Современное понятие интеграции.
Социальная интеграция — полное, равноправное включение во все необходимые сферы жизни социума.Сущность - люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы поведения, которые считаются необходимымив обществе:каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого;
ответственность за создание особых условий развития и обучения для человека с ограниченным потенциалом берут на себя в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности;необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии — права: на выживание; жизнь в родной семье; развитие; обучение;труд; свободный выбор места жительства и форм общественной жизни и т.д.
Указанные выше принципы закреплены в международных и государственных правовых документах.
56. Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциация. Достоинства и недостатки.
Проблема интегрированного обучения активно разрабатывается во всех странах Западной Европы в последние 20 лет. Существует несколько моделей интегрированного обучения:специальный класс (или группа в общеобразовательной школе); введение консультантов;обучение на дому, в больницах.Специальные школы при этом не уничтожаются, а остаются как альтернативный вариант. В настоящее время соотношение интеграции и дифференциации в СО примерно одинаково.
Интегрированное обучение может быть эффективным для детей, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.
Плюсы дифференциации: обучение в спец школе занимает больше времени, чем в обычной ;в программу включаются специально организованные индивидуальные и групповые занятия коррекционно-развивающей направленности; практически во всех СУ ученики получают полное среднее (общее) образование (исключение VIII вид); знания по предметам усваиваются в доступном им объеме; система диф. обучения выстраивается с учетом «особых образовательных потребностей» ребенка. Минусы диф-ции: образовательные учреждения всех восьми видов есть далеко не в каждом городе(т.е. особый ребенок, проживающий в сельской местности вынужден обучаться в отрыве от семьи — в школе-интернате, находящейся в другом городе); не может охватить всех детей с ОВЗ, нуждающихся в образовании (речь идет об учениках, для которых в данной типологии просто «нет места»: это дети с расстройствами аутического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не могут самостоятельно передвигаться и др.); в системе коррекционного образования длительное время активно использовалось слово «необучаемость», когда выраженность интеллектуального дефекта препятствовала обучению даже в школе с адаптированными требованиями (т.е. несмотря на то, что ребенок, будучи гражданином, имел право на образование, он был лишен возможности на его реализацию на основании диагноза); в течение долгих лет ребенок с ОВЗ оставался объектом «особой заботы особой школы», в то же время учитель обычной школы не имел возможности развития своих профессиональных умений и навыков в области обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Плюсы интеграции и инклюзии: большая степень социализации и возможность личностной самореализации. Минусы: часто остается формальным; недостаточная квалификация учителей массовых школ; необходимость создания условий такого обучения; необходимость разработки модели поэтапного включения в образовательную среду и психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах; необходимость физической доступности среды.
57. Инклюзивное образование. Современные тенденции.
В последние годы в нашей стране активно развивается практика инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Принят ряд документов, направленных на расширение возможности общения, обучения, социальной и трудовой адаптации, а также интеграции в общество ребенка с ОВЗ. Получили распространение коррекционные и реабилитационныецентры, увеличилось количество центров ранней диагностики и реабилитации. Интеграция детей с ОВЗ в учреждение для нормально развивающихся сверстников происходит с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции.
На современном этапе развития специального образования отмечается введение нового термина «инклюзия». Инклюзия основывается на идеях единого, образовательного пространства для всех детей, включающего разные образовательные маршруты. Инклюзия детей с ОВЗ предполагает: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии, его адаптацию к среде; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которые в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказываются недоступными для детей с ОВЗ.
Для успешности инклюзии детей с ОВЗ осуществляются различные программы и создаются специальные условия: законодательное реформирование системы образования; изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы; партнерство массовой и специальной школ; командная работа специалистов (администратор, учитель психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся; организационные, методические преобразования в массовой школе; налаженная система ранней комплексной помощи и др.
Интеграция детей с ОВЗ является наиболее успешной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием полноценной инклюзии - дифференциальная психодиагностика каждого ребенка.при наличии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна ставить диагноз, давать заключение образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом, содержащее рекомендации к индивидуальному плану обучения. Важным аспектом инклюзивного образования является развитие системы сопровождения, которая испытывает трудности.
Большое значение для внедрения инклюзивного образования имеет создание государственных образовательных стандартов (совокупность требований, обязательных к освоению, содержанию и условиям основной образовательной программы).
Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования, но под влиянием нажима органов образования начали осуществлять инклюзию быстрыми темпами. Широкое, а иногда и полулегальное проникновение в массовую общеобразовательную школу детей с ОВЗ приводит к значительным трудностям в организации инклюзивного образования.
58. Инклюзивное образование в условиях современной школы. Проблемы и перспективы.
Инклюзивное образование —обучение детей с особыми потребностями в (массовых) школах. Система ИО включает заведения среднего, профессионального и высшего. Цель - создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Повышается роль ИО. Детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации. Для преодоления трудностей сочетания детей с нормой и ОВЗ, реализации индив. подхода общеобразовательная школа должна: обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ в системе общего образования; образовательный процесс подготовленными педагогами и специалистами сопровождения; создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования; разработать научно-программно-методическое обеспечение ИО (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика); активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента в образовании; обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психо-лого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ; обеспечить взаимодействие учреждения с семьей ребенка с ОВЗ. На сегодняшний день, эти попытки односторонни, недостаточно научно обоснованы. Зачастую создаются специалистами, не имеющими специального образования, кот.слабо владеют методами психопрофилактики отклонений в развитии, затрудняются в использовании спец.методов коррекции, не умеют работать с различными категориями детей, организовывать групповую работу.
Необходимо учитывать проблемы и трудности социализации детей ОВЗ. Наличие проблем контактирования с окружающей средой, нарушения психо-эмоциональной сферы, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.
Целесообразно рассматривать и дистанционное обучение, в условиях кот.учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.
Организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ предполагает: активное вовлечение семьи в работу учреждения; консультирование родителей по проблемам развития их детей; обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи и др. Решение этих проблем приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, и будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.