Педагогические технологии теоретического обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные в профессиональном обучении педагогические технологии. К ним можно отнести: модульное обучение, концентрированное обучение, игровые технологии.
Технология модульного обучения — дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапного освоения функциональных единиц профессиональной деятельности. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более или менее самостоятельно или полностью самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной рабочей программой включающей целевую программу действий, банк информации методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Особенности технологии модульного обучения:
-содержание обучения определяется путем системного нализа деятельности работников на производстве.
-Структура модульных программ состоит из отдельных элементов называемых модулями или модульными блоками (в зависимости от концепции). Модуль представляет собой содержание раздела конкретной программы или логически завершенный вид деятельности специалиста, с четко обозначенным началом и концом;
-для изучения модульной программы разрабатываются специальные методические пособия, называемые учебными элементами (инструктивными блоками) или обучающими модулями, в которых содержится информация, необходимая для формирования новых знаний, умений и навыков, практические и контролирующие задания, а также система управления учебной деятельностью учащихся.
-при необходимости для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения на основе базовой модульной программы с учетом уровня начальной подготовки, а также социального заказа на образование.
Принципы модульного обучения, определяющих цели, держание и методику его организации:
- принцип модульности — обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей;
- принцип осознанной перспективы, подразумевающий понятие и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию к учению, развивает познавательные интересы;
- принцип разносторонности методического консультирования предлагаются различные методы и пути изложения и усвоения содержания обучения, которые педагог и обучающийся свободно выбирают либо конструируют самостоятельно;
- принцип динамичности — обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа; при этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми;
- принцип гибкости, вариативности, адаптивности в модульном построении учебного процесса, позволяющий реагировать на изменение требований производства путем изменения набора учебных элементов, структуры и последовательности изучения модулей; - принцип паритетности в обучении — предполагает субъект-субъектные отношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучающимися оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоятельного усвоения знаний до определенного уровня.
Технология концентрированного обучения — форма организации учебного процесса, при которой в течение определенного отрезка времени происходит изучение одного предмета или нескольких дисциплин, имеющих межпредметные связи.
Признаками технологии концентрированного обучения являются:
- ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра;
- единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины;
- непрерывность процесса познания и его целостность;
- наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений;
- применение системы форм, методов и средств обучения, адекватно реализуюших целостный процесс познания.
В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы, вытекающие из самой природы новой организационной формы:
- принцип концентрации учебных предметов и учебного материала во времени — ограничивает многообразие изучаемых в течение недели предметов и проявляется в организации как учебного времени, так и учебного материала. В соответствии с данным принципом учебное время, отводимое на изучение предмета, концентрируется так, что обучение происходит в уплотненном режиме, компактно. Концентрация -учебного материала достигается посредством укрупнения учебных единиц, в соответствии с которым учебная информация подается учащимся единым блоком, в обобщенном систематизированном виде; - - принцип интенсивности — позволяет использовать различные методы обучения в рамках урока погружения, благодаря которым материал воспринимается системно, с логическими связями, в динамике развития, есть возможность проследить переход от теоретического компонента образования к практическому, создаются условия дли активной познавательной деятельности учащихся;
- принцип учета психофизиологических особенностей личности предполагает совершенствование организационной структуры обучения в соответствии с закономерностями динамики работоспости учащихся в течение дня и недели, а также процессов забывания и запоминания информации человеком.
Игровые педагогические технологии включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и имеют учебно-познавательную направленность.
Педагогическая (дидактическая) игра — форма организации обучения, воспитания и развития личности, осуществляемая педагогом по специально разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся; она изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Преимуществами игровых технологий являются:
• активизация и интенсификация процесса обучения;
• воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия
· коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
· гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения, от репродуктивных до проблемных;
· моделирование практически любого вида профессиональной деятельности;
· творческое саморазвитие обучаемых.
Педагогические игры классифицируются:
· по целям применения: обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие), воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.), контролирующие;
· по характеру деятельности: интеллектуальные, физические, трудовые и др.;
· по особенностям методики и технологии организации: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые,
· По уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие
· по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
· По применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.;
· По признаку воссоздания (имитации) профессиональной деятельности, ее модельного представления: все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные,
Имитационные технологии, или имитационно-игровое моделирование профессиональной деятельности, воспроизводят с той или иной мерой адекватности процессы, или явления, происходящие в реальной системе. При этом создается возможность формировать опыт работы в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Неимитационные технологии не предполагают создания модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особо организованной процедуры ведения занятий, применения технических средств и т.д. К неимитационным технологам относятся проблемные лекции, семинары-дискуссии, выездные практические занятия, программированное обучение и др.
В структуру учебного процесса на основе игры входят:
1. ориентация — педагог представляет изучаемую тему, дает характеристику игровых правил, делает отбор общего хода игры;
2. Подготовка к проведению — педагог излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный прогон игры в сокращенном виде;
3. Проведение игры — педагог организует проведение самой игры, по ходу фиксируя следствия игровых действий, следит за подсчетом очков, разъясняет неясные моменты;
4. Обсуждение игры — педагог проводит обсуждение, по ходу которого дается описательный обзор действий, их восприятия участниками, анализируются возникавшие трудности, идеи, побуждает обучаемых к аназизу проведенной игры; особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению содержания игры с содержанием учебного курса.