Десять категорий экономической свободы в России
Категория Балл Тренд Средний уровень в мире Свобода бизнеса 65,1 ▲ 64,7 Свобода торговли 68,2 ▬ 74,5 Фискальная свобода 82,5 ▼ 76,9 Участие правительства 48,6 ▼ 59,8 Монетарная свобода 66,3 ▲ 74,4 Свобода инвестиций 25,0 ▬ 50,7 Финансовая свобода 40,0 ▬ 48,6 Права собственности 25,0 ▬ 43,4 Свобода от коррупции 21,0 ▼ 40,4 Свобода труда 63,5 ▲ 61,4
ОБРАЗОВАНИЕ
Добавить в главу 2.1. После характеристики университетов
В конце 1990-х годов большинство развитых и быстроразвивающихся стран начали реформирование национальных систем общего и профессионального образования (Англия, Финляндия, Германия, США и др.). Причиной этого послужили ускоряющийся процесс социально-экономических изменений и инновации, которые диктуют новые условия жизни и конкурентоспособности стран на мировом рынке. В этой ситуации главным капиталом страны становятся интеллектуальные ресурсы, а системы образования соответственно выступают важным элементом глобальной конкурентоспособности, требующей постоянных инноваций и обновления технологий. Кроме того, развитие человеческого капитала требует формирования открытых образовательных систем, позволяющих обеспечивать интенсивный обмен информацией, технологиями и ресурсами, а также создавать различные международные сети, проекты и объединения.
Такой подход к образованию, как к долгосрочным общественным инвестициям, был предложен еще Адамом Смитом, позднее он был встроен в современную экономику в работах Шульца (Schultz) (1961), Минсера (Mincer) (1970) и на сегодняшний день является основой теоретического и эмпирического анализа. Опыт последних лет показывает, что расходы на образование – эффективные, а главное – необходимые инвестиции, так как в последнее время в мире неуклонно растет спрос на квалифицированную рабочую силу. Сами экономические агенты существенно увеличили (отчасти по необходимости) свои собственные инвестиции в образование. Кроме того, образование может ускорять темпы экономического развития. Среди работ, посвященных экономическому росту, в которых делался подобный вывод, можно выделить работы Лукаса (Lucas) (1988), Барро (Barro)(1991), Barro, Sala-I-Martin (1995). Эффект экономического роста зависит от совокупного уровня образования, который действует как положительная экстерналия для каждого экономического агента.
К а ч е с т в е н н ы е х а р а к т е р и с т и к и о б р а з о в а н и я
Экономические эффекты, возникающие за счет различий в качестве начального и среднего образования, еще менее изучены, чем эффекты от различий в количественных характеристиках образования, особенно на агрегированном уровне. Такое явление возникает из-за проблем со статистикой качества образования. Представляется разумным оценивать качество общего образования по уровню знаний и аналитических способностей школьников. Использование результатов стандартных тестов при этом достаточно спорно, прежде всего за счет различий в подготовке именно к тестовой системе оценке знаний. В связи с этим альтернативным подходом оценки качества школьного образования является оценка затрачиваемых на него ресурсов. Среди первых работ по исследованиям подобного рода можно выделить Wachtel (1975) и Akin,
Garfinkel (1977). Обзор этой дискуссии приведен в работе Betts (1996). Большое количество работ по исследованию рынка труда посвящено влиянию различий в когнитивных способностях (способности к обучению) на заработные платы. В ранних работах авторы сталкивались с
проблемой «эффекта способностей», который порождает ошибку в
оценке влияния уровня образования на заработную плату, происходя-
щую из того факта, что при этом не учитываются разные способности
людей. К примеру, более высокое образование получают люди с более
высокими способностями, и, следовательно, более высокая заработная
плата, которую они будут потом получать, отражает отдачу не только от
образования, но и от их способностей. Среди первых работ по этой теме
можно выделить Griliches (1974), среди более поздних – Taber (2001).
Эти исследования концентрировались на оценке влияния количества лет
школьного обучения на уровень заработка. Адекватные оценки могут
быть получены при учете врожденных, не зависящих от качества пре-
доставляемых образовательных услуг, способностей работников. Более
поздние исследования Currie, Thomas (1999), Murnane, Willett, Duhaldeborde,
Tyler (2000), Murnane, Willett, Braatz, Duhaldeborde (2001) пока-
зывают существенное влияние таких способностей на заработок. При
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…
этом в работах используются различные подходы. Currie, Thomas (1999)
провели исследование для панели британских школьников. Murnane,
Willett, Braatz, Duhaldeborde (2001) рассматривали межвременное со-
поставление и получили результат, не зависящий от использованной
методологии (либо простой регрессионный анализ, либо модель кор-
рекции ошибками). В конечном счете, сложность отделения когнитив-
ных способностей от длительности образовательного процесса затруд-
няет оценки этих эффектов и порождает неопределенность относитель-
но величины того или иного влияния1.
Зависимость между индивидуальными когнитивными способностя-
ми и совокупным ростом производительности хуже поддается оценке. В
настоящее время не существует единого мнения, например, относитель-
но причин увеличения совокупной факторной производительности в
США, равно как и относительно влияния качества рабочей силы на эко-
номический рост. Анализ влияния качества школьного образования на
межстрановые различия в темпах экономического развития, выполнен-
ный в работе Hanushek, Kimko (2000), показывает, что качество может
быть очень значимым фактором. Авторы построили меру качества ра-
бочей силы на основе нескольких международных математических и
научных тестов и показали, что различия в качестве сильно коррелиру-
ют с международными различиями в темпах экономического роста. Ос-
новным предметом исследования этой и подобных ей работ является
установление направления влияния. Hanushek, Kimko (2000) после про-
ведения ряда тестов на причинность пришли к выводу о прямом влия-
нии качества образования на экономический рост.
Подходы к определению качества общего образования
И критериев его оценки
Образование является важнейшей сферой социальной жизни, во
многом определяющей интеллектуальное и культурное состояние обще-
ства. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых тех-
нологий, использование которых обусловливает необходимость посто-
янного обучения и совершенствования профессиональных навыков. В
связи с этим все большую актуальность приобретает процесс непрерыв-
ного образования, ориентированный на получение новых знаний и их
1 См. более подробно: Cawley, Heckman, Lochner, Vytlacil (2000) и Heckman, Vytlacil (2001).
1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…
применение в профессиональной деятельности. Эта логика находит
подтверждение и в Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федера-
ции от 17.11.2008 г. № 1662-р, где говорится о возрастании роли чело-
веческого капитала как основного фактора экономического развития:
«Уровень конкурентоспособности современной инновационной эконо-
мики в значительной степени определяется качеством профессиональ-
ных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не
сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за
счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования».
Наличие образования способствует повышению социального статуса
современного человека, а также означает более высокий уровень его
материального благосостояния и социальной мобильности. На рис. 1
представлены данные Росстата о средней заработной плате в зависимо-
сти от принадлежности к профессиональной группе. Приведенные дан-
ные показывают, что во всех группах профессиональной деятельности у
людей с высшим образованием заработная плата выше, чем у работаю-
щих с общим средним или среднем профессиональным образованием.
Даже в самой низкооплачиваемой группе, где не предъявляются требо-
вания к квалификации, рабочие с высшим образованием ценятся боль-
ше, и соответственно их заработная плата в 1,5 раза выше, чем у работ-
ников с общим образованием.
Также имеются данные о влиянии уровня образования на состояние
здоровья населения: в докладе ВОЗ отмечено увеличение продолжи-
тельности _____жизни на 10 лет и более у групп населения с высшим образо-
ванием по сравнению с теми, кто имеет только общее образование.
Кроме того, зафиксировано, что риски смертности выше у младенцев,
которые родились у матерей, не имеющих среднего общего образова-
ния1.
Уровень образования является одним из трех показателей Индекса
развития человеческого потенциала2, используемого ООН для межстра-
нового сравнения. Доступность и качество образования являются его
неотъемлемыми взаимодополняющими характеристиками.
1 «Ликвидировать разрыв в течение жизни одного поколения. Соблюдение принципа
справедливости в здравоохранении путем воздействия на социальные детерминанты здо-
ровья». Доклад ВОЗ. 2009 г. Идентификационный номер ВОЗ: WHO/IER/CSDH/08.1http: //
www.who.int/publications/list/WHO_IER_CSDH_08_1/ru/index.html
2 http://hdr.undp.org/
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…
Под доступностью образования понимается совокупность обстоя-
тельств, влияющих на возможность получения образовательных услуг
конкретными физическими лицами. Такими обстоятельствами могут
быть ограниченные физические возможности обучаемого, социальное
положение, место жительства, располагаемые _____доходы и др. Доступность
обеспечивается конституционно закрепленными правами граждан РФ в
области образования. Демократические принципы государственного
устройства не только позволяют гражданину самому решать, какой уро-
вень образования ему необходим, кроме обязательного для всех общего
образования, но и дают право выбора форм образования и образова-
тельных учреждений.
Проблема оценки качества образования сегодня является одной из
самых актуальных для всей образовательной системы Российской Фе-
дерации. Понятие «качество образования» не имеет общепринятого оп-
ределения, так как все участники образовательного процесса и заинте-
ресованные лица вкладывают в него свой смысл: