Пособия для углубленного изучения русского языка в школе
155.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-11 классы. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. – М.: Дрофа, 1998.*
156.Бабайцева В.В. Глазков А.В., Дубровина М.В. и др. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс; 6-7 классы; 8-9 классы. Пособия для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-11 классы”. – М.: Дрофа, 1997-200 0.
157.Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 10-11 классы. – М., 1997 и др. издания.
158. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Глазков А.В. Русский язык: Рабочая тетрадь. 5 класс; 8 класс; 9 класс. Для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-11 классы”. – М.: Дрофа, 1998-2000.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля – 2-изд.; -М.: Дрофа, 2005.
159.Ильинская И.С., Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильина Н.Е. и др. Русский язык. 5 класс / Под ред. М.В.Панова. - 2-е изд. - М., 1995.
160.Красильникова Е.В., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е. Кузьмина С.М., Рочко Т.А., Крупская И.А. Русский язык. 6 класс / Под ред. М.В.Панова.- М., 1998.
161.Панов М.В., Булатова Л.Н., Кузьмина С.М. Ильина Н.Е., Красиль-никова Е.В., Рочко Т.А., Земская Е.А. Русский язык. 7 класс / Под ред. М.В.Панова.- М., 1998.
162.Русский язык. 8-9 классы / Под ред. М.В.Панова.- М., 2000.
163.Репкин В.В. Русский язык: 5 класс. Ч. 1. Речь. Введение в синтаксис. – ННМЦ РО, Харьков, 1996; Пеленг, 1999; Ч. 2 Фонетика и письмо. – Харьков, 1996; Пеленг, 2000.
164.Репкин В.В. Русский язык: 6 класс. – Пеленг, 1998.
165.Репкин В.В. Русский язык: 7 класс. Морфология. Служебные части речи. Самостоятельные части речи. – Пеленг, 1999.
166.Репкин В.В. Русский язык: 8 класс. (Ч. 1 – 3. Синтаксис) – Пеленг, 1999-2000.
167.Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М., 1990 и др издания.
168.Чешко Л.А. Русский язык: Учебное пособие для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений.- М., 1994.
169.Багрянцева В.А. ,Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. Ч.I. Лексикология и лексикография. Фонетика. Графика. Орфография. Морфемика и словообразование; Ч.II. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
170.Шипицина Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидиактические материалы для углубленного изучения русского языка: Книга для учащихся старших классов. – М., 1992 .
171.Голуб И.Б. Основы красноречия. Учеб. пособие для старших классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М., 2000.
172.Сидоренко В.А. Углубленное изучение русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. - М., 1996.
173.Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс. Книга для учителя. – М., 1992.
174.Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка: 9 класс. Книга для учителя. – М., 1993.
175.Шипицина Г.М., Петровская СС., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология: Книга для учителя. – М., 1995.
176.Шипицина Г.М., Петровская СС., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Книга для учителя. – М., 1997.
177.Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб., 1997.
178.Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику “Уроки русской словесности”. – СПб., 1997.
179.Петракова А.Г. Культура речи. Практикум для 10-11 классов. – М., 1996.
180.Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. – М., 1997.
181.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средн. школ, гимназий. – 2-е изд. – М., 1996.
182.Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс (8-9 кл.): Книга для учащихся. – М., 1992.
183.Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс (8-9 кл.): Книга для учителя. – М., 1991.
184.Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)”: Пособие для учащихся. – 5-е изд. - М., 1991.
185.Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу “Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)”: Пособие для учителей. – 4-е изд. - М., 1991.
186.Развивайте дар слова: Факультативный курс “Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.)”: Пособие для учащихся / Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 5-е изд. – М., 1990.
187.Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.)”: Пособие для учителей / Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд. – М., 1990.
188. Золотова Г.А., Дручина Г.П., Анипенко Н.К. Русский язык. 10 кл. : Учебное пособие для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. –М.: Дрофа, 2002.
Журналы и газеты
Русский язык в школе. Научно-методический журнал Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал.
Русская речь. Научно-популярный журнал РАН, Российского фонда культуры, Института русского языка РАН.
Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Учительская газета.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
Необходимые знания, а также умения и навыки профессиональной педагогической деятельности у будущих преподавателей формируются на лекционных, практических, лабораторных и семинарских занятиях по МПРЯ, а также во время прохождения педагогической практики.
Форма обучения | Очная | Заочная | |||
Курс | V-специалисты, I-магистры | V | VI | ||
Семестр Вид Занятий | 10[1] | ||||
Лекции | 34 ч. | 6 ч. | 6 ч. | ||
Практические, лабора-торные и семинарские занятия | 34 ч. | 8 ч. | |||
Педагогическая прак-тика: школьный день и активная практика | Специалисты: 1 школьный день в неделю (17 уч. недель) | Специалисты: 7 недель Магистры: 4 недели | 4 недели |
Завершается изучение курса сдачей зачета по теоретико-практическому материалу (10 семестр V курса очного отделения и I курса магистратуры; 11 семестр VI курса ОЗО), а также оценкой по итогам практики (10 семестр V курса очного отделения, I курса магистратуры; 11 семестр VI курса ОЗО).
ТематическиЙ план лекций
на очном и заочном отделениях
№ п/п | тема | Количество часов | |
Очное отд. | озо | ||
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) как наука и учебная дисциплина | |||
Русский язык как учебный предмет, его место в образовательной области «Филология», состав и структура | |||
Из истории методики русского языка. Основные направления и проблемы современной методики | |||
Понятие о формах, средствах и методах обучения. Урок как основная форма организации учебной работы в школе. Типы и структура уроков по русскому языку. | |||
Классификация и характеристика методов и приемов обучения русскому языку | |||
Формирование языковой и лингвистической компетенции учащихся. Система и методика работы по изучению основных разделов школьного курса русского языка: фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса) | |||
Коммуникативная (речеведческая) направленность обучения языку. Методика развития речи. Текстоцентрический подход как основа коммуникативного обучения | |||
Методика обучения правописанию: орфографии и пунктуации | |||
Углубленное изучение русского языка. Проблема дополнительной лингвистической подготовки: место курсов стилистики, культуры речи, риторики и словесности в современном образовании | |||
Итого |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ОЧНОМ И ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИЯХ
№ п/п | тЕМА, ВИД ЗАНЯТИЯ | Количество часов | |
Очное отд. | озо | ||
Анализ программ по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений (лаб.-практ.) | |||
Анализ учебных комплексов (УК), учебно-методических комплексов (УМК) и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений (лаб.-практ.) | |||
Организация учебной работы по русскому языку. Принципы и виды анализа уроков (практ.) | |||
Посещение (наблюдение) уроков русского языка в 5-7 и 8-11 классах (лаб.) | Задание № 1 контр. Работы | ||
Анализ посещенных уроков русского языка (практ.) | |||
Планирование учебной работы учителя. Виды рабочих планов (лаб.-практ.) | Задание № 2-3 контр. Работы | ||
Система и типология упражнений, письменных работ по русскому языку. Виды диктантов и методика их проведения (практ.) | |||
Уроки развития речи. Виды изложений, сочинений и методика их проведения (практ.) | |||
Нетрадиционные (нестандартные) уроки русского языка (семинар) | |||
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (практ.) | |||
Виды и методика языкового разбора и анализа на уроках русского языка (лаб.-практ.) | |||
Традиционные и современные технологии на уроках русского языка (лаб.-практ.) | |||
Углубленная подготовка по русскому языку в современной школе (элективные и факультативные курсы) (семинар) | |||
Внеклассная (внеаудиторная) работа по русскому языку (семинар) | |||
Итого: |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ
И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторно-практическое занятие № 1
Тема: Анализ программ по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений (4 часа)
1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений как основной документ, определяющий цели, задачи и содержание обучения.
2. Типология современных программ по русскому языку.
3. Структура программ и принципы их построения (расположение в них учебного материала).
4. Анализ и характеристика программ, соответствующих стабильным и параллельным учебным комплексам по русскому языку для 5-9 классов.
5. Анализ и характеристика программ по русскому языку для 10-11 классов.
6. Анализ и характеристика программ по русскому языку для классов и учебных заведений с углубленным изучением русского языка.
7. Программы компенсирующего обучения для 5-9 классов.
8. Практическая направленность преподавания русского языка в школе. Формирование умений и навыков.
9. Вопросы развития речи учащихся (формирование их коммуникативной компетенции) в современных программах по русскому языку.
Основная литература: 1 (Iе изд. – гл. 2-4, гл. 13, § 54; IIе изд. – гл. 2,3,13), 2 (с. 13-24), 7 (гл. 3), 8 (с. 11-15), 10, 11,12.
Программы, стандарты, минимумы: 28-42.
Практическое задание:
Подготовить аннотацию одной из программ по русскому языку, отметив сформулированные составителями цель, задачи преподавания русского языка, указав особенности структуры программы, принцип ее построения.