Учет и оценка достижений уч-ся (поиски оптимальных подходов к оцениванию учебных достижений)

Оценка знаний – процесс сравнения достигнутого уровня владения знаний уч-ся эталонным представлениям, описанными в учебной программе. Условное отражение оценки – отметка (в баллах). У нас: 5 – владеет в полной мере; 4 – достаточно; 3 – недостаточно; 2 – не владеет. В др.странах – другие шкалы.

При проверке зна­ний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к уче­нию, но может и расхолаживать его. Еще сильнее воздействует не­удовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению.

Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оценки – удовлетвори­тельно и неудовлетворительно. С 1935 г. в школе начала использовать­ся пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посред­ственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 г. была заменена пятибалль­ными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.

Сложившаяся в нашей школе 5-балльная система оценки успевае­мости учащихся иногда подвергается критике. Вносятся предложе­ния о замене ее 10-балльной или даже 20-балльной, как это практикуется в ряде зарубежных стран, чтобы якобы более точно опреде­лять уровень знаний школьников. Но в некоторых странах, напри­мер в Китае, используется 100-балльная система оценок. В Чехии при 5-балльной системе оценок успеваемости высшим баллом явля­ется не «пятерка», а «единица».

Все эти варианты не могут дать объективных результатов оценки практической деятельности. Недостаток экспертной оценки – субъективизм, большой разброс оценок за один и тот же ответ. Идет интенсивный поиск объективных методов, который приведет к объективному контролю, для этого нужны средства контроля, дающие точные и полные сведения об уровне знаний и качестве учебного процесса. Таким средством наука считает дидактические (отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения) тесты: измеряющие уровень знаний, личностные (социально психологические качества личности). Но точность и объективность тестов зависит и от их качества, от того, какие критерии положены в его основание.

Учитель должен применять различные методы и средства контроля

Пед.теория коллектива

Подходы к понятию коллектив:

-любая малая группа (студенческий, производственный)

-высший уровень развития группы 9иерархическое развитие коллектива)

- особым образом организованная группа (для пед-го уровня)

Пути развития группы: коллектив, толпа

Толпа

-основной механизм действия заражение. Может происходить разными способами (прогул урока, ссора в транспорте, болельщики)

-подчинение лидеру, борьба за лидерство.

Толпе обязательно нужен лидер, без него толпа не толпа. Развитие толпы заключается в борьбе за лидерство, как следствие снижение уровня интеллектуальной самостоятельности (люди перестают генерировать идеи так, как были бы на едине с собой)

- потеря индивидуальности

Человек начинает походить на толпу, даже внешне.

Противостоять толпе очень сложно, нужно противостоять заражению

Коллектив

- организация – основной механизм действия – на основе кооперации и функционально ролевой дифференциации. У каждого человека есть своя роль и функция.

-равноправие, полномоченность каждого члена коллектива. Права у всех равны, но роли у каждого разные. Настоящему коллективу лидер не нужен, организатор - да.

- актуализация индивидуальных возможностей/, взаимообогащение личного опыта.

Основоположник теории коллектива Антон Семенович Макаренко.

Его открытия: признаки коллектива, перспективные линии, первичный коллектив, самоуправление, законы жизни коллектива, этапы развития коллектива.

Вклад внесли: Конникова, Иванов,Шиганов (колл творч д-ность)

Идеи пед теории коллектива

- о понятии и специфике воспитательного коллектива

- о функциях коллектива

- о структуре коллектива

- об этапах развития

- об организации коллективной деятельности

- о самоуправлении

Педагог становится начальником, когда происходит угроза жизни: поход, экскурсия. Роль- никто не должен сомневаться что он начальник.

Воспитательный коллектив- создаваемая в воспитательных целях особым образом организованная группа воспитанников, обладающая основными признаками коллектива.

Функции коллектива:

- способ вхождения личности в общество

- элемент микросреды, необходимый для полноценного развития личности и адаптации ее в социуме

- арена самореализации личности

- инструмент воспитательного влияния на становление личности

Признаки коллектива

1 Общая общественно-значимая цель

2 Совместная деятельность, направленная на достижение результата.

3 Наличие структуры и органов самоуправления

4 Отношение ответственной зависимости ( взаимной ответственности)

5 Связь с другими коллективами

Наши рекомендации