Методы психологического воздействия.

Метод предъявления моделей — основан на исполь­зовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образ­цов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.

• Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента
с целью нахождения оптимальных решений. Главным ме­
ханизмом психологического воздействия здесь выступает
убеждение — процесс воздействия на сознание силой логи­
ческих доказательств.

• Тренинг — метод воздействия, направленный на созда­
ние новых психических образований, либо на изменение и
развитие уже существующих. В ходе тренинга используются
различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика.

Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствую­щих умений, в том числе умений психопрофилактики и





Методы психологического воздействия. - student2.ru Методы психологического воздействия. - student2.ru психогигиены. Для студента, например, это следующие умения:

sумение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;

Sумение предупреждать и снимать стрессовые прояв­ления, излишнее напряжение и волнение;

Sумение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;

sумение контролировать темп и тон своей речи, ды­хания, мышечного напряжения и т.п.;

•/ умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дис­котека, кино, художественная литература и т.д.

В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка. В пла­не психофизической саморегуляции могут быть полезны книги американского психолога и педагога Дейла Карне-ги, других психологов, а также специальные методиче­ские рекомендации, разработанные для этих целей.

3.6. Аутогеннаятренировка

Аутогенная тренировка ~ один из способов психофи­зической саморегуляции. Основана на самовнушении ■ и используется как для самосовершенствования психиче­ских процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления.

Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет чело­веку в короткое время хорошо отдохнуть, улучшить рабо­тоспособность, сосредоточить внимание на нужном деле.

Аутогенная тренировка состоит из специальных упражне­ний, направленных на самоформирование навыков созна­тельного воздействия на различные функции организма ~ навыков самовнушения.

Самовнушение наиболее эффективно протекает на фоне общего мышечного расслабления. Это состояние называет­ся релаксацией.

Занятия аутотренингомпроводятся по следующему плану.

• Выбор удобного для себя положения: сидя, полуле­жа, лежа.

• Успокоение - устанавливается ровное, спокойное дыхание. Применяются словесные формулы самовнуше­ния спокойного дыхания.

• Расслабление мышц тела — представление тяжести в мышцах рук, ног. Вызов тепла в мышцах рук, ног, груди и брюшной полости с помощью произнесения формул расслабления.

• Активное самовнушение — произнесение специаль­ных словесных формул, после каждой из которых делает­ся 2—3 минутная пауза.

• Выход из состояния релаксации — произнесение то­низирующих фраз типа: «Я спокоен. Я хорошо отдохнул Я собран и внимателен и т.д.»

• Завершение: потянуться, резкий выдох, улыбка, не­сколько дыхательных и физических упражнений.





Методы психологического воздействия. - student2.ru Методы психологического воздействия. - student2.ru РазделII

ПСИХОЛОГИЯЛИЧНОСТИ

Тема 4. Введениевпсихологиюличности 4.1. Личность, индивид, индивидуальность

В языке слово «личность» имеет широкий спектр упот­ребления. Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С од­ной стороны, аспект, проекция, с другой- основопола­гающее начало.

Однако, в психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретенных качеств. Как отмечается в Большом психологическом словаре, лич­ность — это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельно­сти и общения.

В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется ин­теллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.

Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Проблема личности в психологии до конца не иссле­дована и представляет большой интерес для специали­стов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид — это отдельный представитель биологического вида homosapiens(человек разумный), представитель чело­веческой общности.

К индивидным свойствам человека относятся не толь­ко его врожденные свойства (пол, телосложение, задат­ки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становит­ся личностью. Это значит, что не всякий индивид являет­ся личностью. Личностью не рождаются, личность фор­мируется, а также может разрушаться.

Таким образом, если понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, то по­нятие «личность» характеризует его социокультурную ор­ганизацию. Однако, если личность по своей сущности со­циальна, то по способу существования — индивидуальна.

Индивидуальность — понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства челове­ка, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность — это оригинальность человека. Ин­
дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних
проявляется очень ярко, других — малозаметно. Индивиду­
альность характеризует человека конкретнее, детальнее и,
тем самым, полнее. ' *

Несовпадению понятий индивида, личности и инди­видуальности соответствуют относительно независимые друг от друга направления в научном исследовании чело­века: биогенетический, социогенетический и персоноге-нетический.

4.2. Развитиеличностииееструктура

Существуют различные теории развития личности. Одни ученые отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль вро­жденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеаль­ный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.

Современная психология отказывается от противопос­тавления биологических и социокультурных факторов раз­вития личности в пользу понимания важности тех и дру­гих. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внут­ренние.





Методы психологического воздействия. - student2.ru Методы психологического воздействия. - student2.ru Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступ­ках личности. А задатки, как известно, облегчают разви­тие способностей личности.

• Внешние факторы развития личности находятся в окру­жающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географи-ческую й социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие'на Крайнем Севере, более выдержанные, орга­низованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, под­разделяется на макросреду (общество в целом) и микросре­ду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психо­логические характеристики личности. А личность, сформи­ровавшаяся в условиях, например, тоталитарного государ­ства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.

В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.

Примером отказа от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности является теория американского психолога Э. Эриксона. Она основа­на на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизнен­ные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния:

1. Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года).

2. Самостоятельность, уверенность в себе или сомне­ние, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет).

3. Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет).

4. Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет).

5. Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет).

6. Интимность и общительность или личностная пси­хологическая изолированность (от 20 до 30 лет).

7. Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).

Кроме кризисных периодов в развитии личности пси­хологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для раз­вития той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом для развития речи является воз­раст от 9 месяцев до 2 лет.

В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура. Психологическую структурулично­сти составляют:

Sиндивидуальные особенности психических процессов;

Sхарактерные психические состояния;

Sпсихические свойства (направленность, способно­сти, темперамент, характер);

Sжизненный опыт.

В психологии существуют и другие подходы к рассмот­рению структуры личности (К.К. Платонов, А.Н. Леонть­ев, А.Г. Ковалев, 3.Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс идругие).

Билет №10

Наши рекомендации