Субъект- объективный подход к воспитанию

Ценности воспитания- значимые для человека и общества природный материал, и духовные объекты или явления выступают социально- культурными образцами.

Воспитательная среда- организация социальной среды, когда человеческие взаимоотношения, материальные объекты несут в себе воспитательные функции.

Воспитательный процесс -целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников.

Цель воспитания- формирование социально-духовной и морально развитой, зрелой, творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности(высокий уровень культуры, способность к саморазвитию, гражданин, патриот, семьянин).

Воспитательный процесс- целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив.

Различные социальные институты:

-семья

-воспитательный(детдом, интернат)

-образовательный

-Профессионально-технический

-высшие учебные заведения

-секции

Цель воспитательного процесса- ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Воспитательная система- конкретные состояния педагогической системы в определённый промежуток времени.

Перевоспитание-перестройка установок, взглядов, способов поведения, противоречие этим нормам и др. требований общества:

1. Установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании.

2. Определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения.

3. Активизация сознания и деятельности ребёнка в учёбе.

4. Применение систематических требований.

5. Поощрение, наказание.

6. Стимулирование.

7. Контроль.

Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания.

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

*Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.

*Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

*Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.

Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу.

*Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащегося — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.).

Виды воспитания:

- По направлению (правовое, физическое)

- По институциональному признаку (семейное; школьное; религиозное)

- По стилю отношений (авторитарное; демократическое; свободное)

- В зависимости от философской концепции (прагматическое; индивидуалистическое, коллективистское)

Наши рекомендации