Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
Им. М. Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Факультет психологии
«Согласовано» _________________ председатель УМК Шиляева И.Ф. | «Утверждаю» _______________ руководители ООП Асадуллин Р.М. Сытина Н.С. |
Программа дисциплины
М2.Б.1
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Рекомендуется для
Направления – Педагогическое образование
профилей (программ)
Психолого-педагогическое сопровождение научно-методической деятельности в ОУ
квалификации выпускника - магистр
Уфа 2017
1. Целью дисциплины является:
1. Формирование общекультурных компетенций:
- ОК 5 (способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности);
2. Формирование профессиональных компетенций:
– ОПК-2 (способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру);
– ПК-3 (способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики);
– ПК-11 (готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы).
Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 30 часов аудиторных занятий (6 лекционных, 24 практических), из которых 24 часа в интерактивной форме; 51 час самостоятельной работы, форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕ / 27 часов)-одо;
14/22 часа аудиторных занятий (6 лекционных, 8/16 практических), из которых 10 часов в интерактивной форме; 51 часов самостоятельной работы, форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕ / 27 часов)-озо.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:профессиональный цикл, базовая часть. Для её изучения требуется предварительная подготовка магистранта в бакалавриате или специалитете по направлению – Педагогическое образование любого профиля; изучается сопряжено с дисциплинами общенаучного цикла «Методологией и методами научного исследования», «Историей и философией науки»; освоение дисциплины магистерской основной образовательной программы происходит сопряженно с дисциплинами вариативной части и является фундаментальной для них.
2. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
-понятия - инновация, нововведение, новшество, критерии, характеристика нововведений, типология нововведений
– основные закономерности становления и развития инновационного образования в современном мире, особенности современного этапа развития международного образования в мире.
уметь:
– определять структуру инновационного процесса, критерии инновации: новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте;
– описывать основные направления развития инновационного образования в региональном, федеральном масштабах;
– определять значение межправительственных организаций и международных проектов для реформ системы образования в России и РБ;
– прогнозировать и конструировать инновационный образовательный процесс на основе современных педагогических концепций;
– оценивать и прогнозировать инвариантно-интегративную траекторию инноватики образовательного пространства.
владеть:
– моделированием инновационной педагогической деятельности и технологиями инновационного образования
–способами реализации исследовательской позиции в инновоционной профессиональной деятельности, совершенствования системы обеспечения качества образования;
– компетенциями выпускника как результатами обучения при разработке, реализации и оценки образовательных программ.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы-одо//озо
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | ||||
1-озо | 2-одо | |||||
Аудиторные занятия: | 30//14/22 | + | ||||
Лекции (ЛК) | + | + | ||||
Практические занятия (ПЗ) | 24//8/16 | + | + | |||
Лабораторные работы (ЛБ) | ||||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||||||
Самостоятельная работа: | + | |||||
Виды СРС: Конспекты, терминологический словарь, научная статья, реферат | + | + | ||||
Промежуточная аттестация: | ||||||
Экзамен | + | + | ||||
ИТОГО: | 60//28/44 |
4. Содержание дисциплины
4.1. Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | |
1. | Новации и инновации в педагогической науке и практике | Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Смысловое значение основных неологических понятий: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. Новое и отжившее, рутинное, консервативное. Новое и передовое, прогрессивное, современное. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды). Источники и носители нового в образовании (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Системы классификаций нововведений в образовании. Зарождение нового и способы его продвижения в педагогическую практику. Факторы, позитивно влияющие на возникновение и распространение педагогических новшеств. Барьеры на пути утверждения и дальнейшего распространения нового в массовой практике. | |
2. | Инновационные процессы в образовании и их характеристика | Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени. Законы протекания инновационных процессов (необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций). Процессы гуманизации, демократизации, полипарадигмализации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей. Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы. | |
3. | Инновационная деятельность магистра. | Образовательные инновации в оценке педагогов. Особенности восприятия новшеств и принятия решений учителем. Учитель как субъект инновационной деятельности. Структурные компоненты (мотивационный, креативный, операционный (технологический), рефлексивный) и уровни инновационной деятельности учителя (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный). Профессионализм, творческие способности, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации и установки учителя-инноватора. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя и их устранение. Условия формирования инновационной мотивации педагогов. Критерии и способы диагностики способности учителя к инновационной деятельности. | |
4. | Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество | Особенности проектирования современного этапа развития системы образования регионов. Стратегические ориентиры и принципы, обусловливающие целевые и содержательные установки проектирования (концептуальность, направленность, системность, инвариантность, организационная и ресурсная обеспеченность, открытость, целостность). Содержание проектировочной деятельности (целеполагание, ориентировка, диагностика исходного состояния, рефлексия, прогнозирование, моделирование, экстраполирующий контроль, внедрение, оценивание, коррекция). Технология проектирования региональных программ; процедура разработки программы, организационные условия составления программы, инвариантные и вариативные элементы структуры программы. Разработка программных действий по развитию системы образования. Культурологический, экологический, национальный, кадровый, социальнозащитный аспекты содержания программы. Критерии оценки качества программы и эффективности ее реализации. Мониторинг развития региональной системы образования. Организационное, научно-методическое сопровождение и финансовое обеспечение реализации программы. | |
5. | Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности | Функционирование и развитие образовательного учреждения (ОУ). Целевая программа развития ОУ: предназначение, отличительные свойства (актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям), структура и логика построения. Проблемно ориентированный анализ состояния школы. Формирование концепции нового ОУ: компоненты, алгоритм действий. Разработка стратегии и задач перехода к новому ОУ. Разработка плана действий. Организация коллективной работы по составлению программы (выбор составителей, распределение обязанностей, виды и формы их работы). Условия успешности коллективной деятельности разработчиков. Обсуждение и коррекция программы. Внешняя экспертная оценка качества программы. Организация работы по реализации программы. | |
6. | Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. | Управление развитием образовательного учреждения как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности. Принципы управления инновациями (целенаправленность, системность, прогностичность, партисипативность и др.) и его функции (планирование, организация, руководство, контроль). Сбор информации и состояние банка новых идей. Управление восприятием педагогами нового, выработка у них инновационного поведения. Изучение инновационного потенциала педагогического коллектива и его использование. Организация индивидуальной и групповой поисковой работы. Создание благоприятных условий для проявления педагогического творчества. Оказание инноваторам организационной и научно-методической помощи. Организация и осуществление мониторинга педагогических нововведений; распространение информации о ходе и промежуточных результатах введения новшеств. Прогнозирование возможных последствий нововведений, коррекция программ инновационной деятельности. Кадровое, программное, учебно-методическое, материально-техническое, психологическое и нормативно-правовое обеспечение инноваций. Привлечение дополнительных источников их финансирования. Подготовка педагогов к инновационной деятельности: основные направления, содержание и формы. Критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении (уровень информированности о новшествах; полнота выделенных актуальных проблем ОУ; рациональность выбора общей и частных целей; их интегрированность; реалистичность планов достижения целей; заинтересованность педагогического коллектива в освоении новшеств; контролируемость процесса развития ОУ). Роль директора образовательного учреждения в освоении и внедрении нового. | |
7. | Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений | Характер нововведений, реализующихся в сельских школах. Особенности инновационной деятельности сельских учителей. Развитие сельской школы на основе непрерывного допрофессионального и начального профессионального экономического образования учащихся. Дифференциация образования как средство удовлетворения образовательных потребностей и приведения его в соответствие с познавательными возможностями школьников. Разноуровневое и профильное образование детей в сельской школе. Инновационный опыт развития личности учащихся в процессе развивающегося обучения. Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей-сирот в сельских образовательных учреждениях. | |
8. | Осуществление проектов элитарного образования | Современные гимназии: новое и традиционное, общее и особенное в видах, структуре, профильной направленности, обогащении со- держания гимназической подготовки. Принципы и условия организации образовательного процесса, учебные планы и программы. Характер и способы создания развивающей среды. Особенности развития творческих способностей учащихся и накопления ими опыта творческой деятельности. Традиционное и новое в возрожденных лицеях. Продуктивные наработки в содержании и технологиях элитарного образования, оценке успешности учебной деятельности, содержании и организации внеучебной работы с учащимися, программно-методическом обеспечении. Проблемы элитарного образования, способы и перспективы их решения. Тенденции в развитии элитарного образования. |
4.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий(очное/заочное)
№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | |||||
ЛК | ПЗ одо/озо | ЛБ | СРС | Все-го | |||
1. | Новации и инновации в педагогической науке и практике | 4/2/2 | 12/14 | ||||
2. | Инновационные процессы в образовании и их характеристика | 4/2/2 | 8/ | ||||
3. | Инновационная деятельность магистра. | 2/2 | 6/8 | ||||
4. | Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество | 4/2/2 | 6/8 | ||||
5. | Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности | 4/2/2 | 8/ | ||||
6. | Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. | 2/2 | 6/ | ||||
7. | Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений | 2/2 | 8/ | ||||
8. | Осуществление проектов элитарного образования | 2/2 | 6/8 |
4.3. Лабораторный практикум (непредусмотрен)
5.Междисциплинарные связи дисциплины
№ | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин | ||||||||||
1. | Методология и методы научного исследования | + | ||||||||||
2. | Педагогика высшей школы | + | + | + | ||||||||
Практики и научно-исследовательская работа | + | + | + | + | + | + |
6. Требования к самостоятельной работе студентов
При организации и осуществлении обучения предмету используются следующие формы и виды самостоятельной работы студентов:
1. Подготовка к лекциям и рефлексивная деятельность(по плану лекционных занятий).
2. Подготовка к семинарским занятиям и самостоятельная работа на семинарских занятиях (включено в содержание занятий как самостоятельный вид работы).
3. Собственно самостоятельная работа студентов, предусматривающая содержание заданий, методическое руководство по их выполнению и перечень литературы.
4. Данный курс позволит студентам овладеть способами реализации исследовательской позиции в рамках изучения инновационных процессов образования, системой методов и форм реализации целостного образовательного процесса в контексте преобразующей функции педагогики, компетенциями выпускника как результатами обучения в профессиональном становлении инновационного,компетентностного педагога и развития академической мобильности в инновационной среде современного педагогического вуза.
6.1.Содержание самостоятельной учебной работы студентов
- Проведите сравнительный анализ традиционных и инновационных моделей обучения в России и за рубежом (цели, содержание, технологии, результат и др.).
- Выявите основные принципы организации инновационных моделей и международных форм образования (международные колледжи, европейские школы, билингвальные учебные заведения и др.). Дайте характеристику организации деятельности альтернативных и экспериментальных учебных заведений.
- Дайте представление об инновационной личности учителя и его профессионализме за рубежом и в России, проведите сравнительный анализ особенностей подготовки учителей. Определите возможные пути совершенствования подготовки учителей за рубежом. Составьте алгоритм профессиональной подготовки современного учителя и его рейтинг.
Вид деятель ности магистрантов | Компе тен ции | Проектируемые результаты освоения | Итого вый продукт СРС | Способы оценки и баллы | |
Конспектирование | ПК - 3 ОК - 5 | Должен знать: историю развития и культурно-просветительской деятельности, её направления; уметь анализировать данные, прогнозировать будущий результат, осознавать возникшее противоречие, формулировать и решать профессиональные задачи. | Кон спект | Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ | |
Работа с терминами | ОПК-2 ПК - 3 ОК - 5 | Должен знать понятия в рамках изучаемой темы, уметь формулировать понятия и применять их в различных контекстах теоретико-практической деятельности. | Терминологичес- кий словарь | Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподава-теля в соответствии с КИМ | |
Подготовка научной статьи | ПК - 3 ОК - 5 | Должен знать понятия, основные проблемы в рамках научного рассуждения; структуру содержания научных статей и логику их оформления; уметь выстроить содержание своей статьи, четко сформулировать определения и проблему исследования, убедительно излагать авторские мысли. | Научная статья | Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ | |
Сбор информации | ОК - 5 ОПК-2 ПК - 3 | Должен знать авторов, их направления работы, относящиеся к дисциплине; примерное содержание источников; периодические журналы и Интернет-порталы; определять целесообразность найденного материала и распределять его по тематическим и проблемным вопросам, формировать для поиска и работы сборник источников. | Каталог | Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ | |
Разработка учебно- методичес-кого руководства | ПК - 3 ПК - 7 ПК - 11 | Должен знать информацию по направлениям , Должен уметь формулировать цель и задачи, выстраивать логику реализации образовательной программы, моделировать профессиональные ситуации, проектировать и конструировать педагогический процесс. | Учебно-методи-ческое руковод-ство | Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ | |
Подготовка реферата | ОПК - 2 ПК - 3 ПК - 7 ПК - 11 | Должен знать сущность изучаемого вопроса, структуру оформления исследовательской работы; уметь осуществлять поиск необходимой информации в рамках темы, работать с различными источниками, анализировать полученную информацию, видеть и формулировать цель, задачи и проблему исследования, убедительно излагать материал, правильно оформлять реферат. | Реферат | Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Основная литература:
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2011.-304с.
2. Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. – Уфа: Вагант, 2008.-246с.
3.Звонников В.И. Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебн. Пособие.-3-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2011.-224с.
4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. Пособие для студ.учреждений высш. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.-144 с.
Дополнительная литература:
1.Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. – М.: Академия, 2009. УМО РФ
3.Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. – М.: Академия, 2007. – Мо РФ
4.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика . – М.: Академия, 2008
5.Якунин В. И. Образование как фактор экономического развития - М.: Научный эксперт, 2008 .- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru
в) программное обеспечение
УМК учебники,информационные порталы,учебно-методические пособия
Виртуальный университет Spectrum//http://www.vu.org
Интернет-курсы Открытого университета, Великобритания//http://cszx.open.ac.uk/zx
Программы и документы ЕС в сфере дистанционного обученияeuropa.eu.int/comm/education/programmes/elearning/programme_en.html
Официальный сайт ЮНЕСКО// www.unesco.ru, www.un.org
Официальный сайт ЮНЕСКО-CEPES//www.cepes.ro
Официальный сайт программы TEMPUS// http://www.tempus-russia.ru
Официальный сайт программы ERASMUS MUNDUS// http://www.usm.md/doc
Официальный сайт программы "Фулбрайт"// www.fulbright.ru
Официальный сайт Фонда Форда// www.fordfound.org
Официальный сайт Института международного образования// www.iie.ru
Официальный сайт Национального Союза студентов Европы// www.esib.org
Официальный сайт DAAD// www.daad.ru
Официальный сайт CIMO //http://www.cimo.fi
Официальный сайт IREX// http://www.irex.ru
Официальный сайт Института Дистанционного обучения//http://www.ido.ru
Официальный сайт Национального Союза студентов Европы// www.esib.org
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.
1. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация.
2. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир инновационных процессов в образовании.
3. Инновационные технологии в педагогике.
4. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения.
5. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.
6. Инновационные процессы в образовании.
7. Инноватика образования и образовательные технологии.
8. Инновационность в образовании и подготовке учителей.
9. Инновационная деятельность в российском образовании.
10. Концепции инновационной деятельности в образовании.
11. Инноватика. Сущность инновационной деятельности в образовании.
12. Предпосылки интегративного процесса модернизации.
13. Исследование инновационных процессов и модернизация образования.
14. Модель современного (модернизированного) образования.
15. Проблемное поле инноваций в педагогике и педагогической деятельности.
16. Инновационные процессы в социологии образования.
17. Различные формы инноваций в педагогике и в системе образования.
18. Анализ понятийного пространства инноватики и инновационной деятельности.
19. Инновационная деятельность в пространстве определенной социальной практики.
20. Модернизация содержания и структуры образования в повышении профессионализма современного педагога.
21. Инновационное образование как философско-антропологическая категория.
22. Научно-философские основания инноваций в образовании.
23. Новшество. Виды новшества.
24. Нововведения. Сущность и структура инновационного процесса.
25. Закономерности инновационного процесса.
26. История становления инноватики и изучения инновационных процессов.
27. Инновационные социокультурные преобразования в современной педагогике.
28. Проектирование как культурная форма инновационных процессов в универсуме образования,
29. Проектно-исследовательская деятельность в инновационном образовании.
30. Пути реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ.
31. Процессы модернизации образовательных учреждений.
32. Инновационные педагогические технологии в образовании.
33. Реформирование российской системы образования: концепции стандартов и содержания.
34. Инновационные модели обучения в системе высшего образования.
35. Образовательная инноватика в мировой педагогике.
36. Инновационное направление развития современной науки образования.
37. Культуросообразность как основа инновационных процессов в профессиональном образовании.
38. Моделирование инновационной педагогической деятельности в вузе.
39. Образовательные инновационные модели. Концептуальные основы и их реализации на практике.
40. Функции и условия инновационной деятельности будущего учителя.
41. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности.
42. Структура инновационного образовательного процесса.
43. Авторские школы как виды инноваций в образовании.
44. Развитие готовности будущего учителя к инновационной деятельности.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Педагогическое образование от 14 января 2010 г. N 35
Программа утверждена на заседании кафедры № 1 от 29 августа 2014 г.
Разработчики:
Кафедра педагогики, к.п.н., профессор Сытина Н.С.
к.п.н., доц. Мунирова Л.Р. к.п.н., доц. Шеина Л.П.
Эксперты:
Министр образования РБ, д.п.н., профессор Гаязов А.С.
Кафедра педагогики, д.п.н., профессор Терегулов Ф.Ш.
МОДУЛЬ II
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ II
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»
2.1. | Конспекты лекций | |
2.2. | Методические указания и рекомендации | |
2.2.1. | Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий, | |
2.2.2. | Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ, | |
2.2.3. | Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине | |
2.2.4. | Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине | |
2.3. | Календарно-тематическое планирование | |
2.3.1. | Календарно-тематическое планирование лекций | |
2.3.2. | Календарно-тематическое планирование семинарских и лабораторно-практических занятий | |
2.3.3. | План-график выполнения СРС |
Лекция 1.
Лекция № 2
Инновационные процессы в образовании и их характеристика
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[1]
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Нововведение понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.[2] В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют
1) По видам деятельности: педагогические, управленческие.
2) По источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
3) По масштабу использования: единичные; диффузные.
4) По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
Инновации нулевого порядка | это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента) |
Инновации первого порядка | характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве |
Инновации второго порядка | представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.) |
Инновации третьего порядка | адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования |
Инновации четвертого порядка | содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей) |
Инновации пятого порядка | инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы) |
Инновации шестого порядка | в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа |
Инновации седьмого порядка | представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем |
11) по осмыслению перед внедрением инноваций:
Случайные | Полезные | Системные |
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение | инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой | инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими) |
Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно