Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
Выбор предмета и уровня | Количество часов за два года обучения | |
Базовый уровень | Профильный уровень | |
Русский язык | — | 210 (3/3) |
Литература | — | 350 (5/5) |
Иностранный язык | — | 420 (6/6) |
Математика | — | 420 (6/6) |
История | — | 280 (4/4) |
Физическая культура | — | 280 (4/4) |
Обществознание | 70 (1/1) | 210 (3/3) |
Экономика | 35 (0,5/0,5) | 140 (2/2) |
Право | 35 (0,5/0,5) | 140 (2/2) |
География | 70 (1/1) | 210 (3/3 ) |
Физика | 140 (2/2) | 350 (5/5) |
Химия | 70 (1/1) | 210 (3/3) |
Биология | 70 (1/1) | 210 (3/3) |
Информатика и ИКТ | 70 (1/1) | 280 (4/4) |
Искусство (МХК) | 70 (1/1) | 210 (3/3) |
Технология | 70 (1/1) | 280 (4/4) |
ОБЖ | 35 (1/-) | 140 (2/2) |
ВСЕГО: | не более 2100 (не более 30 / не более 30 ) |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ | |
ВСЕГО: | 140( 2 / 2) |
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | |
ВСЕГО: | не менее 280 (не менее 4 / не менее 4) |
ИТОГО: | до 2520 (36/36) |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: | 2520 (36/36) |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: | 2450 (35/35) |
Как было показано выше, базисный учебный план предоставляет учащимся большое пространство для выбора. Желательно, чтобы и в рабочем плане школы за учащимися сохранилось право выбора:
· перечня и количества предметов федерального компонента, изучаемых школьниками на профильном уровне;
· перечня и количества предметов вариативной части федерального компонента, изучаемых на базовом уровне;
· перечня и количества элективных курсов;
· количества часов учебного плана, расходуемых на изучение федерального, регионального и школьного компонентов образования.
Кроме этого, в школьном плане можно расширить эти возможности, включив в него дополнительно варианты выбора предметов и элективных курсов:
· по степени сложности и трудоемкости для учащихся;
· по формам изучения учебных курсов: дистанционная, экстернат, семейная, очно-заочная;
· по месту изучения курсов: в своей школе и других учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования.
Однако, известно, что при большом количестве альтернатив человек особенно нуждается в наличии каких-либо ориентиров, показателей, критериев, характеристик, которые могли бы служить опорой для осуществления оптимального выбора. В связи с этим в пояснительной записке к учебному плану необходимо раскрыть содержание показателей, по которым учащиеся смогут оценивать, сравнивать между собой и выбирать наилучшие альтернативы, а также нормы, рекомендуемые для осуществления выбора.
Рассмотрим их возможное содержание.
Одним из важных показателей при выборе учеником курсов является их трудоемкость.
Понятие трудоемкости впервые было введено в образовательную практику в связи с проведением в России в системе высшего образования эксперимента по переходу на зачетную систему учебных курсов студентов с помощью так называемых условных зачетных единиц, которые получили название «кредитов». В европейской терминологии, которой придерживается Россия, зачетные единицы ECTS включают всю трудоемкость обучения. За каждой кредитной единицей, в которой измеряется курс, стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, самостоятельная работа студента. Оценка общей трудоемкости учебного курса осуществляется путем анализа и подсчета общего количества часов, которые студенту нужно будет потратить на освоение материала всего курса, включая затраты на самостоятельную, в том числе домашнюю работу, выполнение проектов и исследований, работу с первоисточниками; промежуточные и итоговые испытания, индивидуальные контакты с преподавателем и др. Под общей трудоемкостью понимается то количество часов, которые нужно потратить студенту для приобретения обозначенных в программе компетентностей. Количество кредитов, в которые оценивается учебный курс, осуществляется путем деления общей трудоемкости курса в часах на количество часов, содержащихся в одной кредитной единице. Так, например, в европейских странах одна кредитная единица соответствует 25 астрономических часов общей трудоемкости. Таким образом, если трудоемкость курса будет оценена в 100 часов, это значит, что по трудоемкости он будет равен 4 кредитным единицам (100 час.: 25 час.). Соответственно, все другие курсы, обладающие той же трудоемкостью, будут по этому показателю эквивалентными, то есть взаимозаменяемыми.
Сложность внедрения такой системы заключается в том, что практически во всех российских вузах и в системе общего образования академический час включает в себя не общую работу, а только аудиторную. В-вторых, измерение трудоемкости в кредитных единицах, предполагает, что будет оцениваться время, необходимое на формирование у учащихся определенных стандартами и программами компетентностей.
Школы и российские вузы только начинают переходить в содержании образования на компетентностный подход, и поэтому в связи с неразработанностью соответствующих программ и других переводных методических материалов представляет большую сложность определение времени требуемого на освоение содержащихся в стандарте компетентностей.
Вместе с тем введение показателя трудоемкости программ учебных курсов общего образования, помимо решения вопроса оказания помощи школьникам в осуществлении выбора курсов при построении ИУП, способствовало бы в решении и ряда других актуальных для школы в целом и для введения системы профильного обучения в частности, проблем. Так, благодаря оценке трудоемкости учебных курсов можно было бы:
· определить и улучшить качество действующих программ с точки зрения возможностей для реализации компетентностного подхода;
· оценить и соответствующим образом оптимизировать содержание общего образования старшеклассников, устранить перегрузки, нормировав общую трудоемкость учебного плана и каждого учебного курса федерального компонента образования в отдельности;
· определить весомость и значимость каждого отдельного курса в учебном плане профильного обучения старшеклассников;
· создать систему зачетов учебных курсов в сети как условия для мобильности и индивидуализации процессе обучения школьников.
Однако для определения трудоемкости программ необходимо будет произвести большую подготовительную работу.
Расчет трудоемкости учебной программы в целом должен быть произведен с учетом формируемых в ней компетентностей. Так, необходимо будет определить, сколько времени будет достаточно школьникам на отработку знаний и приобретение соответствующих общих и предметных компетентностей или базовых умений. Для этого нужно будет соотнести содержание учебных курсов и видов самостоятельных работ школьников с формируемыми в программе компетентностями.
Во-вторых, потребуется произвести структурирование входящего в предметные курсы учебного материала по степени сложности и самостоятельности изучения школьником. Под объективной сложностью учебного материала чаще понимают количество дидактических единиц, которые школьник должен освоить за определенное время. Ими могут быть понятия, законы, информация, а также связи между ними. При определении степени объективной сложности учебного курса необходимо также учитывать возраст учащихся и подготовленность к освоению новых знаний на предыдущих этапах обучения, то есть в ранее реализуемых школьных программах. Естественно предположить, что профильные курсы по сложности и, следовательно, по трудоемкости будут больше, чем, изучаемые на базовом уровне.
Важной характеристикой трудоемкости курса выступает объем самостоятельной работы. Необходимо структурировать, что, то есть, какие конкретно знания и в каких формах, учащемуся нужно будет освоить самостоятельно или с минимальной помощью учителя и сколько на это нужно будет потратить времени. В этот показатель должно войти время, которое учащемуся предстоит потратить на выполнение домашних заданий учителя, включая тренировочные самостоятельные упражнения, исследовательские работы, сочинения, рефераты, проекты, а также на работу с первоисточниками, чтение художественной, научно-популярной, публицистической и др. литературы.
Еще один показатель трудоемкости – это количество зачетных работ и экзаменов. Контроль приводит к значительному расходованию сил учащегося. Контрольные работы требуют выделения специально времени для подготовки и большого нервного напряжения при проведении. Это могут быть творческие работы, устные и письменные зачеты, экзамены. Экзамены в свою очередь также могут проводиться в различных формах: быть устными, письменными, в форме тестирования или сочетания нескольких форм. Следует определить количество времени, которые предстоит израсходовать школьнику на текущие и итоговые контрольные испытания.
Расчет трудоемкости курса рекомендуется указывать в пояснительной записке к программе. В ней должно содержаться указание на формируемые компетентности, формы и методы самостоятельной работы учащихся по их приобретению; должен быть представлен перечень, виды самостоятельных работ и количество времени, которое ученик должен будет затратить на их выполнение по всем темам курса. В пояснительной записке следует также указать сроки, периодичность и формы контроля по учебному курсу. Расчет трудоемкости может быть включен также в примерный учебно-тематический план реализации курса или в календарно-тематическое планирование.
Все курсы в результате можно разделить на три категории: А, В, С - (по увеличению трудоемкости).
В идеале рабочий учебный план должен содержать различные по трудозатратам учебные курсы для выбора по всем входящим в него предметам. Такой план будет являться максимально полым с точки зрения наличия вариантов курсов для выбора по степени их сложности. На его основе можно дифференцировать обучение школьников не только по содержанию, но и по уровню сложности программ.
Выбирая предметы федерального компонента и элективные курсы, учащийся будет иметь возможность соотнести собственные силы с необходимыми для их освоения трудозатратами и сделать для себя оптимальный выбор. Структурирование учебной нагрузки по видам самостоятельных работ позволит учащимся проанализировать и учесть при выборе возможности, которые может предоставить им курс для формирования компетентности в изучаемой области знаний.
Однако у школы могут быть пожелания к выборам школьников, гарантирующие определенное качество образования. Нежестко управлять выборами старшеклассников можно с помощью введения рекомендательных норм.
Так, например, не рекомендуется, чтобы все курсы учебного плана были одного, высокого или низкого уровня трудоемкости. ИУП учащегося желательно формировать на основе избранного школьником сочетания курсов с высоким, средним и низким уровнем трудозатрат. Однако, известно, что часть учащихся с низкой мотивацией на достижения или слабомотивированных стремится делать выбор наиболее простых для изучения курсов. Наоборот, другая группа учеников с высокой мотивацией или мотивированных избеганием неудачи выбирает курсы высокого уровня сложности.
Для коррекции выборов трудоемкости программ в пояснительной записке нужно указать, какое количество высоко и низкозатратных курсов федерального и школьного компонентов рекомендуется выбирать учащимся при формировании ИУП, то есть дать предельные параметры выбора, например, не более 3 высокозатратных и не более 2 низкозатратных курсов. Таким образом, сформированная в соответствии с этой нормой программа будет приближаться по степени трудоемкости к среднему уровню. Можно также установить разные нормы для ИУП высокого, среднего и низкого уровней сложности.
Аналогично перечисленным следует определить нормы и по количеству, а также перечню зачетов и экзаменов. В пояснительной записке нужно будет указать перечень тех учебных дисциплин, по которым зачеты и экзамены сдаются учащимися обязательно. Нужно определить, будет ли выпускник иметь право выбора экзаменов в 11 классе, или сдача экзаменов по профильным дисциплинам будет для него являться обязательной.
Может быть также установлена нежесткая рекомендательная норма по объему времени, которое ученик должен запланировать в своем ИУП плане на проектную, исследовательскую работу, социальные практики и т. д.
Естественно, что выбор курсов, особенно в сельской местности, будет серьезно ограничен возможностями школы и сети, то есть наличием мест для их изучения. Места могут быть включены в рабочий план в виде перечня образовательных учреждений с указанием их возможностей для получения образования. Естественно, что в этот перечень войдут только те учреждения, курсы которых будут засчитываться школой. Это учреждения, с которыми у школы имеются контакты, и качеству работы которых она доверяет.
Еще одна норма должна устанавливать порядок распределения объема учебной нагрузки между образовательными учреждениями, в которых старшеклассник будет изучать учебные предметы, и сдаваться текущие зачеты и выпускные экзамены. При формировании учебного плана важно, чтобы, по крайней мере, не менее 50% учебного времени было запланировано учениками на изучение учебных курсов в рамках одного образовательного учреждения, например, собственной школы. Это ограничение закрепляет за школами ответственность за качество образования и защищает их от возможности потери контингента школьников.
Так как наиболее сложным для ученика может оказаться выбор элективных курсов, то, помимо оценок трудозатрат, желательно, чтобы в пояснительной записке указывались также и цели курсов.
Итак, перечислим еще раз, какие дополнительно возможности для выбора может иметь школьник, выстраивая на основе рабочего плана школы свой ИУП. Это выбор:
· уровня сложности программы;
· перечня и форм сдачи зачетов и экзаменов;
· форм обучения;
· мест изучения курсов.
В очных формах обучения сроки изучения курсов, а также проведения по ним зачетов и экзаменов в целях упрощения работы по составлению расписания занятий целесообразно определять самой школе. Однако при наличии возможностей также рекомендуется учитывать пожелания учащихся.
В итоге всей проделанной работы рабочий план школы может выглядеть примерно так, как в таблице 1.
Таблица 1.
Рабочий вариант учебного плана школы №__ (10-11 классы)
Предмет | Базовый уровень | Профильный уровень | ||||||||
10 класс | 11 класс | 10 класс | 11 класс | |||||||
Русский язык | ||||||||||
Литература | ||||||||||
Математика | ||||||||||
История | - | - | ||||||||
Информатика и ИКТ | ||||||||||
Иностранный язык | ||||||||||
... | ||||||||||
Физика | ||||||||||
Всего | ||||||||||
Региональный компонент | ||||||||||
Трудозатраты | Форма обучения | 10 класс | 11 класс | |||||||
Социально-экономические ресурсы региона | В | Дистанцион ная | ||||||||
Элективные курсы | ||||||||||
Трудозатраты | Место проведения | Полугодия | ||||||||
История техники | А | ЦДЮТ | ||||||||
Фундаментальные эксперименты по физике | С | Гимназия №2 | ||||||||
... | ||||||||||
Всего по разделу Элективные курсы | ||||||||||
Всего | ||||||||||