Причины девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
rгенетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
rпсихофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
rфизиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
rучебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
rшкольной дезадаптации – состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
rсоциальной дезадаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
rкриминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
rдисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;
rнестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
rасоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.
Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
На современном этапе отмечается увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых лицами подросткового возраста. В их основе всё более проявляется жестокость, садизм, агрессивность. При этом растёт количество преступлений на почве наркомании, токсикомании, алкоголизма.
В тоже время известен широкий диапазон факторов, влияющих на психическое здоровье несовершеннолетних. Среди них много таких, которые базируются на социально-психологической основе. Однако роль этих факторов в этиопатогенезе криминального поведения подростков на современном этапе реформирования социальных устоев общества остаётся недостаточно изученной.
Целью нашего исследования явилось изучение роли социально-психологических факторов в формировании криминального поведения несовершеннолетних в условиях социальных реформ.
Нами проведено комплексное обследование 207 подростков, совершивших правонарушение и находящихся в местах лишения свободы.
Результаты исследований показывают, что у 90% несовершеннолетних правонарушителей встречается негармоничная семья. Обращает на себя внимание тот факт, что 58% родителей делинквентных подростков лишены родительских прав, 39% находятся в местах лишения свободы. Следует подчеркнуть, что в 73% семей делинквентных подростков возникали частые ссоры, большинство из которых происходили в состоянии алкогольного опьянения (52%), то есть семья имела деструктивный характер.
Установлено, что 70% несовершеннолетних правонарушителей часто употребляли спиртные напитки. Одной из причин «алкоголизации» подростков является «пример» родителей, которые у 89% делинквентных подростков злоупотребляли алкоголем. Необходимо отметить, что 90% таких опасных преступлений, как разбойные нападения, соучастие в изнасиловании, в убийстве, умышленные тяжкие телесные повреждения были совершены несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
При проведении кросскорреляционного анализа наибольшие значения коэффициентов корреляции выявлены между совершением несовершеннолетними хулиганских действий и такими факторами семейной дезадаптации, как родители, находящиеся в местах лишения свободы (r = 0,60), родители алкоголики (r = 0,68), между жестоким обращением с детьми в семье и соучастием их в убийстве (r = 0,67) и изнасиловании (r = 0,67), (p < 0,05).
Выявлены корреляционные связи между изменениями в эффекторно-волевой сфере и алкоголизмом подростков (r = 0,60), употреблением ими токсических веществ (r = 0,66), кражами (r = 0,61), хулиганскими действиями (r = 0,60), соучастиями в убийстве (r = 0,61) и изнасиловании (r = 0,62), между изменениями в эмоциональной сфере и всеми проявлениями социально опасных привычек и действий, между нарушениями в сфере мышления и кражами (r = 0,67), соучастиями в убийстве (r = 0,66) и изнасиловании (r = 0,57) (p < 0,05).
Тесные корреляционные связи устанавливаются между пиками по шкале истерии (по тесту СМОЛ) и хулиганскими действиями (r = 0,60), соучастием в убийстве (r = 0,61) и изнасиловании (r = 0,62). Также выявлены тесные корреляционные связи между пиками по шкале психопатии и соучастиями в убийстве (r = 0,66), изнасиловании (r = 0,67) и хулиганскими действиями (r = 0,56), (p < 0,05).
Делинквентные подростки, лишившись полноценного внимания родителей, не зная, куда себя деть, приобщившись к употреблению наркотиков и алкоголя, и в то же время стремясь подчинить себе и завоевать любой ценой признание сверстников, стремятся найти способ для самоутверждения и находят его в совершении противоправных действий, детерминируемых определёнными целями, входящими в систему ценностных ориентаций антисоциальной личности.
Таким образом, проведённые нами исследования позволяют сделать следующие выводы. Развитие криминальных форм поведения несовершеннолетних имеет многофакторную обусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего формирования противоправного поведения. Эти факторы в своём тесном переплетении взаимообусловливают или дополняют формирование деструктивной личности. Выявленная многофакторная обусловленность криминальных форм поведения подростков лежит в основе первичной и вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Детский алкоголизм – эта проблема стоит более остро, чем у взрослых людей в связи особенностями детского организма и возможности быстрого пристрастия к алкоголю. Настораживает также рост потребления спиртных напитков у несовершеннолетних.
Детский и подростковый возраст – пора приобретения знаний и профессии, этап окончательного формирования личности. В этот период человек интенсивно усваивает все нормы поведения, которые ему дает окружающая социальная среда. И если эти жизненные ценности и нормативы будут искаженными – избавиться от них потом будет непросто. Что же касается физиологических особенностей детского организма, то можно сказать, что организм и нервная система в этот период очень чувствительны ко всякого рода внешним воздействиям – являются ли это стрессы, меры воспитания или яды. Поэтому у детей впервые приобщившихся к алкоголю гораздо чаще и в более тяжелой степени бывают симптомы отравления алкоголем. Однако, как сказано, организм детей очень быстро приспосабливается ко всяким изменившимся условиям. Это касается иалкоголизма, который у детей имеет злокачественное течение. Если взрослому человеку требуется несколько лет, чтобы получить устойчивость к большим дозам алкоголя и получить от него зависимость, то детям для этого требуется несколько месяцев.
Причин употребления детьми и подростками спиртных напитков несколько. Самой главной из них является дурной пример взрослых. Если в семье хотя бы один из родителей является алкоголиком, то его дети со временем будут воспринимать пьянство как вполне нормальное явление, а потом и сами начнут злоупотреблять спиртным. Примерно в пятидесяти случаях из ста будущие алкоголики родились и воспитывались в семьях алкоголиков тоже. Более того, причиной систематического употребления детьми спиртных напитков явились сами взрослые, которые вследствие своей неграмотности в отношении алкогольной болезни впервые дали спиртное своему несмышленому отпрыску. Несмотря на то, что наследование алкоголизма не доказано, в неумеренно пьющих семьях часто рождаются дети с психическими отклонениями, проявляющимися в задержке психического развития и разного рода психопатиях. Если умственно отсталые дети легко поддаются постороннему внушению и по этой причине, попав в другую компанию, легко могут начать употреблять спиртное, то дети с психопатическими чертами характера (вспыльчивостью, агрессивностью, пониженным фоном настроения) находят в алкоголе средство, которое бы временно улучшало их постоянно гнетущее настроение.
Другой причиной злоупотребления детьми спиртных напитков является неправильное воспитание в семье. Здесь можно выделить такие полярные причины как гиперопека и безнадзорность. Если при гиперопеке сердобольные родители во всем потакают своему ребенку, стараясь избавить его от жизненных трудностей, то такой тепличный ребенок в последующем не в состоянии самостоятельно бороться с невзгодами и стрессами, легко привыкает к алкоголю как к средству, создающему видимость благополучия. Тогда как при отсутствии какого-либо внимания со стороны родителей вообще ребенок воспитывается улицей, воспринимая все нормативы хулиганистой среды, среди которых потребление алкоголя занимает немалое место.
В последние годы большую роль в раннем употреблении алкоголя сыграли кино и телевидение. Рекламные ролики, пропагандирующие пиво также воздействовали на неокрепшую психику подростков прежде, чем на это не наступил запрет.
Согласно ведущим наркологам выделяются следующие этапы развития алкогольной зависимости у детей и подростков.
Первый этап, длительность которого составляет несколько месяцев, когда ребенок привыкает к спиртным напиткам. Немалое значение при этом имеет неблагоприятная дворовая компании, в которую попадает подросток.
Второй этап длится около года. Здесь закономерным является систематическое употребление алкоголя в пьющей компании сверстников.
Третий этап является характерным для образования устойчивой психологической зависимости от алкоголя. Его длительность до нескольких лет. В это время подросток теряет контроль над количеством выпитого, у него резко возрастает толерантность (устойчивость) к большим дозам спиртного, что является показателем начальной стадии алкоголизма.
Четвертый этап характеризуется появлением похмельного (абстинентного) синдрома. В отличие от взрослых – этот синдром у детей непостоянен, более короток по времени и возникает только при употреблении больших доз алкоголя.
Пятый этап отличается высокой физической зависимостью от алкоголя. Здесь впервые появляются симптомы деменции и психопатизации. Подросток становится злобным, неуправляемым. Учеба его не интересует, он постоянно прогуливает и получает плохие оценки даже, если он пытается готовиться к урокам. Очень часто на этом этапе, испытывая все возрастающую потребность к алкоголю и не имея на это денег, подросток начинает употреблять различного рода заменители – ацетон, другие растворители, начинает пробовать наркотики.
Лечение таких детей осуществляется в специализированном стационаре отдельно от взрослых больных алкоголизмом. Для этого требуется согласие родителей или опекунов, а иногда привлечение сотрудников детской комнаты милиции. Эффект от лечения гораздо хуже, чем у взрослых по вышеуказанным причинам.