Возрастные кризисы взрослости
Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установками и т.д.
Постепенное построение и перестраивание социального понимания и поведения плохо вписывается в теорию стадий. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу.
Наиболее противоречивые оценки возрастного развития касаются так назывемого кризиса середины жизни или кризиса сорока лет. Этот термин был введен Левинсоном (см. периодизацию Ле-винсона в гл. 1). Представление о кризисе середины жизни стало популярным и общеупотребимым. Однако многие исследователи сомневаются в том, что о кризисе середины жизни можно говорить как о чем-то происходящем в норме и со всеми людьми, в том числе потому, что люди, зная о том, что в 40-45 лет наступает кризис, склонны усугублять собственные проблемы, квалифицируя собственные переживания как проявления кризиса, в то время как на самом деле не испытывают кризисных переживаний.
Левинсон, однако, ввел представление не об одном (наиболее известном) кризисе, а о трех - переход к ранней взрослости, переход к средней взрослости, переход к поздней взрослости. При этом для того, чтобы стать по-настоящему взрослым, мужчине необходимо справиться с четырьмя задачами: увязать мечты и реальность, найти наставника, обеспечить карьеру, наладить интимные отношения.
Исследования Левинсона исходно были проведены на мужском контингенте испытуемых. Это обстоятельство вызывало постоянную критику, и в результате в настоящее время появились исслевания, в которых испытуемыми стали женщины. Обнаружено, что в отличие от мужчин, у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи.
Огромные различия обнаружились в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские - в подавляющем большинстве - с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раздвоенности. Это переживание, как правило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, с необходимостью оставить работу ради детей или с разводом, новым браком.
В связи с критикой в адрес нормативно хронологически определенных кризисов взрослости Г.Крайг в своей книге «Психология развития» описывает эти явления под симптоматичным названием «Миф о кризисе середины жизни». Она рассматривает две модели переходного возраста- модель перехода и модель кризиса.
Модель перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются, и потому человек оказывается способным справиться с ними.
Модель кризиса - противоположная. При кризисном течении середины жизни происходит утрата иллюзий, возникает болезненная неспособность справиться с возможными проблемами -разводами, потерей работы, с физиологическими признаками надвигающейся старости.
В противопоставлении этих моделей сразу же бросается в глаза и заведомо негативное понимание самого термина «кризис». Кризис понимается как такое преодоление важного жизненного рубежа, при котором возможны осложнения, дискомфорт, ощущение утраты и т.д. Такое понимание характерно практически для всех работ западных авторов. Термин «кризис» также весьма часто трактуется как синдром, характеризующий неблагоприятное течение возрастного (или биографического) перехода. Исключение составляет лишь термин «кризис», используемый Э. Эриксоном (см. выше).
Тем не менее, середина жизни в западной психологии рассматривается как время, когда люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями, для других, напротив, этот процесс может быть болезненным. Но следует обратить внимание на то, что независимо от модели (перехода или кризиса), речь идет об особого рода рефлексии, о взгляде на собственную жизнь. Речь, собственно, идет о том, что человек в какие-то периоды жизни «делает», а в другие - осмысливает сделанное теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А.Цукерман [9], взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.
В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории).
Данная периодизация и соответствующие ей кризисы пока не были разработаны экспериментально. Но из общего контекста данной концепции следует, что перечисленные высшие стадии развития индивида являются нормативно-потенциальными, но далеко не всем людям реально удается достичь этих высших ступеней развития.
Из приведенного обзора видно, что экспериментально-психологические исследования отдельных возрастных кризисов, начатые работами Л.И.Божович в конце 40-х годов, составляют самостоятельный и представительный раздел возрастной психологии. Они закладывают основы содержательного анализа понятия «возрастной кризис», несмотря на то, что подчас сам термин «кризис» необоснованно сужался до поведенческого синдрома.
Возрастные кризисы детства.
Кризис новорожденное™ - акт возникновения психической жизни; улыбка; глазной контакт.
Кризис одного года - возникновение автономной речи, прямохож-дение, гипобулические реакции как симптом поведения на рубеже первого и второго года.
Кризис трех лет - особенности поведения детей в кризисе трех лет - семизвездье симптомов; новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», гордость за достижение.
Кризис семи лет - завершение дошкольного детства; появление произвольности; потеря непосредственности; обобщение переживаний; дифференциация самооценки; структура мотивационной сферы; дифференциация отношения ко взрослому.
Кризисы отрочества.Предподростковый кризис: чувство взрослости - стремление быть и казаться взрослым; самоопределение - центральная тенденция начала подросткового возраста. Депривация этих тенденций - основа трудностей в воспитании.
Подростничество - стабильный возраст или критический. Интенсивное развитие личности в подростковый период; продолжительность подросткового возраста по разным исследованиям весьма разнится, подростничество членится на отдельные этапы; возникают новые интересы, меняющие личность в целом.
Кризисы взрослости.
Выделение периодов взрослости и кризисов - дискуссионная проблема. Разные взгляды на периодизацию взрослости - западные исследования: Ловингер, Левинсон, Эриксон. Периодизация В. И.Сло-бодчикова. Характеристика кризисов взрослости - решение задач построения самостоятельности и независимости.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику кризисам детства.
2. Дайте характеристику кризисам подростничества.
3. Дайте характеристику кризисам взрослости. В чем причина разноречивости в оценке и описании кризисов взрослости?
Рекомендуемая литература
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - М., 1967.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.
4. Гусъкова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
5.Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976.
6.Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. -№ 2. -С. 51 -63.
7. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. - М., 1991.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
9. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 41 - 52.
10. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М., 1997.
Дополнительная литература
11. Бершедова Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс.... докт, психол. н. - М., 1999.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.
13. Ветер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М., 1985.
14. Ветер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. - 1988. -№ 4. - С. 45- 54.
15. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эль-конина и А. Л. Венгера. - М., 1988. - С. 36 - 45.
16. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.
17. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореф. дисс. ... канд. психол. н. - М., 1988.
18. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.
19. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. - 1989. - № 1. - С. 37 - 42.
20. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1991.
21. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
22. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. - М., 1978.-С. 268-294.
23. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73 - 77.,
24. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
25. Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до восьми лет).-М., 1948.
26. Мещерякова С. Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общения со взрослыми // Вопросы психологии. -1975.-№5.-С. 82-99.
27. Мухина В. С. Близнецы. - М., 1981.
28. Нежнова Т. А. Динимика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. - Сер. 14- Психология. - 1988. -№ 1. - С. 21 -28.
29. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.
30. Рузская А. Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. - М., 1974.-С. 23-32.
31. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37 - 49.
32. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М., 2000.
33. ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.
34. ЭльконинД. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. - Сер. 14: Психология. - 1978. - № 3. - С. 3 - 12.
35. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996
Раздел II