Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-20века
Прогрессивные деятели педагогики и методики 60—90-х годов XIX века. Одним из видных земских деятелей по народному образованию был Н иколай Александрович Корф (1834—1883). Он много сделал по организации земских школ и улучшению учебной и воспитательной работы в них. В 1867 году Корф был избран от земства членом училищного совета Александровского уезда (бывш. Екатеринославской губ.), а затем председателем этого совета. Благодаря его энергии и руководству в Александровском уезде (прежний Александровск, теперь Запорожье) было открыто свыше 40 земских школ. Им был создан тип земской трехлетней школы, занятия в которой велись одним учителем одновременно с учащимися трех классов. Корф разработал подробные планы таких занятий, был крупным методистом по первоначальному обучению. Своими «Отчетами Александровского уезда училищного совета», методическими книгами и статьями, книгой для классного чтения «Наш друг» Корф оказал большое положительное влияние на земские школы и других губерний.
В 1872 году земская деятельность Корфа прекратилась: он был забаллотирован реакционной частью земства, недовольной его либеральной деятельностью по народному образованию.
Видным педагогом начальной школы второй половины XIX века был Николай Федорович Бунаков(1837—1904). Он оказал большое влияние на развитие земской школы, внес значительный вклад в методику начального обучения. Как теоретик-методист русского языка и практический работник начальной школы, он в 70—80-х годах XIX века руководил летними учительскими съездами и курсами в ряде губерний, которые использовал для пропаганды передовых педагогических идей. Бунаков пользовался большой популярностью и любовью среди учителей.
Н. Ф. Бунаков был последователем педагогических взглядов Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее. Его методическая работа «Родной язык, как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом», а также его «Азбука и уроки чтения» пользовались большой известностью среди учителей.
Бунаков был сторонником звукового аналитико –синтетического метода обучения грамоте и страстным защитником идеи всеобщего обучения. С 1884 годаБунаков поселился в своем небольшом имении в селе Петине Воронежской губернии и на свои средства построил здесь начальную школу и сам учил детей. При школе была создана библиотека, которой пользовались и крестьяне, устраивались чтения с демонстрацией «волшебного фонаря», вечера, посвященные русским писателям, работала общеобразовательная школа для взрослых. Бунаков был организатором одного из первых в России самодеятельных крестьянских театров (1888). Из окончивших Петин-скую школу был создан под ру ководством самого Бунакова драматический кружок, в репертуар которого входили классические русские и иностранные произведения (А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Мольера и других).
За свою демократическую и просветительскую деятельность среди сельского населения Бунаков, как и многие другие видные педагоги- просветители, подвергся репрессиям. По распоряжению министра внутренних дел Бунакову в 1902 году было запрещено заниматься педагогической и просветительской деятельностью; школа и культурно-просветительные учреждения, созданные им, были закрыты полицией, а он сам выслан из Петина в один из уездных городов Воронежской губернии под надзор полиции.
Педагогическая и просветительская деятельность Бунакова является примером самоотверженного служения делу образования и просвещения народа. Большевистская газета «Искра» (1902) высоко оценила прогрессивные взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова.
Василий Иванович Водовозов (1825—1886) был замечательном педагогом, последователем и продолжателем К. Д. Ушинского. Когда Ушинский был уволен из Смольного института, Водовозов в виде протеста подал в отставку.
В своей книге «Предметы обучения в народной школе» Водовозов изложил психологические основы методики первоначального обучения и дал ряд ценных указаний для правильной постановки обучения грамоте и арифметике. Он составил «Книгу для первоначального чтения в народных школах» в двух частях, которая разошлась в количестве многих десятков тысяч экземпляров. Книга широко знакомила учащихся с географией, историей, природой и промыслами России.
Водовозов протестовал против засилья классицизма в средней школе и предлагал центральным учебным предметом сделать русский язык и литературу. В методике преподавания литературы он видел средство воспитания гражданственности, общественности и патриотизма. В этом направлении выдержаны выдающиеся работы Водовозова «Новая русская литература» и «Словесность в образцах и разборах». Широкой известностью пользовались составленные Водовозовым «Рассказы из русской истории».
Петр Францевич Лес г а ф т (1837—1909) —крупнейший ученый в области биологии — сочетал научно- теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельностью.
В капитальном двухтомном труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901) Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.
В 1893 году Лесгафтом создано «С.-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 году открыты высшие курсы вспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.
Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Он преобразовал свои курсы в «независимый университет», или Высшую вольную школу, в которую принимались без каких бы то ни было различий все желающие получить высшее, образование.
Воспитание, по мнению Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека. Являясь последователем естественнонаучных взглядов русских физиологов-материалистов, Лесгафт смело выступил против реакционных течений в мировой биологии, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.
Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885—1890), в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.
Он указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, сильно играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. («Сначала, — говорит он,— конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром».)
Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.
Большой интерес представляет теория физического воспитания Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Система физических движений должна быть естественной и охватить всю группу мышц. Показ физического упражнения находится в тесной связи с объяснением. Необходимо чередование умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.
Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.
После Великой Октябрьской социалистической революции биологическая лаборатория, открытая Лесгафтом в 1893 году, была превращена в Естественно-научный институт имени Лесгафта.Василия Порфирьевича Вахтер ов а (1853—1924),особенно работы в области методики начального обучения. Вахтеров сначала был народным учителем, а затем в 90-х годах — инспектором народных училищ, но был вынужден оставить эту службу. Он стал активным участником общественных организаций, занимавшихся разработкой вопросов всеобщего обучения, программ и методов работы народной школы, был лектором учительских курсов и преподавателем курсов для рабочих, составлял учебные и методические пособия для начальной школы. «Русский букварь» Вахтерова к 1917 году выдержал 117 изданий. К. этому букварю Вахтеров составил методическое руководство «На первой ступени обучения». Обучение грамоте им было поставлено по звуковому аналитико-синтетическому методу. Обучение письму шло одновременно с обучением чтению. Методика Вахтерова обеспечивала обучение правильному чтению и орфографическим навыкам, учитывала интересы детей. Хрестоматия для классного чтения «Мир в рассказах для детей» в трех частях (для третьего и четвертого годов обучения) содержала богатый и интересный материал по естествознанию, географии и истории. Для литературного чтения в хрестоматии были хорошо подобраны художественные произведения лучших русских писателей. Книги Вахтерова воспевают труд, братство и равенство всех людей, они проникнуты любовью к детям. Вахтеров составил на основе принципов К. Д. Ушинского методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе под названием «Предметный метод обучения». После Великой Октябрьской социалистической революции Вахтеров вел работу в области методической подготовки советских учителей, в частности работавших по ликвидации неграмотности среди красноармейцев. Законы общественного развития Вахтеров понимал идеалистически. Он верил, что основной путь к созданию нового общества — просвещение. С одной стороны, он был противником крепостничества и самодержавия, резко критиковал царизм, видел в нем врага просвещения трудящихся, а с другой — отвергал революционный путь свержения гнета и насилия. Он был сторонником демократической системы народного образования, предлагал ввести единую школу, доказывал, что «при идеальном строе» все дети без различия должны проходить общеобразовательную школу на родном языке. Он был защитником совместного обучения мальчиков и девочек, считал, что оно создает возможность воспитывать детей в духе равенства. Но Вахтеров не сразу понял историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции. Он продолжал и после нее думать, что к справедливому общественному строю приведет просвещение, а не политическая борьба трудящихся.Вахтеров, следуя Ушинскому, считал, что педагогика как наука должна развиваться, учитывая законы, открытые физиологией и психологией. Широко применял Вахтеров педагогический эксперимент, проверяя в естественных школьных условиях эффективность различных методов и приемов обучения. Настаивая на введении наглядного обучения, он рекомендовал вместе с тем, чтобы на уроках уделялось большое внимание развитию мыслительных способностей детей путем активной переработки в их сознании приобретенных знаний, считал необходимым пользоваться сравнением,, применять анализ и синтез, вести детей к выводам и умозаключениям. Методика начального обучения, разработанная Вахтеровым, не потеряла своего значения для нашего времени.
Петр Федорович Каптерев (1849—1922). При активном участии и под руководством его было осуществлено большое и важное педагогическое издание — «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Он был одним из организаторов Всероссийского съезда по семейному воспитанию (1912—1913 гг.), активно содействовал развитию в России детских садов. Каптерев отстаивал сформулированную К. Д. Ушинским идею народности воспитания, но понимал ее по-своему. Он считал, что новая педагогика как наука должна быть совершенно независимой от вмешательства государства и его политических требований.
Исходя из либерально-буржуазных позиций, Каптерев доказывал, что «государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и управляет ими, но педагогически не организует их. Все это делает общество». Мысль Каптерева об «автономности» школы в государстве была одним "из вариантов излюбленной буржуазной идеи о «беспартийности» и «аполитичности» воспитания, но в условиях царизма она имела известное положительное значение.
При решении принципиальных вопросов педагогики Каптерев следовал во многих случаях за утверждениями различных педагогов Запада (Спенсера, Лая и ряда американских педагогов). В то же время он опирался и на ценное педагогическое наследие классиков педагогики (Коменского, Песталоцци, Ушинского). В педагогику Каптерев ввел прочно вошедший в нее термпп «педагогический процесс»; он отстаивал мысль о разносторонности педагогической деятельности учителя, формирующей всю личность ученика, указывал на важность овладения внутренней стороной педагогического процесса, которая заключается в саморазвитии ребенка посредством культурных приобретений, передаваемых младшему поколению старшим.
П. Ф. Каптерев в книге «Дидактические очерки» развивал интересные мысли о необходимости организовать на уроке разностороннюю умственную деятельность ученика, установить «равновесие» между изучаемыми на уроке фактами и идеями. Он советовал, чтобы учитель давал ученикам конкретный, жизненный, интересный материал в строгой логической последовательности, и считал, что учитель должен любить детей и быть для них примером трудовой дисциплины и настойчивости.