Динамические личностные модели
Динамические личностные модели, безусловно, являются более сложным структурным описанием личности, поскольку учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным примером такого сложного структурного описания личности является модель личности, предложенная З.Фрейдом.
Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу удовольствия.
Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности.
Третий компонент личности – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.
Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.
Основные понятия:
Жизненный путь человека; самоосуществление; концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер; фазы жизненного цикла; события; события жизни; события среды; события-поступки; события внутренней жизни; жизненный выбор.
Сущность и основные компоненты направленности личности.
Основные понятия:
Направленность; влечение; желание; стремление; интересы; склонность; идеал; убеждение; побуждение; регуляция; мотивация; личностные диспозиции; мотив; внешние мотивы; внутренние мотивы; осознаваемые мотивы; неосознаваемые мотивы; потребность; нужда; избирательность; цель; цель деятельности; жизненная цель; фрустрация; широта мотивационной сферы; гибкость мотивационной сферы; иерархизированность мотивов; мотивирование; потребности физиологические; потребность в безопасности; социальные потребности; потребности в уважении; потребности в самоактуализации; мотив достижения успеха; мотив избегания неудач; мотивы аффилиации и власти; локус-контроль; просоциальное поведение; мотив альтруизма; мотив агрессивности; тенденция к агрессии; тенденция к подавлению агрессии.
Направленность личности
Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические реакции, и внутренними состояниями напряжения, желания удовлетворить ту или иную потребность. От этих факторов зависят формы поведения животных, способы их реагирования на те или иные стимулы.
Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных потребностей. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.
Удовлетворение потребностей, согласно концепции американского психолога Сальваторе Мадди, - это наиболее прямолинейная логика существования и является общей для человека и животных. Но только у человека есть внутренний мир, не просто образ внешнего мира (такой образ есть и у животных), а мир, наполненный глубоким содержанием, ценностями, смыслами. Мы говорим: «Это имеет для меня значение», или «Это не имеет никакого смысла». В этих фразах отражается наше отношение к объектам и явлениям, интерес к ним, либо его отсутствие, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источником нашей активности. Внутренний мир человека обладает значительной побуждающей силой.
Как отмечалось нами в предыдущих разделах, С.Л.Рубинштейн, описывая структуру личности, в качестве основного ставил вопрос о том, чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности личности, ее устремлениях, мотивах и интересах.
Существуют разные определения понятия «направленность». С.Л.Рубинштейн определяет направленность личности как ее «динамическую тенденцию». А.Н.Леонтьев выделяет понятие «смыслообразующий мотив». Б.Г.Ананьев указывает на существование «основной жизненной направленности» личности. Б.Г.Пранигишвили – на «динамическую организацию сущностных сил человека».
Чаще всего, в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.