Основные механизмы психологической защиты.
• Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания,
что предотвращает их возможное разрешение. Психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.
• Отрицание — устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности. Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает противоречий в своих суждениях.
• Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
• Инверсия — подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами. Например, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком особой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность.
• Проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств* мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.
• Изоляция (отчуждение) - обособление или локализация внутри сознания травмирующих человека факторов так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В результате может наступать явление двойника, то есть раздвоение, расщепление личности.
• Регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии — это инфантильность (младенчество, детскость) в поведении и отношениях взрослых людей.
• Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.
Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.
4.4. Компенсаторныемеханизмы ивнутриличностныйконфликт
Компенсаторные механизмы личности служат для преодоления чувства неполноценности, которое является неизбежным следствием физических дефектов, недостатка сил или возможностей человека. Чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных или мнимых.
Впервые этот термин употребил австрийский психолог Альфред Адлер. Он выделил четыре вида компенсации: неполная компенсация, полная, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, когда человек начинает спекулировать своим недостатком, уходя в болезнь и т.д.
Адлер полагал, что чувство неполноценности испытывают все дети. При этом сильное чувство неполноценности или целый их комплекс может затруднить позитивный рост и развитие ребенка. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает его расти, становиться таким же сильным, как другие, совершенствоваться.
Сверхкомпенсация комплекса неполноценности порождает так называемый комплекс превосходства над другими (преувеличение своих интеллектуальных, физических, социальных способностей),который может сопровождаться стремлением к власти. Такие люди могут подозревать окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными.
Чтобы помочь человеку справиться с этими комплексами, Адлер предлагает следующие психологические меры:
Sпонять специфический стиль жизни человека, выслушав самые ранние воспоминания и события его детства;
sпомочь человеку понять самого себя, свой собственный стиль жизни;
sусилить социальный интерес, чувство общности или взаимодействие с другими людьми.
Внутриличностный конфликт — это состояние неудовлетворенности какими-либо обстоятельствами жизни, связанными с противоположно направленными стремлениями человека. Например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах людей.
Наиболее распространенной формой внутриличност-ных конфликтов, связанных с работой, являются ролевые конфликты, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен проводить вечера дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе.
В состоянии внутриличностного конфликта человеку всегда приходиться выбирать: либо из двух положительных вариантов, либо из положительного и отрицательного, либо из двух отрицательных (из двух зол).
Внутриличностные конфликты часто сопровождаются аффектами, стрессами или нервнопсихическими расстройствами в виде неврозов.
4.5. СамосознаниеиЯ-концепцияличности
Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя, свое место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п. Самосознание не врожденная данность, а продукт развития человека.
Главным источником формирования самосознания является обобщение знаний человека о других людях, сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни.
Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, человек открывает свой внутренний мир, свое собственное «Я».
«Я» — это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я» позволяет человеку ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность, отделять свое «Я» от «Не — Я».
Самосознание в зависимости от потребностей человека, может проявляться в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и само принятия.
Самопознание — направлено на изучение человеком своих возможностей и качеств, своего места среди других людей. Познать себя, ничего не делая и ни с кем не общаясь, — невозможно.
Самооценка — это оценка человеком самого себя относительно некоторой шкалы ценностей. Она может быть адекватной и неадекватной (заниженной или завышенной).
Самоконтроль — проявляется в регуляции собственных действий и состояний на основе определенных норм и требований.
Самопринятие — признание себя в качестве положительной, достойной личности.
«Я-концепция» как психологическое явление — это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе. Как говорят психологи, это «теория самого себя».
Общая«Я-концепция» может включать в себя частные виды «Я-концепций», например, профессиональную «Я-концеп-цию». Вместе с тем, всякая «Я-концепция» включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное».
«Я-реальное» — это представление о себе в настоящем времени, каким я вижу себя в настоящий момент.
«Я-идеальное» — это то, каким я, по моему мнению, должен был бы стать.
Расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» может приводить как к позитивным последствиям, так и негативным. Оно может стать источником серьезных внут-риличностных конфликтов и, наоборот, источником самосовершенствования личности.
Например, в работах психолога X. Ремшмидта указывается, что неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера
в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) приводит к следующим нарушениям поведения:
— снижение самоуважения и часто, как следствие, социальная деградация, агрессивность и преступность;
— появление конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях, — такие молодые люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные действия;
— глубокие изменения восприятия — молодые люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособными к ним.
4.6. Личностныйрост
ижизненныйпутьчеловека
Личностный рост человека обычно рассматривают через призму его жизненного пути, на котором человек приобретает способность управлять текущими событиями своей жизни, формировать эффективные отношения с окружающими, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Все это детерминируется развитием способности к рефлексии.
Рефлексией называется процесс самосознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний, процесс самоанализа. Рефлексия, в свою очередь, является условием становления автономной личности. Автономия означает владение собой, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения.
В процессе личностного роста происходит переход от внешних критериев оценки поведения людей, событий и самого себя к внутренним критериям, основанным на собственных убеждениях и ценностях.
Результатами личностного роста могут быть:
sготовность брать на себя ответственность за свои действия и поступки;
Sумение удовлетворять свои потребности без ущерба для окружающих;
jRзначительная успешность в своей профессиональной деятельности;
sоптимизм и стойкость в повседневной жизни;
Sоткрытость переменам и новому жизненному опыту.
Жизненный путь человека — это процесс его развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.
Анализ проблемы жизненного пути ведется в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и др.
Жизненный план — это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности.
Одновременно идет процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.
Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) человек сам сознательно определяет свое отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчеркивается важная роль родителей в формировании представлений ребенка о жизненных целях и структуре жизненного пути.
Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:
щ порядок рождения ребенка в семье;
■/ действия, оценки, эмоциональная поддержка родителей;
•/ влияние дедушек и бабушек;
Sимя и фамилия ребенка;
Sслучайные экстремальные события и другие факторы.
Тема 5. Психическиесвойстваличности Билет №12
5.1. Направленностьличности
Направленность личности — это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентации, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен или которую он представляет.
Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:
— предметное содержание, поскольку направленность —
это всегда направленность на что-то;
— напряжение психики, которое при этом возникает.
Основные компоненты направленности.
• Потребности — испытываемая человеком нужда в чем-
то. По мере того, как потребности актуализируются, они
становятся мотивами поведения человека, то есть побу
дителямикопределенной деятельности.
• Интересы — это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познавательную, а не потребительскую устремленность. Интересы различаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными и т.д. Например, интерес к международным политическим событиям, спортивным состязаниям, новому киносериалу и т.д.
• Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека. Например, убеждение в правильности политического курса, осуществляемого Президентом Республики Беларусь.
• Идеалы — обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к которым он стремится, понимая, что полностью они никогда достигнуты не будут. Идеал служит для личности пу-
теводнои звездой, суперстратегическим ориентиром поведения и самосовершенствования. Например, идеал всесторонне и гармонично развитой личности в гуманистической педагогике или образ Иисуса Христа для верующего христианина.
• Ценностные ориентации — это интегративные компоненты направленности, которые определяются совокупностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни. Например, ориентация на здоровый образ жизни, исключающий курение, алкоголь, наркотики и другие факторы, подрывающие здоровье человека и разлагающие его личность.
Билет №14
5.2. Происхождениеивидыспособностей
Способности — это система качеств личности, позволяющая успешно выполнять определенные виды деятельности. Например, способность к математике, музыке, технике и т.д.
Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности.
Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей.
Способности — это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Природными предпосылками способностей являются задатки.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.
По уровню развития способности бывают:
— одаренность — это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди
других людей. Обычно одаренность проявляется в наличии разносторонних способностей;
—талант — совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности;
—гениальность — высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение принципиально нового, имеющего большое историческое значение;
Выделяют также следующие способности:
—общие — интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности;
—специальные — способности, необходимые для выполнения конкретных видов деятельности;
—профессиональные — способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного сочетания, возможна и компенсация недостающей способности другими);
—творческие — способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие способности человека могут проявляться в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, экономической, педагогической и других).
Билет №15
S3. Понятиеотемпераменте
Темперамент — это индивидуально своеобразная, при-родно обусловленная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психических процессов и изменения психических состояний личности.
В основе темперамента лежат особенности нервной деятельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.
На основе различных сочетаний этих показателей физиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные
типа высшей нервной деятельности: безудержный, сильный, инертный и слабый тип.
Оказалось, что они соответствуют известным со времен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:
— холерик (безудержный тип) — преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты — высокая концентрация сил;
— сангвиник (сильный тип) — характеризуется быстротой реакции, высокой психической активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;
— флегматик (инертный тип) — связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психической активностью, уравновешенностью;
— меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психической активности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.
От темперамента как врожденной особенности психики зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.
В чистом виде ни одного из четырех типов темперамента не существует. Каждый человек имеет индивидуальный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного темперамента.
Особенности темперамента личности обуславливают также индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта.
В трудовой деятельности большое значение имеет совместимость людей по темпераменту.
Билет №16
5.4. Характерличности
Характер — это психическое свойство личности, представляющее собой систему ее существенных и относи-
тельно устойчивых качеств (черт), обуславливающих поведение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:
• По отношению к другим людям (общительность — замк
нутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость
и т.д.).
• По отношению к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность и т.д.).
• По отношению к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т.д.).
• По отношению к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т.д.).
Структура и содержание характераопределяется:
• Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна
или слаба (решительность, настойчивость, самооблада
ние, самостоятельность, инициативность и противопо
ложные им черты характера).
• Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие).
• Интеллектуальными особенностями личности (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.п.).
Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностями, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевозможных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общественные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.
Существуют различные типологии характеров.Например, немецкий психолог и психиатр Э.Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:
• Астенический тип (шизотимик) — обычно худой че
ловек, среднего или выше среднего роста, имеющий уз
кие плечи, тонкие руки, слаборазвитую грудную клетку
(замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с
трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен,
раним).
• Атлетический тип (искотимик) — имеющий развитую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).
• Пикнический тип (циклотимик) — отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах).
Согласно типологии К. Юнгалюдей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:
— экстраверт — заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен;
— интроверт — черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.
В типологии Э. Фроммавсе выделенные им типы характеров подразделяются на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.
Плодотворность по Э. Фрому — это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил.
Неплодотворные ориентации: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная.
Плодотворные ориентации: деятельная, любящая и разумная.
Существует также психогеометрическая типология характеровна основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо из геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типологии Сьюзен Далингер (США) - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.
Билет №16
Акцентуации характера
Акцентуация характера — это понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Психопатия — это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого
ц. J
резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть социально опасны. В отличие от психопатий акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме. Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.
• Гипертимический тип — чрезмерно приподнятое на
строение, стремление к лидерству, риску, авантюрам; не
реагирует на замечания, теряет грань дозволенного и т.п.
• Дистимический тип — постоянно пониженное настроение, замкнутость, немногословность, пессимистичность и т.п.
• Циклоидный тип — общительность циклически меняется в зависимости от крайностей в настроении.
• Эмотивный тип — чрезмерная чувствительность, ра
нимость, глубокое переживание малейших неприятно
стей, неудач.
• Демонстративный тип — повышенное стремление быть
в центре внимания и добиваться своих целей любой це
ной (слезы, обморок, скандал, болезни, хвастовство, на
ряды, ложь и т.п.).
• Возбудимый тип — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, хамство и т.п.).
• Застревающий тип (на мыслях, на действиях) — не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склонный к склокам и конфликтам.
• Педантичный тип — занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью, сослуживцев и посетителей формальными требованиями и т.д.
• Тревожный тип — пониженное настроение, опасение за себя и своих близких, неуверенность, сомнение и т.д.
• Экзальтированный тип — изменчивое настроение, повышенная отвлекаемость на внешние события и т.д.
• Интровертированный тип — малая общительность,
замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рас
сказывает, не раскрывает своих переживаний, холодное
отношение к другим, даже близким людям.
• Экстравертированный тип — высокая общительность,
словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет,
не самостоятелен, не организован, предпочитает быть как
все, подчиняться.