Что больше влияет на будущее Вашего ребенка – гены или воспитание?
Владимир Викторович Довгань
Хватит ездить на ослах в школу!
Довгань В.
Д 58 Хватит на ослах ездить в школу! – Калуга: ГП Облиздат, 2010. ‑ 96 с.
ISBN 978‑5‑89653‑221‑7
Двести лет назад люди ездили на лошадях и ослах. Сегодня в школу Ваши дети ездят на автомобилях и автобусах. За это время все вокруг изменилось: транспорт, медицина, сельское хозяйство, наука... Все, кроме методов образования.
Отсталое «средневековое» образование каждый день бездушно штампует миллионы несчастных, бедных неудачников. Думающие родители, надеюсь, моя книги поможет вам максимально эффективно подготовить Ваших детей к сражениям за место под солнцем. Воспитать их уверенными, сильными, здоровыми, богатыми, счастливыми людьми.
Книга публикуется в авторской редакции.
ББК 74.200
С искренней любовью посвящаю эту книгу величайшему педагогу, моему учителю Антону Семеновичу Макаренко.
Антон Семенович Макаренко (1888‑1939) |
«Моя педагогическая вера: педагогика – вещь прежде всего диалектическая – не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным...»
А. С. Макаренко
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Думать самостоятельно – привилегия успешных, здоровых и богатых
Еще один фактор, формирующий успешное будущее Вашего ребенка, пожалуй, один из самых важных в современном мире. Я прошу Вас, дорогие родители, приложите все усилия, все мыслимые и немыслимые силы, чтобы научить своего ребенка думать самостоятельно. Независимо от толпы. Независимо от общественного мнения.
Для того чтобы Вы приложили максимальное количество времени, терпения, сил, мудрости, чтобы научить своего любимого ребенка быть думающим, свободно мыслящим человеком, мы с Вами должны пристально рассмотреть одну из важнейших проблем современной системы образования.
Прежде чем выступить с критикой совершенно устаревшей системы образования, я хочу выразить свое искреннее уважение, свою огромную благодарность педагогам, работающим за нищенскую зарплату в школах, институтах, университетах. Для меня Вы, дорогие учителя, – настоящие герои. Для меня Вы – настоящие великие люди! Я искренне хочу признаться Вам в уважении и любви. Жаль, что в нашем обществе самая главная профессия, от которой зависит будущее каждого человека и всей страны, ценится так низко. Жаль, что наши учителя и педагоги еле сводят концы с концами, носят потрепанную старую одежду, их материальное положение унизительно.
Наше неосознанное, заблуждающееся, блуждающее в потемках общество не осознает величия и значения профессии учителя. В Японии – одной из самых великих стран – статус педагога, учителя приравнивается к статусу императора. У нас, к сожалению, общество не уважает педагогов, низко оценивает их труд. И вся российская педагогика держится только на энтузиазме, только на преданности делу последователей Макаренко, Сухомлинского и других великих мастеров. Низкий Вам поклон, дорогие учителя!
Мое искреннее уважение к Вам не помешает мне критически высказываться по поводу устаревших методов образования. Обратите внимание, дорогие родители, как стремительно, быстро меняется современный мир. Еще каких‑то 200 лет назад главным средством передвижения были лошадь, осел и телега. Сегодня мы живем абсолютно в другом мире: самолеты, скоростные автомобили, а также компьютеры, электронная почта, Интернет, телевидение, радио, мобильные телефоны... Все вокруг нас стремительно меняется, кроме методов воспитания, кроме обучения.
Я считаю, что самое большое зло, самая большая проблема современного общества – это система образования. Никто не спорит, что детей необходимо научить читать, писать, решать задачи. Но в современном бурлящем, стремительно меняющемся мире самое главное – научить детей думать.
Как построено современное образование? Ребенок приходит в школу или в институт, педагог дает ему объем знаний. Ученик должен его запомнить и на экзамене воспроизвести. Если бы возможно было вмонтировать в его голову обычный диктофон, то такой «ребенок‑диктофон» был бы отличником: все бы запоминал и с точностью воспроизводил на экзаменах. Потому что главный принцип сегодняшней системы образования – запомни‑воспроизведи. И так происходит каждый день: запоминай‑воспроизводи, запоминай‑воспроизводи... Весь объем знаний, который запоминают школьники за десять‑одиннадцать лет учебы, может уместиться на десятидолларовом чипе.
Представляете, сколько усилий тратят педагоги, ученики, родители? Сколько денег тратит государство? И весь результат – это знания, которые помещаются на десятидолларовом чипе! Кстати, Вам сегодня даже не надо тратить десять долларов на этот чип. Зайдите в Интернет – и Вы получите в миллион раз больше знаний, чем дала школа нашим детям.
Несовершенство системы образования заключается и в том, что когда дети заканчивают школу (или институт, университет), знания, которые они получили за это время, уже становятся устаревшими. При этом нагрузки в школах, особенно в элитных передовых школах, где родители вынуждены платить большие денежки, из года в год возрастают. Наших детей заставляют все больше и больше запоминать, все больше и больше быть похожими на десятидолларовые чипы. Из года в год нагрузка на детскую психику только возрастает.
Когда я вижу школьников с огромными рюкзаками, набитыми книгами, учебниками, пособиями, я прихожу в ужас. Я понимаю, что увеличение информационной нагрузки, увеличение домашних заданий, увеличение объема информации отнимает у наших детей не только здоровье, не только калечит их нервную систему, но и – самое страшное – у детей не остается времени учиться думать! Современная, конвейерная, бездушная система образования лишает школьников и студентов свободного времени. А свободное время, не занятое зубрежкой, запоминанием, невероятно важно для детей как пространство, где они бы могли учиться думать.
Чтобы Вы, дорогие родители, отчетливее осознали катастрофу современного обучения, и почувствовали разницу между тупым запоминанием, бессмысленной зубрежкой информации, которая сегодня находится в свободном доступе, и настоящим обучением, давайте мысленно перенесемся на две тысячи лет назад, во времена, когда жили величайшие мудрецы: Сократ, Платон, Аристотель... Как в то время проходило обучение? Учитель мог привести своих учеников на берег красивой реки, задать им вопрос, и ученики целый день или несколько дней проводили в размышлениях, искали ответ на вопрос, заданный учителем. В тишине они размышляли, анализировали, придумывали, развивали свою интуицию... Одним словом, учились мыслить. Учились думать.
Современная система образования полностью лишает детей возможности научиться думать. Им некогда размышлять – надо зубрить, получать баллы, оценки, решать тесты...
Чтобы Вам было еще понятнее, я расскажу одну историю, которая произошла с величайшим человеком своего времени, моим первым учителем – Сократом. Он был не только мудрецом, философом, достойным гражданином, но и храбрым воином. И вот однажды, находясь в военном походе, перед сражением, великий Сократ отошел в сторонку от костра и о чем‑то задумался. Прошла ночь. Его товарищи по оружию проснулись и обнаружили, что Сократ стоит на том же месте и о чем‑то продолжает размышлять. Он думал целую ночь. Он был увлечен решением какой‑то задачи. Он искал ответ на какой‑то вопрос, и это произошло перед кровопролитным сражением!
Перед боем великому мыслителю было интереснее думать, чем спать, чем готовиться к кровопролитной смертельной битве!
Мы настолько слепо доверяем толпе, обществу, которое часто заблуждается, что не можем даже допустить мысли, что вся система образования, вся система подготовки студентов наносит детям колоссальный вред.
Для демонстрации приведу вам несколько примеров: великий Леонардо да Винчи, гений, сделавший сотни великих открытий, обогнавший свое время на пятьсот лет, не учился в школе. Он был незаконнорожденным ребенком, а в то время незаконнорожденным детям не разрешалось посещать школу. Леонардо да Винчи гулял в окрестностях своей деревушки, наблюдал за птицами, за растениями, размышлял, думал. Сам научился писать. И именно то, что он не был допущен до школы, позволило родиться великому гению. Уверен, если бы Леонардо да Винчи попал в школу, из него сделали бы обычного человека, со всеми вытекающими последствиями.
Почитайте письма великого римского императора, философа Марка Аврелия. Марк Аврелий благодарит своего дядю за то, что тот не отдал его в общественную школу и позволил ему учиться дома.
Сергей Павлович Королев тоже не ходил в школу. Может быть, поэтому знаменитый генеральный конструктор научился мыслить самостоятельно. Может быть, поэтому его имя будет жить вечно вместе с именем Юрия Гагарина.
Все Вы знаете компанию Panasonic. Ее создал величайший предприниматель всех времен и народов Коносукэ Мацусита. Но мало кто знает, что Коно‑сукэ Мацусита не закончил школу. Когда ему было девять лет, отец разорился и семья голодала. Маленького мальчика отправили в другой город работать в мастерскую. На протяжении десяти дней Мацусита плакал по ночам. С девяти лет он присматривал за хозяйскими детьми, мыл полы, своими детскими ручками полировал рисоварки.
Все его детство и юность прошли в бесконечных трудах. В 17 лет Мацусита попытался получить вечернее образование, но не смог, потому что не мог записывать конспекты, а учебников в то время в Японии не было. Посетив несколько занятий, он бросил учебу и так и остался без образования. Но всю жизнь Мацусита считал своим долгом учиться у умнейших людей.
В 1975 году Мацусита стал богатейшим человеком на Земле, но при этом он был очень скромным. За свою жизнь он написал более 200 книг, создал самый передовой университет воспитания управленцев будущего. При жизни Мацуситы рабочие компании Panasonic поставили ему три памятника.
Дорогие родители, дедушки, бабушки, проснитесь, откройте пошире глаза, посмотрите вокруг себя! Мы живем в сумасшедшем, быстро меняющемся мире. Всего лишь за один год в современном мире исчезло несколько индустрий, например, индустрия производства фотопленки. Где заводы, которые производили фотопленку? Оборот этой индустрии составлял миллиарды долларов! И целая индустрия вместе с заводами, со специалистами, с магазинами исчезла всего лишь за один год. Также недавно исчезла целая индустрия производства аудио‑ и видеокассет. Где сегодня тысячи тысяч заводов, которые производили аудио‑ и видеокассеты, которые продавались на центральных улицах в огромных магазинах фирмы Virgin и в других торговых центрах? Целая индустрия исчезла с лица Земли. Где специалисты, которые производили пластмассу для этих кассет? Где рабочие и заводы, которые производили оборудование? Их больше нет! Потому что нет индустрии.
В современном мире все настолько быстро меняется, что мы не знаем, каким будет будущее через десять лет. Например, сегодня в Германии уже существуют отели, в которых нет обслуживающего персонала. Вы по Интернету можете заказать номер, оплатить его кредитной картой. Приехав в этот отель, Вы не увидите ни швейцара, ни грузчика. Вставив свою кредитную карту в специальное устройство, Вы войдете в свой чистый, уютный номер. Если Вы захотите пообедать, то по телефону сможете заказать самую разнообразную еду из близлежащих ресторанов. И Вам ее доставят прямо в номер. Когда Вы уедете из этого отеля, так и не встретив прислуги, Вы поймете, что побывали, может быть, в будущем.
Смешно наблюдать за современными бизнес‑школами, которые в начале года начинают изучать историю успешных компаний (так называемый «бизнес‑кейс»), а уже к концу года эти компании исчезают с лица Земли навсегда. Скорость изменений в нашем мире настолько грандиозна, что когда мы закрываем глаза на долю секунды, открываем, а мир уже другой. Речь уже идет не о меняющемся мире, а о ежедневной глобальной революции, в ходе которой меняется все, кроме системы образования. Она остается совершенно бездушной, тупой, неконкурентоспособной. Как сказал один мудрец, «современная система образования полирует камни и тупит алмазы».
Для того чтобы помочь своему ребенку быть конкурентоспособным, Вы, господа родители, сами должны научиться думать по‑новому, сами обязаны для своих детей стать осознанными, думающими родителями. Максимальное внимание и время уделяйте обучению своего ребенка мыслить. Для этого у нас есть пять прекрасных помощников: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Пять прекрасных вопросов, пять прекрасных учителей, пять прекрасных друзей. Напишите фломастером эти замечательные вопросы, повесьте их в комнате своего ребенка и будьте исследователями, будьте мыслителями. Вместе с ребенком учитесь думать независимо от мнения толпы, от мнения матрицы.
Хочу еще раз предупредить Вас: думать независимо от толпы очень сложно, потому что 250 000 лет мы выживали благодаря стаду, благодаря племени. Тысячелетиями за нашими предками охотились хищные животные и тысячелетиями мы были такой же закуской для хищников, как и олени, кабанчики и другая живность. Чтобы спастись от медведя, чтобы защитить свою территорию от другого племени, нашим предкам необходимо было держаться вместе. Чтобы убить мамонта, нашим предкам необходимо было объединяться в большие группы.
250 000 лет назад наши предки выживали только благодаря тому, что были вместе. Это стадное чувство настолько глубоко записано в наших генах, настолько глубоко сидит в нашей природе, в нашем подсознании, что думать самостоятельно, «не так как толпа», сегодня, пожалуй, чуть ли не подвиг! Абсолютно точно утверждаю, что думать самостоятельно сегодня – это настоящий героизм, настоящая свобода, это все равно, что вырваться из матрицы. Помните фильм «Матрица»? Когда главный герой бегает и сражается с матрицей – программой, имитирующей жизнь. Все внутри матрицы: осязаемые предметы, отображение мира – плод компьютерной программы. Люди не должны догадаться что их жизнь – не реальна, что это имитация. Правила мешают людям оторваться от их выдуманной действительности и посмотреть со стороны. Этот фильм не о будущем, этот фильм о настоящем, о нас с Вами. Мы все являемся частью матрицы, нами управляет матрица под названием «стадное чувство», «сознание толпы».
То стадное чувство, что тысячи лет помогало выжить нашим пращурам, сегодня просто губительно для будущего наших детей! Если бы большинство жителей нашей страны были счастливыми, жизнерадостными, здоровыми, веселыми, богатыми, свободными, успешными, уверенными, я бы сам был счастлив быть частью этого массового сознания, быть частью такой процветающей, позитивной толпы. Но если посмотреть на наше общество внимательнее, то мы, наоборот, увидим, что большинство людей страдает от болезней, бедности, стресса, пьянства, наркомании, нереализованности. Огромное количество наших сограждан нельзя назвать успешными, счастливыми, свободными. Поэтому я призываю Вас вырваться самим из беспощадных лап массового сознания и, самое главное, вырвать своих детей, научив их думать самостоятельно.
Сегодня наступило время думающих, осознанных людей! Мой призыв к осознанности не означает отказ от широкого образования. Я абсолютно уверен, что современный человек должен быть культурным, всесторонне развитым. Поэтому все мои ученики, помимо бизнес‑дисциплин, помимо английского языка, помимо занятий спортом, развивают свой кругозор, свою духовность. В моей школе мы много времени уделяем общению с мудрейшими людьми. Мы много времени уделяем разностороннему развитию: история, философия, искусство, спорт, музыка, новейшие научные открытия, бизнес‑технологии, финансы – все это необходимо для воспитания конкурентоспособного человека.
Узко мыслящие люди проиграют. Только широкий кругозор, только разностороннее развитие обеспечит достойное место под солнцем нашим детям. Но главный метод, главный способ изучения – это умение думать, умение размышлять, а не тупая зубрежка! В этом я абсолютно уверен.
Научите своих детей думать, думать и еще раз ДУМАТЬ! Размышлять, размышлять и еще раз РАЗМЫШЛЯТЬ! Воспитайте из своих детей самых больших в мире почемучек. Они Вам за это будут благодарны всю жизнь.
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Личный пример – тяжело, но очень полезно!
Дорогие родители! Главной воспитательной силой, главным воспитательным моментом является Ваш личный пример.
Великий ученый, педагог, руководитель института возрастной физиологии Марьяна Безруких когда‑то сказала мне замечательную фразу: «Меня воспитывала полоска света под дверью кабинета моего отца». Дети охотнее будут делать то, что делаете Вы, повторять за Вами, брать пример с Вас, чем следовать Вашим нравоучениям.
Огромное количество родителей находится в заблуждении, в плену невежества и глупости, искренне веря, что их нравоучения, их бесконечные слова – как надо себя вести, как относиться к жизни, что надо делать – и есть педагогика, главная воспитательная сила. Чушь полная, глупость несусветная!
Хочешь воспитать своего ребенка – начни с себя. Стань примером, образцом для подражания, покажи ребенку на личном примере, как надо поступать. Родители, которые не хотят предпринимать попыток изменить себя, скажут, что личный пример – это ерунда, чушь. Ведь у прекрасных родителей, ученых, выдающихся специалистов часто дети бывают бездельниками и болванами, и, наоборот, у пьяниц и недоучек дети порой добиваются выдающихся результатов. Такие родители никакого открытия для нас с Вами уже не сделают, потому что мы точно знаем: 70% нашего будущего определяют гены. Никто, кроме Господа Бога, не знает, когда идет процесс оплодотворения яйцеклетки, чьи гены будут доминировать в ребенке: гены прабабушки, прапрадедушки или мамы? Никто этого не знает, но мы точно знаем: несмотря на доминирующее влияние генетики, роль родителей, роль личного примера нельзя преуменьшать. Как говорили наши предки: «Бог‑то Бог, да сам не будь плох».
Привить ребенку трудолюбие, ответственность, уважение, благодарность и другие лучшие качества нашей души словами невозможно – только личным примером. Понимаю, такой подход к педагогике не всем нравится, быть требовательным к самому себе намного сложнее, чем требовать с кого‑то.
Следующим важнейшим примером, доказывающим мои утверждения, я хочу убить двух зайцев: с одной стороны, доказать Вам, дорогие родители, что личный пример – один из главнейших инструментов воспитания Ваших детей, а во‑вторых, я хочу развеять все мифы о полезности и безопасности алкоголя. Я живу в России. И если Вы живете в моей стране или часто в ней бываете, Вы могли заметить, что миллионы людей, особенно в маленьких городках, в сельской местности, безжалостно спиваются, превращаются в алкоголиков, бездушных животных. Даже хуже животных, потому что животные не могут в силу инстинктов поступать так безобразно, безответственно, мерзко, как поступают алкоголики. Любое животное заботится о своем потомстве, оберегает его, защищает. Алкоголикам не только безразлична своя жизнь, им наплевать и на своих детей. Они готовы утаскивать из дома последнее, чтобы продать и купить алкоголь, готовы лишать своих детей еды ради удовлетворения тяги к алкоголю.
Почему же так происходит в нашей многострадальной матушке‑России? Во всем виноват личный пример. Когда наши детишки, будучи маленькими, видят алкоголика с разбитым лицом, валяющегося в грязи, для наших детей такая картина является лучшей пропагандой того, что нельзя употреблять алкоголь. Такая хорошая антиреклама: хочешь быть нищим, грязным, побитым, валяться в грязи – выпивай алкоголь. Такое послание несет опустившийся, спившийся алкоголик. Ни один здравомыслящий человек не хочет быть побитым, грязным и валяться полутрупом в грязи.
Но другое дело – Ваш личный пример. Вы можете сколько угодно рассказывать своему ребенку о вреде алкоголя, об умеренном употреблении алкоголя, но как только наступает Новый год или какой‑то другой праздник, что видят маленькие дети? Дети видят роскошно накрытый стол со множеством всяких «вкусняшек», на столе стоит шампанское, коньяк, вино, водка. Родители едят, чокаются бокалами, смеются. Каждый праздник в семье, где считают своим долгом распивать алкогольные напитки, является самой лучшей рекламой алкоголя для Ваших детей. В детском беззащитном подсознании формируется устойчивый якорь: алкоголь – праздник, праздник – это алкоголь.
Если Вы по‑настоящему хотите, чтобы Ваши дети не употребляли алкоголь, начинайте с себя. Откажитесь от алкоголя полностью – это не сложно. Хотя нет, это очень сложно, потому что мы живем в среде, в которой считается необходимостью на праздник выпивать или напиваться. Для того чтобы отказаться в России от алкоголя на 100%, необходимо будет пойти против серой толпы, которая Вас точно не поймет и будет считать Вас или больным, или сумасшедшим. Но если Вы хотите добра для своих детей и прекрасного будущего, Вам необходимо отказаться от этого страшнейшего наркотика под названием алкоголь.
Моя книга – это мое искреннее желание помочь Вам и Вашим детям быть успешными, счастливыми, богатыми и здоровыми. Так как алкоголь в России является страшнейшим генетическим, социальным, духовным оружием, уничтожающим целый народ, так как алкоголь – это дьявол, это монстр, который пожирает души и здоровье людей, я просто обязан рассказать всю правду об алкоголе!
Мой учитель – великий ученый Федор Григорьевич Углов – говорил, что в массовом сознании существует огромное, бесчисленное множество заблуждений, глупости, тупости, невежества, но так как большинство людей в обществе считают эту глупость нормой, то, к сожалению, люди и думают, что это норма. И ненормальным считается отклонение от массового заблуждения, от толпы. И я, и мои ученики не употребляем алкоголь уже более десяти лет – ни грамма! И когда мы приезжаем на турбазу отдыхать, мы веселимся без алкоголя. Заблуждающееся большинство, глядя на то, как смеются и поют трезвые люди, почему‑то считает, что это сектанты, сумасшедшие, придурки, ведь серое большинство искренне верит, что веселиться, радоваться, праздновать можно только с алкоголем. Для меня лично уже стало нормой в начале своего семинара, тренинга успеха показывать участникам благословение патриарха Алексия II, тем самым сразу пресекать все разговоры о сектантстве. Моя книга посвящается самым современным методам, приемам педагогики, но я не могу обойти эту, пожалуй, самую ужасную привычку моих дорогих сограждан – пристрастие к алкоголю.
Но так на Руси было не всегда. Поверьте, я очень хорошо изучил этот вопрос. Массовое спаивание, деградация общества, уничтожение генофонда происходит всего лишь последние десятилетия. Наши предки были мудрыми, и пьяницы на Руси никогда не были в почете. Об этом свидетельствует народная мудрость. На Руси говорили так: «Если в избе покойник, изба горит с одного угла. Если в избе пьяница, изба горит с четырех углов».
Я понимаю всю наивность своей попытки убедить Вас полностью отказаться от алкоголя, но я не могу поступить по‑другому. Перечислю несколько причин, почему необходимо раз и навсегда отказаться от любого вида алкоголя.
Первая причина связана с одним распространенным заблуждением: большинство людей считают алкоголь антидепрессантом – в то время как он является мощнейшим депрессантом. Почему это происходит? Человеку кажется, что при помощи алкоголя он снимает стресс. В действительности все происходит наоборот. Наш организм – это сложнейшая система. Мы с Вами знаем, что удовольствие мы получаем от гормонов счастья ‑ эндорфинов. Организм настроен так, чтобы мы получали определенное количество этих прекрасных гормонов счастья.
Когда мы употребляем алкоголь или другие наркотики, мы искусственно поднимаем уровень эндорфинов, организм видит, что происходит превышение нормы и насильственно понижает их выделение. Когда заканчивается опьянение, уровень эндорфинов становится намного ниже, чем требуется организму. И после окончания дурманящего воздействия алкоголя на нашу психику мы приходим в себя и впадаем в еще большую депрессию, потому что организм вынужден был снизить выработку гормонов счастья. После отрезвления человек чувствует себя еще более разбитым, еще более несчастным. Ему требуется еще большая доза алкоголя или наркотиков, чтобы поднять на нормальный уровень количество эндорфинов. Принимая алкоголь, искусственно поднимая уровень счастья, мы опять провоцируем организм на то, чтобы прекратить выработку эндорфинов, потому что в данный момент времени при помощи алкоголя или других наркотиков количество эндорфина опять «зашкаливает».
Не верьте массовому заблуждению. Алкоголь не является антидепрессантом, он не снимает стресс, а, наоборот, еще больше усугубляет ситуацию, еще больше разрушает наше естественное состояние радости и счастья.
Второе массовое заблуждение. Люди неосведомленные, принимающие алкоголь, искренне верят в то, что если выпивать и хорошенько закусывать – маслом, пельмешками, котлетками – то эта калорийная пища нейтрализует разрушительное воздействие алкоголя. Полная чушь! Еще академик Павлов в 1903 году доказал, что процесс пищеварения происходит не только при помощи желудочного сока, но и при помощи огромного количества микроорганизмов, которые живут в нашем кишечнике. Как утверждают ученые, их более 500 видов, и количество бактерий составляет более 3,5 триллионов. Весят они примерно полтора килограмма. Эта дружеская микрофлора не только помогает переваривать пищу, но и защищает наш кишечник от вредных вирусов, патогенов.
Когда мы употребляем алкоголь, он убивает нашу микрофлору. Она не только перестает нас защищать, но и перестает переваривать должным образом ту пищу, которую мы потребляем. Поэтому употребляющие алкоголь люди знают: если всю ночь гулять, кушать, выпивать, то, проснувшись утром, легко обнаружить гнилостный запах во рту. Когда я был студентом политехнического института, я – так же как и все – искренне верил, что если хорошенечко закусывать, то от алкоголя можно получать большую радость, не разрушая при этом свой организм. Но когда, будучи студентами, мы с ребятами выпивали и закусывали, то, проснувшись утром, я всегда чувствовал во рту такой запах и вкус, словно мой рот стал туалетом.
Почему это происходило (а у большинства пьяниц это происходит постоянно)? Потому что алкоголь убил микрофлору, и непереваренная пища начала разлагаться и гнить, выделяя яды, токсичные вещества, которые убивают наш организм. Поэтому после бурной алкогольной вечеринки с утра так хочется пить как можно больше воды – организм просит очистить его от этой отравы.
Нам хочется выпить море воды. Это происходит не только потому, что организму требуется очистить наш кишечник от гнилостных отходов. Причина еще более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. Из школьной программы Вы, наверное, помните, что в нашей крови есть такие частички – эритроциты, красненькие тельца, которые переносят кислород и питательные вещества для наших клеток и очищают клетки от шлаков, углекислого газа и других продуктов, выделяемых в процессе метаболизма. Таких красных «эритроцитиков» в нашей крови более 100 миллиардов штук. Это своеобразные грузовички, которые привозят клеткам питательные вещества и забирают всякую гадость, чтобы очистить клетки. Все происходит как в городе: грузовики привозит продукты питания, воду, а увозят мусор, чтобы мы не отравились и не задохнулись от этого мусора.
Когда эритроциты проходят крупные кровяные сосуды, они друг от друга отталкиваются по двум причинам. Первая ‑ каждый эритроцит имеет отрицательный заряд, и эти заряды отталкиваются друг от друга, и вторая – тонкий смазывающий слой, который не позволяет приклеиться одному эритроциту к другому. Когда мы употребляем алкоголь, он растворяет эту смазку, снимает с части эритроцитов отрицательный заряд, и они слипаются. Такие тромбы могут насчитывать в себе от 5 до 1000 эритроцитов. Пока этот тромб проходит сосуды большого диаметра, нет никаких проблем. Но как только он попадает в головной мозг... А наш мозг состоит из 160 миллиардов нейронов – клеток головного мозга, которые питаются при помощи тончайших капилляров общей протяженностью до 40 тысяч километров. И вот когда такой тромб из грозди эритроцитов подходит к тоненьким сосудам головного мозга, он затыкает их как пробка. Тут и происходит самое страшное. Клетка головного мозга не получает кислородного питания и умирает в течение 9‑10 минут.
После того как эта клетка умерла, она начинает разлагаться. Вы видели когда‑нибудь гниющее мясо или падаль? Запах чудовищный, просто выворачивает наизнанку. И вот точно такой же процесс гниения и вони происходит в нашем мозге! Клетка, которая умерла, начинает разлагаться, выделять страшные яды, которые убивают соседние клетки, отравляя целые зоны нашего мозга. Процесс необратимый, смертельный, ужасный. Вот почему, когда мы выпиваем алкоголь, организм требует как можно больше воды, как можно больше спасительной влаги, чтобы очистить, промыть наш мозг, наше тело, нашу печень, наш кишечник от огромного количества ядов.
Следующее глобальное заблуждение. Большинству неосознанных людей внушили (или им самим так кажется), что употребление алкоголя не наносит большого вреда. Ну, выпил, повеселился, подрался, попал в аварию, по пьянке кого‑нибудь покалечил.
Ну что ж, так всегда было! Так думает невежественное большинство. На самом деле все намного страшнее и ужаснее – алкоголь убивает нашу душу.
На эту тему есть прекрасная древняя притча. Однажды дьявол хотел проникнуть в келью к монаху. Он предпринимал самые разные попытки, но ему это не удавалось – монах был непреклонен. И вот однажды дьявол все‑таки поспорил с монахом, что если он попадет в монашескую келью, монах выполнит одно из его желаний. Монах был настолько уверен в себе, что согласился на этот спор. Утром, открывая дверь кельи, монах увидел ворона со сломанным крылом. Он взял птицу, занес ее в свою келью, хотел оказать ворону помощь, но ворон мгновенно превратился в дьявола. И дьявол потребовал немедленного выполнения своего желания и предложил монаху на выбор три испытания. Первое испытание – убийство, второе – прелюбодеяние, третье – алкоголь. Несчастный монах, поразмыслив, решил: если произойдет убийство, погибнет чья‑то душа. Если он совершит прелюбодеяние, погибнет тоже чья‑то душа. А если он напьется, погибнет только его душа, и выбрал пьянство – из самых благородных побуждений. Но напившись, он совершил грех прелюбодеяния и убил человека. В результате погибли три души.
Когда мы выпиваем даже стакан пива, даже фужер шампанского, происходит убийство не только нашей души, но и всех наших близких. Страдают души всех наших родных, близких, любимых людей.
И последняя причина, чтобы бросить пить. Алкоголь уничтожает весь Ваш род. Вы знаете, что спирт растворяет жир? Каждая наша клеточка имеет один из защитных слоев – жировую оболочку, липидный слой. Молекулы алкоголя, разрушая этот липидный слой, проникают в сердце клетки и разрушают те самые гены, от которых зависит, какими будут потомки. Можно смело утверждать, что употребление даже малых, ничтожных доз алкоголя уничтожает весь Ваш род, уничтожает будущее всех Ваших потомков, делает их несчастными, больными, недоразвитыми физически и духовно.
Я понимаю, что словами сложно передать всю трагедию, весь разрушительный, смертельный урон, который наносит нам и нашим детям, нашей стране страшнейшее зло под названием алкоголь. Но я считаю своим долгом, своей миссией сделать все для того, чтобы Вы узнали правду об алкоголе, чтобы Вы хотя бы на секунду задумались. Может быть, мои слова заставят Вас глубже изучить и понять страшнейшую опасность, которая таится в невинном, на первый взгляд, фужере шампанского. Помните всегда, что самое главное рекламное воздействие на наших детей оказываем мы – своим собственным примером.
Воспитание детей – прежде всего, великая ответственность. Эта ответственность может давить на наши плечи, иногда раздражать нас, а может стать мощной мотивацией, мощным источником энергии, чтобы мы – родители, становились лучше. Ответственность за детей помогает нам стать сильнее, победить свои недостатки: курение, ожирение, алкоголь, страхи, неуверенность. Лично я в глазах своих детей стараюсь выглядеть лучше, стараюсь быть для них примером, а значит, я становлюсь лучше.
Когда я думаю о позитивном влиянии наших детей и внуков на нас, я всегда вспоминаю один случай, который произошел со мной в Монголии. Три года назад я проводил в городе Улан‑Батор тренинг Успеха. В зале, рассчитанном на полторы тысячи мест, присутствовало две с половиной тысячи человек. Люди сидели на ступеньках, в проходах, внимательно слушали, записывали, задавали много вопросов. Тренинг проходил на одном дыхании ‑ ярко, невероятно интересно!
Запомнился он мне на всю жизнь благодаря одному необычному ученику. Я обратил внимание на уважаемого старика в национальной одежде с множеством наград на груди. Он сидел в первом ряду, прямо передо мной, внимательно слушал и записывал. У него были умные, живые глаза, седая былинная борода и гордая, королевская осанка. Из всех участников тренинга он был самым любознательным учеником. Как же я был удивлен, когда узнал, что ему 84 года и он приехал издалека. Я с искренним уважением спросил его: «Зачем Вы приехали?» и «Почему Вы так страстно учитесь?» Задумавшись, мудрец‑ученик гордо ответил: «У меня два внука, я учусь ради них. Я обязан быть примером для них».
Дорогие думающие, мудрые родители! На своем личном сайте: http://www.vdovgan.ru/ я с радостью отвечу на любые Ваши вопросы.
Искренне желаю Вам и Вашим замечательным, прекрасным детям здоровья, удачи, богатства и счастья!
Хочу выразить свою искреннюю благодарность двум замечательным, талантливым, обаятельным девушкам – Наталье Курякиной и Татьяне Ахрамеевой – без них эта книга не появилась бы на свет.
Владимир Викторович Довгань
Хватит ездить на ослах в школу!
Довгань В.
Д 58 Хватит на ослах ездить в школу! – Калуга: ГП Облиздат, 2010. ‑ 96 с.
ISBN 978‑5‑89653‑221‑7
Двести лет назад люди ездили на лошадях и ослах. Сегодня в школу Ваши дети ездят на автомобилях и автобусах. За это время все вокруг изменилось: транспорт, медицина, сельское хозяйство, наука... Все, кроме методов образования.
Отсталое «средневековое» образование каждый день бездушно штампует миллионы несчастных, бедных неудачников. Думающие родители, надеюсь, моя книги поможет вам максимально эффективно подготовить Ваших детей к сражениям за место под солнцем. Воспитать их уверенными, сильными, здоровыми, богатыми, счастливыми людьми.
Книга публикуется в авторской редакции.
ББК 74.200
С искренней любовью посвящаю эту книгу величайшему педагогу, моему учителю Антону Семеновичу Макаренко.
Антон Семенович Макаренко (1888‑1939) |
«Моя педагогическая вера: педагог