Мониторинг по оценке деятельности классного руководителя

Актуальность разработки мониторинга деятельности классного руководителя обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванных низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.

Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой - размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель.

Возникает необходимость обеспечить эффективность государственных вложений и мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.

Мониторинг деятельности классных руководителей является одной из форм контроля реализации национального проекта «Образование», выполнением требований действующего законодательства в области образования и проводится с целью получения объективной информации о состоянии воспитательной работы и предупреждения негативных тенденций в ее развитии.

Процесс воспитания – один из самых сложных в деятельности педагогов, и в процентах ее результаты измерить сложно. С сентября 2006г. в районе создана программа проверки деятельности классных руководителей. Параметры мониторинга были обозначены и разосланы во все школы района.

Предполагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие ему в решении возникающих проблем в сфере воспитательной деятельности.

Ввиду сложности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя, осуществление мониторинга взяла на себя администрация школ в составе комиссий по мониторингу.

Мониторинг предлагает простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога.

Порядок проведения мониторинга:

1 этап (подготовительный) –     2 этап (инструктивный) –     3 этап (организационный) –     4 этап (итоговый) – разработка рекомендаций по проведению мониторинга   проведение семинара с заместителями директоров по воспитательной работе по проведению мониторинга   осуществление мониторинга в образовательных учреждениях, сбор эмпирических данных, обработка данных, подготовка аналитических материалов методистом, проведение анализа деятельности классных руководителей   обработка результатов, определение направлений совершенствования деятельности классных руководителей, составление обобщенной справки, представление ее на коллегии управления образования


Мониторинг оценки деятельности классных руководителей проводился в начале учебного года, а также по итогам 2006/2007 уч.г. Проведен сравнительный анализ мониторинга, выработаны рекомендации.

Однако, создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий невозможно, поэтому предлагается поэтапно внедрять более объективную диагностику оценки качества в практику общеобразовательных учреждений.

Мониторинг эффективности работы классного руководителя может и должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, учащихся, представителей различных служб (психолога, социального педагога, медика и т.д.).

В начале 2007/2008 уч.г. в школы района на 3 этапе (организационном) были разосланы критерии оценки деятельности классных руководителей, анкеты для учащихся, анкеты для их родителей, а также анкета самоанализа работы классного руководителя для более объективной диагностики.

Обработанные данные будут отражены в обобщенной справке и представлены на коллегию управления образования с рекомендациями, направленными на повышение качества профессиональной деятельности классных руководителей.

40.

Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Когерентность образовательной среды

Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.

Когерентность характеризует образовательную среду по критерию «гармоничное — негармоничное». Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых выступает данная личность. Иными словами, когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности или она тесно с ней связана, высоко интегрирована в нее.

Повышению когерентности образовательной среды могут способствовать совместно вырабатываемые всеми образовательными учреждениями района, города или региона образовательные концепции и программы; тесное сотрудничество учебных заведений с учреждениями культуры, средствами массовой информации, неформальными молодежными организациями, органами самоуправления и т.д.

О высокой степени когерентности образовательной среды может, например, свидетельствовать четкая ориентированность ее образовательных целей на социальный заказ. Скажем, воскресная школа религиозной общины будет высоко когерентной по отношению к соответствующей церковной среде и, вместе с тем, может оказаться низко когерентной по отношению ко всей среде обитания светского или, более того, атеистического государства.

Наши рекомендации