Специфика отбора методов обучения детей с отклонениями в развитии.
На начальных этапах обучения детей с ОВЗ на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности. Дополнение - методы словесной передачи информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых мест.
Разные типы нарушений приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что ограничивает возможности использования логических и гностических методов, отдается предпочтение индуктивному методу, объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
Среди словесных методов обучения широкое распространение имеет беседа.
Эффективность коррекции повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
В специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
34. Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР).
Дети с ЗПР посещают в основном дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.Направление в специальное дошкольное учреждение осуществляется на основании решения постоянно действующей (ПМПК).
Для оказания помощи открываются следующие группы:• младшая (от 2,5 до 3,5 лет);• средняя (от 3,5 до 5 лет);• старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):• в школу (или) класс для детей с ЗПР;• общеобразовательную школу;• специальную школу соответствующего типа.В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:• диагностические;• воспитательные;• коррекционно-развивающие;• оздоровительные;• образовательные.
Направления деятельности: общее и коммуникативное взаимодействие;• физическое воспитание;• развитие моторики и зрительно-пространственной координации;• сенсорное развитие;• музыкальное воспитание;• предметная деятельность и игра;• познавательное развитие;• социальное воспитание;• развитие продуктивной деятельности;• подготовка к школьному обучению.
Виды групповых и подгрупповых занятий: уроки здоровья; лепка; аппликация; рисование; конструирование; ручной труд; физическое и трудовое воспитание; обучение игре; социальное развитие; ознакомление с окружающим миром; математика;*развитие речи и моторики;*подготовка к обучению грамоте.Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.
Школьники с ЗПР могут обучаться: в специальных образовательных учреждениях VII вида.
Особенности обучения в коррекционном классе:*адаптированные программы;* развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика;*индивидуально-групповая коррекционная;*факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).
Около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР - только в условиях коррекционного класса. Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.
Образование лиц с нарушением умственного развития (УО).
Обучение и воспитание детей с легкими формами УО направлены на максимальное ослабление недостатков познавательной сферы.
Основные особенности образовательного процесса:• создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;• индивидуальный подход;• единство и постоянство требований школы, детского сада, семьи;• приобщение детей труду;• развитие речи и познавательных интересов;• рисование, лепка, конструирование и т. п. и трудовой деятельности;• на ранних этапах обучения —подготовительная работа для развития у детей внимания, познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе.
Успех коррекции зависит:• от раннего выявления УО;• своевременного начала СО.
Обучение детей школьного возраста осуществляется в специальных коррекционных учреждениях VIIIвида по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Главная задача - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;особое значение трудовому обучению, проф. Подготовке, формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим.
Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIIIвида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда.
36. Типология специальных учреждений для лиц, имеющих отклонение в развитии.
1. для неслышащих(I вид): воспитание, образование и трудовая подготовка, коррекция и компенсация недостатков их развития. 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Наполняемость - 6 человек. Формированию и развитию вербальной речи и мышления, остаточного слуха. Трудовое обучение начинается с 12 летнего возраста и занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно – реабилитационная работа проводится врачами-специалистами: ЛОР, психоневрологом, педиатром и медсестрами, направленая на сохранение остаточного слуха.
2. для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид): воспитание, бразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития, стимулирование детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, лица. С 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции. Наполняемость классов - 12 человек.При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
3. для незрячих детей (III вид).воспитываются и обучаются тотально слепые дети или с мин. остаточным зрением. Задача- сохранение и - развитие остаточного зрения за счет сохранных анализаторов. 2 типа школ: 10-летняя в объеме 8-лет.ОШ) и 12-летняя (получают среднее образование). Наполняемость - 12 человек. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением физвоспитание, производственная подготовка, рисование и черчение. В основе системы обучения шрифт Брайля.
4. для слабовидящих детей (IV вид).компенсация зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима. Наполняемость - 12 человек в классе.
5. для детей с тяжелой речевой патологией (V вид).с сохранным слухом и интеллектом. Срок обучения - 9-11 лет.коррекция дефектов устной и письменной речи, активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью возможности перевода на основании заключения ПМПК в массовую школу или учреждение иного вида.
6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид).преодоление двигательных нарушений и подготовка к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. Наполняемость - до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП организуются специальные классы.
7. для детей с ЗПР (VII вид).в объеме восьмилетней массовой школы. Наполняемость - 18-20 человек.коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения.
8. для детей с УО (VIII вид). В дошкольные (детские дома и сады) принимаются дети с “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель - физическое, умственное и нравственное развитие, подготовка к обучению в специальной школе.школы - за 8-9 лет могут освоить программу 5-6 классу массовой школы, получить доступную специальность
Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения - специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения - специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.
37. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.Наполняемость групп в зависимости от вида нарушений и возраста (от5-6до 10-12). Задачи: оказание своевремен психолого-педагогической помощи таким детям, консультатив методическая поддержка их родителей, социальная адаптация, формирование предпосылок учебной деятельности.Занятия преимущественно индивуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей.
Интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления массовые детсады должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным оноявляется по отношению к детям, которыеимеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Это в: а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.
Для подготовки детей с отклонениями, не посещ. ДОУ, к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).
Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей (см. схему 1).
Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьно* му обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но rfi должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и if; новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальным;' потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении- социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе и|| детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «натчальная школа - детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитан НИЯ Детей СОТКЛОНеНИЯМИ В раЗВИТИИ. РебеНОКИМееТ ВОЗМОЖНОСТЬ),
начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке' вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как пра»: вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально дифференцированный подход к каждому «проблемному» первой' класснику практически с первых дней школьного обучения.
Еще один тип образовательных учреждений, где организуете"!' воспитание и обучение детей со специальными потребностями, 4 образовательное учреждение для детей, нуждающихся впсихолог педагогической и медико-социальной помощи, типовое положние о котором утверждено постановлением Правительства РФ о 31.07.98 №867.
Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консулы тирования; психолого-медико-социального сопровождения; пси холого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной ггдагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждени рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждени специфичен - это дети:
с высокой степенью педагогической запущенности, отказыващиеся посещать общеобразовательные учреждения; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физическог насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе по причине нес"' вершеннолетия матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постр" давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.
Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается н мало детей с отклонениями в психическом или физическом развтии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагог учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.
Основные направления деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста:
диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;
образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, са-наторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно- оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.
Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5- 6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки детей с отклонениями, не посещ. ДОУ, к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).
Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет - на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на все-стороннєє развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.
Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды; образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с на-, правлением из лечебно-профилактического учреждения (поликли-. ники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.
ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дети школьного возраста с особые образовательные потребности имеют право на получение образования в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или в домашних условиях. Существует 8 видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.
1) I вида (школа-интернат для глухих детей);
2) II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
3) II! вида (школа-интернат для незрячих детей);
4) IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
5) V вида (школа-интернат для детейс тяжелыми нарушениями речи
6) VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
7) VII вида (с трудностями в обучении - задержкой психического развития); -
8) VII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений получают образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы. Исключением является коррекционная школа VIII вида, где существует определенная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых. По окончании специального коррекционного образовательного учреждения независимо от вида учащимся выдаются документ государственного образца или свидетельство. В последнее десятилетие все больше создается специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутичными чертами личности, с синдромом Дауна и др. В некоторых городах имеются школы санаторного типа (лесные) для хронически болеющих или соматически ослабленных детей.