Десять категорий экономической свободы в России

Категория Балл Тренд Средний уровень в мире Свобода бизнеса 65,1 ▲ 64,7 Свобода торговли 68,2 ▬ 74,5 Фискальная свобода 82,5 ▼ 76,9 Участие правительства 48,6 ▼ 59,8 Монетарная свобода 66,3 ▲ 74,4 Свобода инвестиций 25,0 ▬ 50,7 Финансовая свобода 40,0 ▬ 48,6 Права собственности 25,0 ▬ 43,4 Свобода от коррупции 21,0 ▼ 40,4 Свобода труда 63,5 ▲ 61,4

ОБРАЗОВАНИЕ

Добавить в главу 2.1. После характеристики университетов

В конце 1990-х годов большинство развитых и быстроразвивающихся стран начали реформирование национальных систем общего и профессионального образования (Англия, Финляндия, Германия, США и др.). Причиной этого послужили ускоряющийся процесс социально-экономических изменений и инновации, которые диктуют новые условия жизни и конкурентоспособности стран на мировом рынке. В этой ситуации главным капиталом страны становятся интеллектуальные ресурсы, а системы образования соответственно выступают важным элементом глобальной конкурентоспособности, требующей постоянных инноваций и обновления технологий. Кроме того, развитие человеческого капитала требует формирования открытых образовательных систем, позволяющих обеспечивать интенсивный обмен информацией, технологиями и ресурсами, а также создавать различные международные сети, проекты и объединения.

Такой подход к образованию, как к долгосрочным общественным инвестициям, был предложен еще Адамом Смитом, позднее он был встроен в современную экономику в работах Шульца (Schultz) (1961), Минсера (Mincer) (1970) и на сегодняшний день является основой теоретического и эмпирического анализа. Опыт последних лет показывает, что расходы на образование – эффективные, а главное – необходимые инвестиции, так как в последнее время в мире неуклонно растет спрос на квалифицированную рабочую силу. Сами экономические агенты существенно увеличили (отчасти по необходимости) свои собственные инвестиции в образование. Кроме того, образование может ускорять темпы экономического развития. Среди работ, посвященных экономическому росту, в которых делался подобный вывод, можно выделить работы Лукаса (Lucas) (1988), Барро (Barro)(1991), Barro, Sala-I-Martin (1995). Эффект экономического роста зависит от совокупного уровня образования, который действует как положительная экстерналия для каждого экономического агента.

К а ч е с т в е н н ы е х а р а к т е р и с т и к и о б р а з о в а н и я

Экономические эффекты, возникающие за счет различий в качестве начального и среднего образования, еще менее изучены, чем эффекты от различий в количественных характеристиках образования, особенно на агрегированном уровне. Такое явление возникает из-за проблем со статистикой качества образования. Представляется разумным оценивать качество общего образования по уровню знаний и аналитических способностей школьников. Использование результатов стандартных тестов при этом достаточно спорно, прежде всего за счет различий в подготовке именно к тестовой системе оценке знаний. В связи с этим альтернативным подходом оценки качества школьного образования является оценка затрачиваемых на него ресурсов. Среди первых работ по исследованиям подобного рода можно выделить Wachtel (1975) и Akin,

Garfinkel (1977). Обзор этой дискуссии приведен в работе Betts (1996). Большое количество работ по исследованию рынка труда посвящено влиянию различий в когнитивных способностях (способности к обучению) на заработные платы. В ранних работах авторы сталкивались с

проблемой «эффекта способностей», который порождает ошибку в

оценке влияния уровня образования на заработную плату, происходя-

щую из того факта, что при этом не учитываются разные способности

людей. К примеру, более высокое образование получают люди с более

высокими способностями, и, следовательно, более высокая заработная

плата, которую они будут потом получать, отражает отдачу не только от

образования, но и от их способностей. Среди первых работ по этой теме

можно выделить Griliches (1974), среди более поздних – Taber (2001).

Эти исследования концентрировались на оценке влияния количества лет

школьного обучения на уровень заработка. Адекватные оценки могут

быть получены при учете врожденных, не зависящих от качества пре-

доставляемых образовательных услуг, способностей работников. Более

поздние исследования Currie, Thomas (1999), Murnane, Willett, Duhaldeborde,

Tyler (2000), Murnane, Willett, Braatz, Duhaldeborde (2001) пока-

зывают существенное влияние таких способностей на заработок. При

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

этом в работах используются различные подходы. Currie, Thomas (1999)

провели исследование для панели британских школьников. Murnane,

Willett, Braatz, Duhaldeborde (2001) рассматривали межвременное со-

поставление и получили результат, не зависящий от использованной

методологии (либо простой регрессионный анализ, либо модель кор-

рекции ошибками). В конечном счете, сложность отделения когнитив-

ных способностей от длительности образовательного процесса затруд-

няет оценки этих эффектов и порождает неопределенность относитель-

но величины того или иного влияния1.

Зависимость между индивидуальными когнитивными способностя-

ми и совокупным ростом производительности хуже поддается оценке. В

настоящее время не существует единого мнения, например, относитель-

но причин увеличения совокупной факторной производительности в

США, равно как и относительно влияния качества рабочей силы на эко-

номический рост. Анализ влияния качества школьного образования на

межстрановые различия в темпах экономического развития, выполнен-

ный в работе Hanushek, Kimko (2000), показывает, что качество может

быть очень значимым фактором. Авторы построили меру качества ра-

бочей силы на основе нескольких международных математических и

научных тестов и показали, что различия в качестве сильно коррелиру-

ют с международными различиями в темпах экономического роста. Ос-

новным предметом исследования этой и подобных ей работ является

установление направления влияния. Hanushek, Kimko (2000) после про-

ведения ряда тестов на причинность пришли к выводу о прямом влия-

нии качества образования на экономический рост.

Подходы к определению качества общего образования

И критериев его оценки

Образование является важнейшей сферой социальной жизни, во

многом определяющей интеллектуальное и культурное состояние обще-

ства. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых тех-

нологий, использование которых обусловливает необходимость посто-

янного обучения и совершенствования профессиональных навыков. В

связи с этим все большую актуальность приобретает процесс непрерыв-

ного образования, ориентированный на получение новых знаний и их

1 См. более подробно: Cawley, Heckman, Lochner, Vytlacil (2000) и Heckman, Vytlacil (2001).

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

применение в профессиональной деятельности. Эта логика находит

подтверждение и в Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020

года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федера-

ции от 17.11.2008 г. № 1662-р, где говорится о возрастании роли чело-

веческого капитала как основного фактора экономического развития:

«Уровень конкурентоспособности современной инновационной эконо-

мики в значительной степени определяется качеством профессиональ-

ных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не

сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за

счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования».

Наличие образования способствует повышению социального статуса

современного человека, а также означает более высокий уровень его

материального благосостояния и социальной мобильности. На рис. 1

представлены данные Росстата о средней заработной плате в зависимо-

сти от принадлежности к профессиональной группе. Приведенные дан-

ные показывают, что во всех группах профессиональной деятельности у

людей с высшим образованием заработная плата выше, чем у работаю-

щих с общим средним или среднем профессиональным образованием.

Даже в самой низкооплачиваемой группе, где не предъявляются требо-

вания к квалификации, рабочие с высшим образованием ценятся боль-

ше, и соответственно их заработная плата в 1,5 раза выше, чем у работ-

ников с общим образованием.

Также имеются данные о влиянии уровня образования на состояние

здоровья населения: в докладе ВОЗ отмечено увеличение продолжи-

тельности _____жизни на 10 лет и более у групп населения с высшим образо-

ванием по сравнению с теми, кто имеет только общее образование.

Кроме того, зафиксировано, что риски смертности выше у младенцев,

которые родились у матерей, не имеющих среднего общего образова-

ния1.

Уровень образования является одним из трех показателей Индекса

развития человеческого потенциала2, используемого ООН для межстра-

нового сравнения. Доступность и качество образования являются его

неотъемлемыми взаимодополняющими характеристиками.

1 «Ликвидировать разрыв в течение жизни одного поколения. Соблюдение принципа

справедливости в здравоохранении путем воздействия на социальные детерминанты здо-

ровья». Доклад ВОЗ. 2009 г. Идентификационный номер ВОЗ: WHO/IER/CSDH/08.1http: //

www.who.int/publications/list/WHO_IER_CSDH_08_1/ru/index.html

2 http://hdr.undp.org/

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

Под доступностью образования понимается совокупность обстоя-

тельств, влияющих на возможность получения образовательных услуг

конкретными физическими лицами. Такими обстоятельствами могут

быть ограниченные физические возможности обучаемого, социальное

положение, место жительства, располагаемые _____доходы и др. Доступность

обеспечивается конституционно закрепленными правами граждан РФ в

области образования. Демократические принципы государственного

устройства не только позволяют гражданину самому решать, какой уро-

вень образования ему необходим, кроме обязательного для всех общего

образования, но и дают право выбора форм образования и образова-

тельных учреждений.

Проблема оценки качества образования сегодня является одной из

самых актуальных для всей образовательной системы Российской Фе-

дерации. Понятие «качество образования» не имеет общепринятого оп-

ределения, так как все участники образовательного процесса и заинте-

ресованные лица вкладывают в него свой смысл:

Наши рекомендации