Внутришкольная профилизация обучения.

1 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение.

2. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

3. Смысл перехода к старшей профильной школе так же, как и содержание и состав профилей, определяется теми результатами образования, которые планируется достичь на выходе из старшей школы. Необходимо отметить:

· Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования, не подменяя собой учреждения профессионального образования.

· Общее образование на старшей ступени имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе.

· Обучение в школе должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода. Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является «расширение возможности социализации учащихся». Ключевые компетентности так же, как достаточная ресурсная база из предметных знаний, умений, навыков, должны быть сформированы к окончанию 9 класса на том уровне, который позволит учащемуся социально адаптироваться и выбрать дальнейший путь (продолжение образования в школе, учреждении среднего профессионального образования и/или трудоустройство).

· Обучение в профильной старшей школе должно строиться с учетом запросов, способностей и склонностей учащихся, в то же время обеспечивая минимальный (базовый) уровень освоения государственных стандартов общеобразовательной подготовки. Как следствие, профильная старшая школа не подразумевает специального отбора учащихся при условии принципиальной способности продолжать обучение в старших классах.

· Профильное обучение в старшей школе должно взять на себя «компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению»; оно должно также преодолеть предметную раздробленность школьного знания и его оторванность от практики. Таким образом, профильное обучение не может быть приравнено к углубленному изучению отдельных предметов (или цикла предметов).

· Профильное обучение в старшей школе, при его социально-профессиональной ориентированности, не должно повторять структуру собственно профессиональных деятельностей и быть жестко связанным с существующим набором профессийили сегодняшними требованиями рынка труда.

4. Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

В рамках обучения в старшей профильной школе также должны быть сформированы основания для продолжения образования:

- базовый общеобразовательный уровень (мировоззренческая картина, культурные основания для восприятия теоретических курсов),

- более высокий по сравнению с основной школой уровень ключевых компетентностей.

Эти задачи должны решаться через непрофильный (базовый) блок содержания образования в старшей профильной школе.

5. Выбор специальности для обучения в высшей школе происходит для большей части

выпускников на основании социальных стереотипов. Готовность выпускника к поступлению на ту или иную специальность зачастую не означает его готовности к обучению по данной специальности.

В рамках обучения в старшей профильной школе учащийся должен получить опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления, а не только систематических курсов, пусть даже подразумевающих существенное углубление с академических позиций.

Эта задача должна решаться средствами профильных дисциплин, содержание которых может быть представлено:

а) отдельными тематическими модулями под общим грифом «предмет для…» (например, математика для социальной сферы: основы статистики),

б) пропедевтическими курсами, содержание которых находится за рамками предметов общеобразовательного учебного плана.

Важно, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

Эта задача должна решаться средствами элективных курсов, содержание которых может быть представлено освоением определенных способов деятельности со значительной долей социальных практик.

6. Необходимо учитывать собственно познавательные интересы учащегося,которые могут быть направлены на самые разнообразные предметы, далекие как от базового содержания общего образования, так и от социально-профессионального самоопределения. Эти интересы также следует использовать для интенсификации процессов самоопределения учащегося, а, следовательно, в определенной степени они должны быть удовлетворены в рамках старшей профильной школы.

Это может решаться средствами дополнительного образования, элементы которого должны быть интегрированы в образовательный процесс старшей профильной школы

7. Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является формирование «условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ». Поэтому, говоря о содержании образования в старшей школе, следует иметь в виду, что речь идет об индивидуализированном «профиле учащегося».

Для того чтобы учащийся мог сформировать профиль своего обучения, школа должна предоставить ему возможность выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых ученик сможет, исходя из планов, касающихся его деятельности в будущем. Поэтому в основу планирования профильных и элективных курсов должен быть положен «профиль обучения», связанный с тем или иным видом деятельности.

Профиль обучения

Профильные классы могут быть двух видов: предметно – ориентированными или профессионально – ориентированными. Предметно – ориентированныеклассы предполагают углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дают возможность поступления в широкий спектр вузов, где предусмотрены вступительные испытания по предметам, изучавшимся углубленно. Примерами предметно – ориентированных классов являются: гуманитарный, естественно – научный, физико-математический и другие.

Профессионально – ориентированные классы предполагают изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу. Эти профильные классы дают возможность учащимся подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии. Примером профессионально – ориентированных классов являются психолого-педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, экономические, юридические и другие.

В зависимости от реализуемых профилей обучения общеобразовательные учреждения могут быть однопрофильными или многопрофильными.

Формами организации профильного обучения могут быть:

- профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

- профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

- профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

- профильные группы, имеющие сборный состав учащихся;

- индивидуальное обучение учеников по специальной программе.

Стратегия перевода школы третьей ступени на профильное обучение предполагает выбор одного из вариантов, приемлемых для конкретной школы. Такими вариантами могут быть:

1. Организация профильных классов, ориентированных на учреждения высшего или среднего профессионального образования, где образовательный процесс строится на основе индивидуальных учебных планов, предусматривающих углубленное изучение предметов с учетом профиля вуза или учреждения среднего профессионального образования.

2. Открытие профильных классов, в которых осуществляется углубленное изучение группы взаимосвязанных предметов без ориентации на конкретное учреждение профессионального образования. Как правило, это классы физико-математического, естественно – научного, гуманитарного, технико-технологического и других профилей, где изучение профильных предметов ведется по специальным программам и учебникам;

3.Создание классов гибкого состава, учебный план которых состоит из двух частей:

- обязательной – для всех учащихся с обязательным минимумом содержания образования по всем предметам;

- вариативной, предусматривающей изучение отдельных предметов или групп предметов на углубленном уровне, при котором класс делится на группы. Такая модель наиболее приемлема для школ, не имеющих параллельных классов.

При этом необходимо отметить, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении принимает учредитель по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательным учреждением. Тем самым, учредитель должен принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками, но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом. Учредитель также определяет и порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени.

Число возможных профилей не должно быть большим и напрямую связанным с существующими профессиями.

Профиль должен охватывать целую сферу деятельности, имеющую общие основания, которые можно найти в позиции субъекта деятельности (в его целеполагании). При этом объекты воздействия могут быть различными. В таблице 1 представлен набор профилей, выделенных по основанию ведущей деятельности. Профили обучения выделены таким образом, чтобы они охватывали все основные виды человеческой деятельности.

Описанная в таблице 1 карта профилей школы представляется достаточной для самоопределения учащегося относительно основных видов деятельности в современном обществе. Она играет роль координатной сетки при планировании содержания образования в профильном и элективном блоках.

Оптимальной является такая ситуация, в которой школа (группа школ) готова реализовывать все возможные профили, поскольку она отвечает потребностям учащихся, степень определенности жизненных планов которых различна:

- учащиеся, чьи жизненные планы еще не ясны, имеют возможность для самоопределения через сочетание в своей образовательной траектории элементов различных профилей,

- учащиеся, выбравшие для себя то направление деятельности, которое ляжет в основу их профессионального и жизненного самоопределения, смогут осваивать курсы, связанные с выбранным профилем, приобретать опыт реализации выбранного вида деятельности в ходе социальных практик,

- учащиеся, уже имеющие четкие представления о своей дальнейшей образовательной траектории и профессиональном самоопределении, смогут выбрать курсы, обеспечивающие подготовку к профессиональному образованию и деятельности, в том числе из различных профилей.

Ограниченность ресурсов в каждом конкретном случае может стать основанием для сокращения числа профилей, обеспеченных образовательным процессом в конкретном учреждении. Школа не может предложить подготовку по одному профилю, это лишает учащегося возможности индивидуализации своей образовательной траектории в соответствии с его жизненными планами и интересами. Таким образом, школа должна предлагать максимально широкий спектр профилей и обеспечить его освоение.

Таблица 1

Карта профилей школы

Название профиля Ведущая деятельность Возможные объекты воздействия
Инженерный Моделирование и конструирование материальных объектов с заданными полезными свойствами и технологий получения таких объектов - устройства и механизмы, - технологические процессы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг, - здания и сооружения, - вещества, - виртуальные объекты.
Художественный Создание субъективно значимых (наделенных субъективным смыслом) образов - визуально воспринимаемые образы, - музыкальные образы, - синтетические образы (театр, перформанс…), - художественный текст.
Социальный Коммуникация и управление - массовые коммуникации, - экономические отношения, - правовые отношения, - взаимодействие социальных групп, - каналы трансляции культуры (в т.ч. образование), - военное дело.
Естественный* Превращение естественного потенциала в ресурс человеческой деятельности - человек (медицина), - человек (психология), - природопользование (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг).
Технологический Получение заданного результата через воспроизведение технологии - материальные объекты, - виртуальные объекты.

*понимаем, что название выглядит несколько нелепо, но сказать «естественнонаучный», значит, опять закрепить связь с определенным набором академических знаний и только.

Таблица 1 позволяет конкретизировать роль профильных элективных курсов. Первые нацелены на введение учащегося в наиболее общие способы деятельности и формирование базы знаний и умений для их реализации. Вторые позволяют получить опыт применения освоенных способов деятельности в работе с конкретными объектами воздействия в реальной или модельной (образовательной) ситуации. При этом набор элективных курсов, разумеется, будет уточнять прорисовку профиля и зависеть от запросов местного сообщества и местных рынков труда. Но представить себе конкретизацию профиля через единственный тип объектов воздействия нельзя – это будет ситуация жесткой специализации и предпрофессиональной подготовки, складывание которой опасно для самой идеи профильной школы.

Профиль учащегося.

Понятно, что название профиля(-ей), заявленного(-ых) школой, является основанием для первичного самоопределения учащегося. Однако этот выбор не определяет полного набора образовательных услуг, которые получает ученик, он лишь становится ориентиром для формирования индивидуального профиля учащегося.

Осуществление осознанного выбора профиля обучения должно обеспечиваться специально организованным предпрофильным этапом, во время которого учащийся имеет возможность и постоянно ставится в необходимость осуществлять выбор определенного числа из многих элективных курсов, покрывающих собой возможно большее содержание различных предметных областей и сфер человеческой деятельности. На этом этапе осуществляется мониторинг и сопровождение процесса освоения учеником различных курсов, подросток получает информацию, собранную на основе диагностики и самодиагностики, касающуюся его познавательных интересов, способностей и склонностей, которая поможет ему определиться с выбором дальнейшего пути: продолжать ли образование в старших классах и если да, то по какому профилю. Желательно, чтобы элективные курсы были практико-ориентированными и давали бы представление о применении тех или иных учебных предметов в профессиональной деятельности.

В 10-11 классах учащийся должен с большей или меньшей частотой, но постоянно осуществлять выбор курсов, относящихся к разным разделам учебного плана, для изучения.

Все учащиеся, не зависимо от выбранного профиля, осваивают базовый блок:

Математика

Литература и русский язык

Иностранный язык

Физическая культура

Обществознание

Естествознание

Выбор профиля означает появление первого основания для определения профиля учащегося. Ученик получает рекомендацию по определению профильных курсов для изучения. Эти курсы «надстраиваются» над базовым уровнем отдельными модулями. Не дублируя его по содержанию, они являются прикладными по своей ориентации. В школьном расписании возможность выбора профильного курса организуется следующим образом:

Образовательные области Инженерный профиль Социаль ный профиль Художественный профиль Естественный профиль Технологический профиль
Математика Названия 1-3 профильных курсов на пересечении предметной области и вида деятельности (профиля)   Например: математика для социальной сферы: математические модели в экономике   Некоторые ячейки на пересечении предметной области и вида деятельности (профиля) могут оставаться незаполненными
Литература и русский язык
Иностранный язык
Обществознание
Естествознание
Искусство
Технологии

Таким образом, выбрав один из заявленных школой профилей обучения, учащийся ориентируется на те профильные курсы, которые предлагаются по данному профилю. Однако если учащийся не до конца определился или, напротив, имеет четкое представление о своей будущей образовательной траектории, он имеет возможность выбрать профильные курсы из другого профиля.

Поскольку профильные курсы строятся по модульному принципу, учащийся обязан закончить изучение модуля и пройти предусмотренные по нему формы контроля. Изменить свое решение он может лишь после этого, в момент выбора профильных курсов для изучения в следующем полугодии. Содержание этих курсов является законченным и самостоятельным, что не требует от учащегося дополнительной самостоятельной работы при смене профиля или выборе профильного курса из другого профиля.

Содержание элективных курсов, как говорилось выше, призвано связать способ деятельности, который лег в основу определения профиля, и конкретные объекты воздействия, в том числе в режиме практик. Учащийся выбирает элективные курсы из всего набора, предлагаемого в школе.

Предполагается следующее соотношение учебного времени, отводящегося на изучение базовых, профильных и элективных курсов: ½ : ¼ : ¼.

Таким образом формируется индивидуальная образовательная траектория ученика. При этом в задачи педагогического сопровождения входит организация анализа причин выбора и рефлексии полученного опыта.

Методическое письмо

О комплектовании профильных классов общеобразовательных учреждений Томской области.

1.Комплектование 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению осуществляется на основании Закона РФ “Об образовании”, типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196.

2. К профильным классам относятся классы с ориентацией на профессию, развитие профессионального самоопределения.

3. Основные цели и задачи профильных классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательных учреждений. Профильные классы:

· обеспечивают социализацию личности;

· предоставляют учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования;

· обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего образования;

· обеспечивают углубленное овладение знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;

· создают условия для развития творческих способностей учащихся в соответствии с интересами и наклонностями;

· осуществляют раннюю профилизацию, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.

4.При комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования.

5.Общеобразовательное учреждение, открывая профильные классы и профильные группы, может быть:

1. однопрофильным(реализовывать только один избранный профиль);

2. многопрофильным (организовать несколько профилей обучения);

3. универсального (непрофильного) обучения.

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного числа предлагаемых к выбору предметов и курсов предоставлять обучающимся (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) возможности обучения по индивидуальным учебным планам, включая в них те или иные профильные и элективные предметы и курсы («Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»).

В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность: экономические, педагогические, юридические, спортивные и т.п.

Для учащихся этих классов могут устанавливаться льготы при поступлении их в профессиональные учебные заведения по выбранному профилю на основании договора.

6. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательного учреждения. В состав экзаменационной комиссии (и ее предметных комиссий) могут войти учителя-предметники, руководители образовательных учреждений, педагогические работники начальных, средних, высших учебных заведений, специалисты методических служб. Состав и порядок работы экзаменационной комиссии доводятся до сведения выпускников IX классов и их родителей (законных представителей), руководителей общеобразовательных учреждений не позднее, чем за два месяца до начала проведения экзаменов. Все спорные вопросы, возникающие при проведении итоговой аттестации и формировании профильных классов, рассматриваются учредителем общеобразовательного учреждения.

7. Наполняемость профильных классов, как правило, в городских общеобразовательных учреждениях составляет 25 человек, в сельских – 20 человек. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью. В профильные классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору, независимо от их места проживания. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:

– выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования;

– победители по соответствующим профильным предметам районных, региональных и федеральных окружных олимпиад;

– обладатели похвальной грамоты “За особые успехи в изучении отдельных предметов” (профильных предметов);

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

– выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца.

8. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение:

1. заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения;

2. аттестат об основном общем образовании.

Порядок оформления документов. Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10-й класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию:

– входящий номер заявления;

– перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения;

– сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии. Время работы приемной комиссии устанавливает общеобразовательное учреждение. Комплектование профильных классов завершается 1 июля. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 1 августа до 30 августа. Для осуществления дополнительного приема директору общеобразовательного учреждения разрешается иметь резерв в количестве пяти мест в каждом профильном классе. После окончания приема заявлений зачисление в профильный класс общеобразовательного учреждения оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей. Всех обучающихся, зачисленных в профильные классы, и их родителей (законных представителей) общеобразовательное учреждение обязано ознакомить с:

– уставом общеобразовательного учреждения;

– лицензией на право ведения образовательной деятельности;

– свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими деятельность учреждения.

За учащимися профильных классов (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) классы по заявлению родителей (законных представителей) и по согласованию с Учредителем общеобразовательного учреждения. Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение учебного года при следующих условиях:

– отсутствие академических задолженностей за прошедший период обучения;

– самостоятельной сдаче зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;

– письменное ходатайство родителей (законных представителей).

9.Порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени определяет учредитель.

ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные затруднения при работе с документами возникают в процессе обсуждения путей их практической реализации. При переходе на профильное обучение главную трудность составляют разработки содержания учебных дисциплин, определяющих ключевые компетенции учителя и учеников. Как показывают результаты эксперимента по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки, непонимание учителями и руководителями школ сущности этого и производных от него понятий связано с отсутствием единых научных представлений осмысле и сущности современного образования в целом. Что и сказывается на различиях вформулировке тех или иных понятий.

Вместе с тем, если образовательное учреждение работает в личностно ориентированной парадигме, то выработать единое понимание ключевых терминов не сложно. Для этого необходимо разбираться в основных ценностях и приоритетах данного типа образования. Большая часть этих оснований представлена в пособиях под рубрикой «Педагогика нового времени» и в первых выпусках этой, управленческой серии. Однако появились и новые термины, понимание которых также затруднено.

Начнем с определения различий между понятиями «компе
тенция» и «компетентность», которые выводят на понимание
более сложных структур компетентностного подхода.

Компетентность- это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции - знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.

Таким образом, компетенция - это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность - это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств. Соответственно определяются компетенции учителя иученика, а так же уровни качества владения ими - различные компетентности учителя и ученика.

Определяющим понятием при рассмотрении компетенции и компетентности является категория «качество».

Качество (филос) — существенная определенность явления, факта и т.д., благодаря которой он является именно этим, а не другим; свойства, специфика и состояния чего-либо; первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, без расчленения: горький, соленый, глубокий. Категория качества имеет отношение к внешним показателям, но проявляется через них только в силу того, что определяет их изнутри, т.е. по преимуществу является характеристикой содержания.

Качество личностно ориентированного образованияопределяется тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения к изучаемым знаниям, насколько развиваемые на базе знаний умения способствуют личностно-ценностному развитию учащихся. Различают качество содержания и качество реализации.

Качественная работа учителя - это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его учеников.

Очевидной становится потребность оценивать результаты образования, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки все более уверенно становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников. В связи с этим, компетентностный подход, где за главный ориентир принимается качество компетентности учителя и ученика, вводится такая составляющая, как «личностный компонент ключевой компетенции».

Личностные качества- индивидуально проявляемые ка
ждым отдельным человеком, только ему свойственные отно
шения к общим ценностям: культуре, творчеству, свободе,
выбору, патриотизму, интернационализму, личной производи
тельности, частной собственности, гражданскому обществу,
справедливости, порядочности и т.д. Личностные качества
определяются содержанием и различными уровнями деятель
ности личностных структур сознания, которые даны только
как носители ценностей вместе с мерой ценностей, превра
щающей их в желаемое. .

Наиболее полный (официальный) набор ключевых образовательных компетенций разработан А.В. Хуторским, который представляет их в четырех основных группах:

1) как средство мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);

2) как знания и умения вопределенной сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая);

3) в виде круга вопросов, по которым следует быть осведомленным
(общекультурная);

4) как основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).

Компетентность предполагает целый спектр личностных качеств: «понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Следовательно, она всегда личностно окрашена качествами конкретного человека. По утверждению А.В. Хуторского, компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Наперёд заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика.

В трактовке А.В. Хуторского, компетенция предстает как заданное требование к тому, что автор определяет «качествами личности»: знания, умения, навыки, способы деятельности. Если руководствоваться требованиями более актуальной парадигмы, то качества личности выращиваются (самоорганизуются) самим учеником. При этом далеко не всегда адекватно задаваемым требованиям. Вместе с тем, возникновение и учет этих самоизменений становятся возможными, но не вопосредовании рамками нормированного объема ЗУНов, а при обращении к другой структуре компетенции, вчастности, к ее личностному компоненту.

Личностно ориентированная педагогика рассматривает знание как средство, способствующее личностному росту учеников. Знание уже не может рассматриваться только как объективно существующее. В нем присутствует и некий внутренний потенциал, придающий ускорение саморазвитию личности. Он обладает признаками субъектности, т.е. может способствовать процессам самостоятельного порождения личностных смыслов образования.

В этом контексте не только знания, но и понятие «личностный рост» приобретают новые смыслы.

Личностный рост- это процесс самодостраивания личностных структур сознания, содержащих всебе основания «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям».

В связи с этим, компетентностный подход задает смысло-ориентированный набор компетенций, которыми должен обладать учитель, чтобы «знания и умения» приобрели личностный смысл. Своеобразным ядром ключевой компетенции становится ее личностный компонент. Он определяет наличие всодержании знаний средств актуализации личностных ценностей и смыслов, развития личностных структур сознания, обуславливающих не только качества умений, но икачества личности учителя. В качестве таких компетенций педагогической деятельности могут рассматриваться умения учителя организовывать поиск источников смысла, соотнесения сущности явления с актуальными значениями, устанавливать причинно-следственные и интуитивные связи смыслов, выстраивать новый смысл, определять внешние и внутренние связи феноменов знаний, развития личности, творчества ит.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление.

Помимо этого, личностный компонент ключевой компетенцииможет быть представлен в содержании изучаемого материала его направленностью на установление интегративных связей между основными сферами личности таким образом, чтобы востребовать духовность, культурную идентичность, гражданственность; актуализировать личностные ценности и смыслы, развивая личностные структуры сознания, как носителя нравственного содержания личности.

Еще большую конкретику в понимание того, на какие характеристики знаний следует обращать внимание, при разработке содержания ключевых образовательных компетенций вносит определение, описывающее личность как субъекта нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемую индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни; самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл.<

Наши рекомендации