Вузовского компонента цикла ОПД

По специальности 031001 (021700) – ФИЛОЛОГИЯ

для студентов 5 курса стационара и 5-6 курсов ОЗО

Отделения русского языка и литературы

Ростов-на-Дону

Данный учебно-методический комплекс к курсу «Методика преподавания русского языка в школе», предназначенный для студентов 5 курса дневного и 5-6 курсов заочного отделений по специальности 031001 (021700) – «Филология» (специализация «Русский язык и литература») и магистрантов I курса по направлению 031000 (520300) – «Филология» (по программе «Русский язык» - 08), разработан кандидатом филологических наук, профессором кафедры русского языка Маевским Н.Н. в соответствии с ГОС ВПО по указанной специальности и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», а также в соответствии с учебными планами.

Рецензент – доцент Е.М.Прищепа

Ответственный редактор – доцент Н.В.Изотова

Печатается по решению кафедры русского языка факультета филологии и журналистики РГУ, протокол № 9 от 22. 06.2006 г.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в классических университетах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.

Курс «Методика преподавания русского языка» (МПРЯ) входит в блок (цикл) психолого-педагогических дисциплин, освоение которых обеспечивает право присвоения выпускникам, завершившим подготовку по специальности 031001 (021700) - Филология (специализация 021701 – Русский язык и литература), квалификации «Филолог. Преподаватель», а по направлению 031001 (520300) – Филология (магистратура, программа 520308 – Русский язык) - дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

В «Обязательном минимуме содержания программы профессиональной подготовки преподавателя» данная предметная область характеризуется следующим образом:

Методика преподавания (предмета): основы дидактики (предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса (предметов); межпредметные связи; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения, методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по предмету; организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий. (Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение № 2 (п. СД.02) к приказу Минобразования России от 03.08.2000 № 2400 – О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования).

Цель курса МПРЯ –

во-первых, обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности;

во-вторых, подготовить студентов к успешному прохождению активной педагогической практики в средних общеобразовательных учебных заведениях (учреждениях) – школах, гимназиях, лицеях, колледжах – как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков.

Задачи данной дисциплины:

- сформировать понимание методики русского языка как прикладной науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий;

- представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области МПРЯ лучших ученых-методистов XIX в. (история методики) и пути ее развития отечественными учеными-методистами и учителями-практиками в XX в.; охарактеризовать основные тенденции, направления и проблемы современной МПРЯ;

- познакомить студентов с целями, задачами и содержанием курса русского языка в современной средней школе; дать представление: а) о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплексах; б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, применяемых на уроках русского языка, на элективных и факультативных занятиях и во внеклассной (внеурочной) работе по предмету;

- рассмотреть вопросы методики изучения основных разделов школьного курса русского языка;

- выработать у студентов умения планирования работы по русскому языку, построения уроков, осуществления контроля за деятельностью учащихся и проверки и оценки их знаний, умений и навыков;

- способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики.

Учебно-методический комплекс включают:

1. Рабочую программу курса

2. Рекомендуемую литературу

3. Планирование работы по изучению курса и формы отчетности

4. Тематическое планирование лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий

5. Планы практических, лабораторных и семинарских занятий

6. Вопросы к зачету и примерные вопросы к государственному экзамену

7. Приложения:

1е Контрольная работа для студентов ОЗО и указания к ее выполнению

2е Рекомендации к анализу уроков

3е Темы и рекомендации к перспективному тематическому планированию учебного материала по русскому языку

4е Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов

5е Темы рефератов

6е Темы курсовых работ

Сокращения, принятые в учебно-методическом комплексе:

РЯШ – Русский язык в школе. Научно-методический журнал

РС – Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал

РЯЛ - Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. Научно-методический журнал(издание прекращено в 90-е годы)

РЯ – Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»

УГ – Учительская газета

ПС – Первое сентября. Еженедельная газета

Наши рекомендации