Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний
Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование», которое и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики –это образование как реальный целостный педагогический процесс, направленно организуемый в социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерность, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Основные педагогические категории. Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. В широком смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимают все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Воспитание в узком смысле слова – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Следующая основная категория педагогики – обучение – понимается как процесс взаимодействия педагога и обучаемого, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Обучение всегда имеет воспитывающий характер. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Области понятий воспитание и обучение частично пересекаются. Образование –результат обучения, это объем систематизированных знаний, умений, которыми овладел обучаемый. Образованным принято считать человека, который овладел определенным объемом знаний и, кроме того, привык логически мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие общие понятия, как самовоспитание, самообразование, саморазвитие и др. Систему педагогических наук образуют: 1. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека. В общей педагогике выделяют два уровня: а) теоретический б) прикладной. Традиционно общая педагогика содержит 4 больших раздела: общие основы, теория обучения, теория воспитания и школоведение. 2. История педагогики –исследует историю педагогических учений в различные исторические эпохи. 3. Сравнительнаяпедагогика – занимается исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем путем сопоставления и нахождения сходств и отличий. 4. Возрастная педагогика – изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. 5. Специальная педагогика - разрабатывает теоретические основы, принципы, средства воспитания и образования человека, имеющих отклонения в физическом развитии. 6. Методики преподавания отдельных учебных предметов - занимается разработкой содержания, форм и методов изучения этих предметов, популяризация передового опыта лучших педагогов с использованием методов, понятий и др. наук. 7. Профессиональная педагогика -изучает закономерности, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, медицинскую и др. педагогики.
39. Образование как общечеловеческая ценность. Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры в стране. В первоначальном виде образование означало передачу важнейших сведений посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Образование выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры и для конкретной личности это не просто процесс восприятия и сохранения определенных знаний и ценностей. Личность изменяется, развивается по мере вхождения в мир культуры.Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции, поэтому становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (политика, экономика), так и всего общества.Мировые образовательные тенденции. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономич. жизни мирового сообщества. Основные тенденции развития мирового образования:-Эволюция знания в основной источник прибыли в информационном обществе. Сегодня в качестве источника прибыли выступают знания, инновация и способы их практического применения. Знания начинают занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяют место образования в структуре общественной жизни.-Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости. Переход от индустриального к информационному обществу грозит обострить проблему преодоления технологической отсталости в развитии многих стран. Если такое положение во взаимоотношениях сохраниться, то возникнут серьёзные противоречия.От решения проблем образования зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.-Трансформация понятия образования. В современном мире образование перестает отождествляться со школьным и даже Вузовским обучением. Сейчас функции образования выполняют также и различные социальные институты, предприятия. Любая деятельность сейчас трактуется как образовательная, если она имеет цель изменить модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний.-Концепция непрерывного образования. Последние десятилетия хар-ся ускорением обновляемости знаний и технологий в различных сферах деятельности. Среднего и даже высшего образования сегодня надолго уже не хватает. - Развитие рыночных отношений в сфере образования. С начала 80-х годов 20 века в большинстве стран обострилась проблема государственного финансирования образования. Например, в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование, на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились. Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг.- Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Мировое сообщество стремиться к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается международное общеобразовательное пространство.
45.Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом. В современном обществе образование стало одной из самых обширных и серьезных сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Мировые образовательные тенденции. Эволюция знания в основной источник прибыли в информационном обществе.Сегодня в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.
Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в передовых государствах мира, грозит обострить до предела проблему преодоления технологической отсталости в развитии многих стран. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то 'возникнут серьезные неконтролируемые противоречия. Трансформация понятия образования.В современном мире образование все в большей степени перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
Концепция непрерывного образования. Последние девятилетияхарактеризуются ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности. Среднего й даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Развитие рыночных отношений в сфере образования.С начала 80-х гг. XX в. в подавляющем большинстве стран обострилась проблема государственного финансирования образования. Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Она отражает наличие интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня. Типы регионов выделяются по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем.
Первый тип составляют регионы, которые являются генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером может служить Западная Европа, для которой идея единства стала стержнем образовательных реформ 1990-х гг. во всех западноевропейских странах. К данному типу можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации. Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия) характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров. Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь, это страны Латинской Америки. К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. К концу XX в. выделились регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушилась последовательность образовательных и интеграционнных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.
46. Две основные функции образования и соответствующие им модели образования Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.Основные функции образования: 1. Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры2. Среда общения3. Средство развития и становления человека как личности и профессионала4. Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.5. Средство обеспечения преемственности поколений6. Фактор социального прогресса7. Ускоритель культурных перемен и преобразований.В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство общественного опыта, культуры в новых поколениях и развитие личности человека и общества в целом.
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. 1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами. 2. Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах. 3. Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих кК индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. 4. Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В этой модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону. 5. Феноменологическая модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на образовательный конвейер. Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогало ему обнаруживать то, что в нем уже заложено природой. 6. Неинституционная модель ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение.
40. Национальная система образования в РБ и особенности ее структурыНациональная система образования РБ базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах» и т.д.Дошкольное образование;Общее среднее образование;Внешкольные формы образования;Профессионально-техническое образование;Среднее специальное образование;Высшее образование;Подготовку научных и научно-педагогических кадров;Повышение квалификации и переподготовку кадров;Самостоятельное образование граждан.В систему образования РБ входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школы, гимназии, лицеи); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные и высшие учебные заведения; научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования – Министерство образования и науки, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.
Руководство образованием в РБ осуществляют органы государственного управления, а также местные органы управления.