателей, характеризующих различные аспекты ォка-

чества обучаемогоサ, нами использовались следующие:

Фактор Индикатор

Уровень охвата дошкольным

образованием

• Уровень охвата детей дошкольным образова-

нием, %

Качество семейного воспита-

ния

• Доля населения в возрасте 25–64 лет с высшим

образованием, % от общей численности населения

данной возрастной группы

Доступность интернета • Число граждан, имеющих доступ к интернету,

чел. на 100 чел. населения

Финансовая обеспеченность

населения

• Доходы на душу населения, долл. при конвер-

тировании на основе ППС

• Доля расходов населения на образование, % к

ВВП

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

1 . 4 . 2 . Д е т е р м и н а н т ы , о к а з ы в а ю щ и е в л и я н и е

н а о б р а з о в а т е л ь н ы й п р о ц е с с

На эффективность функционирования системы общего образования

непосредственное влияние оказывают внешние факторы, характери-

зующие как общий уровень экономического и институционального раз-

вития общества в той или иной стране, так и эволюционно сформиро-

вавшиеся особенности населения в виде различной плотности его раз-

мещения на территории страны, уровня урбанизации, демографической

(языковой, конфессиональной, этнической) структуры населения, пред-

расположенности к вредным привычкам и пр.

В качестве показателей, характеризующих уровень институциональ-

ного развития и особенностей населения, нами использовались сле-

дующие:

Фактор Индикатор

Эволюционно сложившиеся

особенности населения

• Доля городского населения (уровень урбаниза-

ции), % от общей численности населения

• Плотность населения, чел. на 1 кв. км

• Этническая структура населения

• Языковая структура населения

• Конфессиональная структура населения

• Потребление алкоголя, л на душу населения (15+)

Качество институционального

развития

• ВВП на душу населения, долл. при конвертирова-

нии на основе ППС

• Индексы коррупции

Наши рекомендации