Вузовского компонента цикла ОПД
По специальности 031001 (021700) – ФИЛОЛОГИЯ
для студентов 5 курса стационара и 5-6 курсов ОЗО
Отделения русского языка и литературы
Ростов-на-Дону
Данный учебно-методический комплекс к курсу «Методика преподавания русского языка в школе», предназначенный для студентов 5 курса дневного и 5-6 курсов заочного отделений по специальности 031001 (021700) – «Филология» (специализация «Русский язык и литература») и магистрантов I курса по направлению 031000 (520300) – «Филология» (по программе «Русский язык» - 08), разработан кандидатом филологических наук, профессором кафедры русского языка Маевским Н.Н. в соответствии с ГОС ВПО по указанной специальности и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», а также в соответствии с учебными планами.
Рецензент – доцент Е.М.Прищепа
Ответственный редактор – доцент Н.В.Изотова
Печатается по решению кафедры русского языка факультета филологии и журналистики РГУ, протокол № 9 от 22. 06.2006 г.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в классических университетах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
Курс «Методика преподавания русского языка» (МПРЯ) входит в блок (цикл) психолого-педагогических дисциплин, освоение которых обеспечивает право присвоения выпускникам, завершившим подготовку по специальности 031001 (021700) - Филология (специализация 021701 – Русский язык и литература), квалификации «Филолог. Преподаватель», а по направлению 031001 (520300) – Филология (магистратура, программа 520308 – Русский язык) - дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
В «Обязательном минимуме содержания программы профессиональной подготовки преподавателя» данная предметная область характеризуется следующим образом:
Методика преподавания (предмета): основы дидактики (предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса (предметов); межпредметные связи; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения, методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по предмету; организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий. (Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение № 2 (п. СД.02) к приказу Минобразования России от 03.08.2000 № 2400 – О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования).
Цель курса МПРЯ –
во-первых, обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности;
во-вторых, подготовить студентов к успешному прохождению активной педагогической практики в средних общеобразовательных учебных заведениях (учреждениях) – школах, гимназиях, лицеях, колледжах – как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков.
Задачи данной дисциплины:
- сформировать понимание методики русского языка как прикладной науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий;
- представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области МПРЯ лучших ученых-методистов XIX в. (история методики) и пути ее развития отечественными учеными-методистами и учителями-практиками в XX в.; охарактеризовать основные тенденции, направления и проблемы современной МПРЯ;
- познакомить студентов с целями, задачами и содержанием курса русского языка в современной средней школе; дать представление: а) о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплексах; б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, применяемых на уроках русского языка, на элективных и факультативных занятиях и во внеклассной (внеурочной) работе по предмету;
- рассмотреть вопросы методики изучения основных разделов школьного курса русского языка;
- выработать у студентов умения планирования работы по русскому языку, построения уроков, осуществления контроля за деятельностью учащихся и проверки и оценки их знаний, умений и навыков;
- способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики.
Учебно-методический комплекс включают:
1. Рабочую программу курса
2. Рекомендуемую литературу
3. Планирование работы по изучению курса и формы отчетности
4. Тематическое планирование лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий
5. Планы практических, лабораторных и семинарских занятий
6. Вопросы к зачету и примерные вопросы к государственному экзамену
7. Приложения:
1е Контрольная работа для студентов ОЗО и указания к ее выполнению
2е Рекомендации к анализу уроков
3е Темы и рекомендации к перспективному тематическому планированию учебного материала по русскому языку
4е Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов
5е Темы рефератов
6е Темы курсовых работ
Сокращения, принятые в учебно-методическом комплексе:
РЯШ – Русский язык в школе. Научно-методический журнал
РС – Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал
РЯЛ - Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. Научно-методический журнал(издание прекращено в 90-е годы)
РЯ – Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
УГ – Учительская газета
ПС – Первое сентября. Еженедельная газета