Понятие социального пространства. Понятие воспитательного коллектива.
Социальное пространство — это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля.
В социуме человек проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность.
Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь (семья, двор, школа, секция)
Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он выступает членом группы равных.
Группа по творческим интересам(шахматы, танцы, спорт) обладает своим особым влиянием. 1) ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы. 2) через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное «Я». 3) творческая деятельность предоставляет ему возможность ощущать удовлетворенность жизнью.
Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего «Я» и формируется жизненная позиция, воспитательные акценты перемещаются на группу свободного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим «Я», человек глядится в себя, а в общении с противоположным полом, выявляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.
Социальное пространство разворачивает перед подрастающим ребенком все более широкий спектр социальных отношений через присутствие его в различных социальных группах (радио, телевидение, книги и видеозаписи).
Современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который довольно рано покидает свой первый узкий мир домашнего очага (двор, район, город, путешествует по странам)
Дети становятся равными участниками жизни, и разграничение социального пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.
Термин «коллектив» произошёл от латинского collectives – собирательный. Он означает соц. группу, объединённую на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.
Понятие коллектив указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, на существование между ними связующих отношений. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск ценностей и смысла жизни невозможен без проявления индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора в общности людей.
Коллектив как психолого-пед. явление в научной и методич. литературе понимается по-разному. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы.
Существует три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность.
Интеллектуальная коммуникативность это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова».
Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует нар. мудрость: « Разделённая радость – две радости, разделённое горе – полгоря».
Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, её стрессоустойчивость, надёжность в экстремальных ситуациях.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др.
Коллективу присущи следующие основные признаки:
· наличие общ. значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперёд;
· систематическое включение воспитанников в разнообразную соц. деятельность;
· соответствующая организация совместной деятельности;
· систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
· наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
· атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
· развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина;
· общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации), но особенно отчётливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологич. климат, отношения между членами. Одна из таких характеристик – сплочённость, характеризующая взаимопонимание, защищённость, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляется взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, но коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к личным и общественным обязанностям. В дружном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием интересов, умением подчинять личное общественному.
Конструктивную роль для развития личности коллектив играет тогда, когда обеспечивается:
· Равноправие его членов:
· Демократический характер самоуправления;
· Участие в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике;
· Становление каждого члена коллектива активным субъектом собственной и коллективной жизни;
· Стоящая перед коллективом социально значимая цель осознана и принята его членами, прилагающими усилия для её достижения и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;
· В коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплочённость и другие отношения, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость.
Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что уч. коллектив - это группа учеников, объединённая общей соц. значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплочённостью, ответственностью, взаимозависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Основные функции коллектива:
1. Организационная – коллектив становится субъектом управления своей жизнедеятельностью.
2. Воспитательная – члены коллектива становятся участниками определенных отношений, воздействующих на развитие личности.
3. Стимулирования – коллектив способствует регулированию поведения своих членов, определяет характер их отношений.
Классификации коллективов
· по характеру деятельности:
- организованные на основе разнообразной, в том числе учебной деятельности (классы);
- организованные на основе какого-то вида деятельности (кружки, секции, клубы);
- организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
· по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные);
· по временному признаку (временные, постоянные);
· по уровню развития (складывающиеся и сложившиеся).
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребёнка. Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как соц. общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Через воспитательный коллектив ребёнок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.
Экономический аспект. Через коллектив каждый человек включается в экономич. отношения, воспитывается коллективизм и творческое отношение к труду.
Политический аспект. Через коллектив каждый человек приобщается к общ.-полит. жизни народа, вовлекается в школьное самоуправление.
Социальный аспект. В коллективе закладывается стремление к соц. справедливости, согласию, гуманизм, инициативность, ответственность. Коллектив создаёт условия для развития способностей, развивает понимание важности сочетания интересов коллективных и личных.
Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребёнком морали как общ. явления.
Культурно-эст. аспект. Организованное и свободное общение стимулирует ребёнка к накоплению впечатлений, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями.
Юридический аспект. Ребёнок учится осознавать суть нравственного или безнравственного поступка, отличие моральных правил от правовых.
Психологический аспект. Ребёнок, добровольно участвующий в общих делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми.
Индивидуально-личностный аспект. Периодически ребёнку необходимо уединение, обособление. Поэтому в воспит. коллективе дети должны иметь возможность временного обособления.
Педагогический аспект. Воспит. воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учётом возр. и индивид. особенностей детей.