Развитие мотивации учения в школьном возрасте.
Мотив– внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. принято различать две большие группы мотивов;
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровня определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляций учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.Мотивация достижения - Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении. Представления детей о том, для чего они учатся в школе, у детей младшего школьного возраста достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению. Часто родителям младших школьников приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение. При появлении отметки в обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.
Специфика мотивации учения у подростков.
Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению. Если высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний, подросток в состоянии проявлять серьезный интерес к учебе, прилагать значительные усилия по преодолению трудностей. Неумение найти свое место среди одноклассников также вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им, что может приводить к конфликтам с учителями. в подростковом возрасте для некоторых школьников знания становятся реальной ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собствен-ного сознания [6]. Именно такие подростки прикладывают серьезные усилия для расширения житейских, художественных, научных знаний. При этом нередко знания доставляют подростку радость и развивают его интеллектуальные способности. Важную роль в учебной мотивации таких подростков играет мотив самосовершенствования, желание стать умным и образованным.
Приёмы развития мотивации учения :
· делать класс и урок более привлекательным и интересным (загадки, сюрпризы, головоломки, наглядный материал и др.);
· связь материала с жизненным опытом учащегося (что ты уже знаешь, зачем это пригодится и т.д.);
· делать ситуацию успеха достижимой, делить материал на части и т.д.;
· не сравнивать детей между собой;
· ориентировать на самооценку деятельности (ты доволен? это то, чего ты хотел?);
· использовать проблемное обучение (изучение через поощрение, эксперименты, проверки гипотез и др.);
· метод проектов – исследовательская работа школьников под управлением учителя.
Развитие личности подростка
. Подрос.возр. — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.
Главные мотивационные линии, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение. После относительно спокойного младшего школьного возраста подрост. кажется бурным и сложным. Главная особенность ПВ.— личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.
Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста – Я-концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Самооценка подростка носит противоречивый характер: во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер.
К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных).
Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Общение становится для подростка способом самоутверждения. Л.И. Божович отмечает, что, если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Специфика подросткового возраста состоит в том, что для подростков необходимы личностные контакты со сверстниками. Задача подростка - преодолеть ограниченность кругом семьи, чтобы иметь возможность «выйти в мир» и найти в нем свое, подходящее для себя и востребованное социальной средой, место. Важная особенность подросткового периода - это заключительный этап формирования самосознания и воли. Подросток активно учится принимать ответственность за свое мнение, решения, действия, ставит отдаленные цели в соответствие со своими потребностями, достигает их. Активно общаясь, подросток «смотрит на себя глазами других», получая обратную связь от сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.
Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подростку очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, класс, друзья по кружку. Родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом, чем сами родители. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, в ней будет пытаться утвердиться.
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, более типичными являются следующие психологические реакции: 1. Реакция эмансипации - отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей. 2. Реакция группирования - объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. В неблагопр.усл. и при различных неполноценностях нервной системы склонность к этой реакции может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков. 3. Реакция увлечения — отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание. 4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, многообразны в своих проявлениях. Половое влечение вначале отличается малой способностью и развивается с нарастающей силой, что в старшем подростковом возрасте обуславливает "юношескую гиперсексуальность". В силу этого у П легко возникают различные отклонения: ранняя половая жизнь.
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст в отличии от дошкольного и младшего школьного возрастов – это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознание, как уже как уже указывалось, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость». Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле. Смелость и решительность может быстро сменится у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые, часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок непочтителен. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких – либо внешних поводов, глубокий, активный, действенный интерес к чему либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию. Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути.