Что необходимо фиксировать в этом разделе дневника

1. Посещение и анализ занятий в прикреплённой группе с целью сбора фактического материала об успеваемости, дисциплине, отношении к учебным предметам изучаемого учащегося.для написания психолого-педагогической характеристики.

2. Беседы с преподавателями-предметниками и куратором об изучаемом учащемся (запись беседы ведётся по следующей схеме: цель беседы, фактический материал, выводы).

3. Результаты наблюдения за учащимся в различных ситуациях.

4. Результаты наблюдения за учащимся во время проведения собственной воспитательной работы.

5. Результаты психодиагностического исследования личности учащегося.

Приложение 3

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

1. Общие сведения о занятии.

Дата. Группа. Учебный предмет. Фамилия, имя и отчество проводившего урок студента-практиканта. Количество учащихся. Время проведения занятия.

Подготовленность студента-практиканта к занятию: наличие наглядных пособий, технических средств обучения, раздаточного материала. Санитарно-гигиеническое состояние аудитории.

2. Начальный этап организации занятия.

Состояние дисциплины при появлении студента-практиканта в аудитории. Приемы, используемые студентом-практикантом для наведения порядка, дисциплины в классе, если в этом есть необходимость.

Создание психологической установки и настроя учащихся к предстоящей активной работе на занятии. Проявление студентом-практикантом волевых усилий при организации учащихся к занятиям и, в частности, внушающего воздействия его голоса, четкости даваемых указаний и упорядоченности собственных действий.

Объявление о порядке учебной работы на занятии, его общих целевых установках и важнейших этапах. Место и роль данного занятия в системе учебной работы по изучению того или иного раздела учебной программы, его тип и структура. Творческий подход студента-практиканта к определению структуры урока.

3. Закрепление пройденного материала.

Методы и приемы проверки выполнения учащимися домашнего задания и степень их рациональности. Виды устного опроса учащихся по предыдущему материалу и их эффективность. Используемые студентом-практикантом методические приемы по уточнению, расширению и углублению знаний учащихся по пройденному материалу и, в частности, вопросы, побуждающие учащихся к сравнению примеров и фактов, установлению причинно – следственных связей, к более основательной доказательности и аргументации теоретических выводов и обобщений. Степень использования наглядных пособий при работе над пройденным материалом.

Проведение фронтальных, письменных и практических работ по пройденному материалу с целью проверки усвоения знаний, умений и навыков всеми учащимися. Индивидуальная работа с учащимися.

Методы и приемы работы по закреплению пройденного материала с точки зрения развития и воспитания учащихся (побуждение к самостоятельным выводам и обобщениям, выделение существенных и второстепенных признаков изучаемых предметов и явлений, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, более глубокое осмысление мировоззренческих и нравственно-эстетических идей и т.д.).

Количество учащихся, получивших оценки на данном этапе урока. Краткая характеристика качества усвоения пройденного материала. Обобщение учителем итогов закрепления и повторения материала, а также качества усвоения изученного материала и необходимости уточнения и более глубокою осмысления его отдельных положений. Время, затраченное на проведение этой работы и мера его рациональности.

4. Работа по осмыслению и усвоению учащимися нового материала.

Методические приемы, используемые студентом-практикантом для установления связи нового материала с ранее пройденным, (подчеркивание дорической связи между изученной и новой темой; указание на последовательный порядок в расположении программного материала; использование приема противопоставления и т.д.).

Определение темы занятия и его обучающе-развивающих целей, т.е. характера и объема подлежащих овладению знаний, умений и навыков, развития мышления, памяти, творческих способностей, усвоения мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключенных в программном материале.

Создание ситуации для переживания учащимися внутреннего противоречия между знанием и незнанием и возбуждения потребности в активной познавательной деятельности.

Определение порядка учебной работы над новой темой. Методы учебной работы по изложению нового материала и их соответствие его содержанию и целевым установкам.

Использование студентом-практикантом различных методических вариантов учебной работы над новым материалом, а именно: двукратное объяснение новой темы самим учителем; однократное объяснение нового материала учителем с последующей организацией самостоятельной работы учащихся с учебником; самостоятельная работа учащихся по овладению новым материалом по учебнику после предварительной вступительной беседы студента-практиканта и др.

Применение творческих новинок при работе над новым материалом, например, изложение знаний укрупненными блоками, использование игровых форм работы и т.д.

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе работы по овладению новым материалом, их рациональность и мера достаточности.

Необходимость закрепления и более прочного усвоения нового материала всеми учащимися непосредственно на уроке. Важнейшие методы и приемы учебной работы, использованные студентом-практикантом для этих целей. Их обоснованность и дидактическая эффективность. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися в процессе овладения ими новым материалом.

Приемы, использованные студентом-практикантом для оценки качества усвоения учащимися нового материала.

5. Учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.

Определение студентом-практикантом целей и содержания предстоящих упражнений по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Осуществление студентом-практикантом показа выполнения этих упражнений и организация последующей воспроизводящей и различных видов творческой тренировочной работы учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся по выработке практических умений и навыков. Проявление творческого подхода к организации практических упражнений. Степень эффективности учебной работы по выработке у учащихся практических умений и навыков.

6. Задание на дом.

Объем домашней учебной работы. Дифференцированный подход к учащимся при определении домашних заданий. Инструктаж о порядке выполнения домашних заданий.

7. Проявление педагогической умелости и мастерства студента-практиканта при проведении урока.

Умение владеть классом, рационально организовать работу учащихся на каждом этапе урока. Обоснованность используемых методов и приемов учебной работы с учащимися. Умение вызвать потребность в овладении знаниями, познавательный интерес и активность учащихся в учебной работе. Наиболее удачные приемы учебно-воспитательной работы, характеризующие педагогическую умелость студента-практиканта.

Стиль отношений между студентом-практикантом и учащимися. Педагогический такт, культура речи, внешний вид учителя.

8. Основные выводы и общая оценка урока.

Степень реализации образовательно-воспитательных целей и задач урока. Мера его влияния на развитие и личностное формирование учащихся. Эффективность занятия с точки зрения развития познавательной активности учащихся. Определение качества урока, исходя из трех уровней: высокого, среднего, низкого.

Приложение 4

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ И НАПИСАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наши рекомендации