Зарубежная реформаторская педагогика конца 19-нач.20 века: экспериментальная педагогика (Э.Мейман, В.Лай); теория свободного воспитания (Э.Кей, М.Монтессори и др.).
В те же годы в Германии развернул свою деятельность другой крупный буржуазный педагог — Вильгельм Август Лай (1862—1926). Лай биологизировал педагогику. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответное движение, или реакцию. При этом рефлекторный акт всегда протекает по одной и той же схеме: восприятие — переработка — выражение (или изображение). Эту механистическую схему Лай применял и к процессу воспитания и обучения, который, по его мнению, складывается из внешних воздействий на учащихся и их ответных реакций. Учащиеся сначала посредством наблюдений получают впечатления, восприятия, которые затем перерабатываются в сознании, и, наконец, происходит выражение воспринятого и переработанного посредством разнообразных действий. Впечатления, воспринятые и обработанные, должны дополняться внешним выражением. Этому выражению, или изображению, Лай придавал важное значение в педагогическом процессе, так как именно здесь учащийся имеет возможность проявить свою активность в действиях. Отсюда и название всей его теории — «педагогика действия». Средствами «выражения» в педагогическом процессе, по Лаю, являются различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, моделирование, черчение, драматизация, пение, музыка, танцы, а также уход за растениями и животными, производство опытов, устные и письменные работы и т. д. Лай полагал, что все преподавание должно быть построено на основе этих положений. Так, при изучении естествознания школьные участки дают возможность организовать посевы, выращивать растения и т. д. Если почему-либо это невозможно, то в классе или в школе должны быть цветы в горшках, за которыми учащиеся следят и ухаживают. На уроках дети должны зарисовывать, прибегать к «изображениям». Предлагая использовать самые разнообразные средства «выражения», Лай считал, что труд должен быть не отдельным предметом, а принципом преподавания, что он является необходимым заключительным звеном процесса обучения. Лай биологизировал педагогику, не понимал, что воспитание - социальное явление и не может быть всецело объяснено только на основе биологических закономерностей. Кроме того, Лай, уделяя основное внимание «выражению», снижал значение умственной работы, превращал «школу действия» в иллюстративную школу, где учащиеся значительную часть своего времени отдают зарисовкам, лепке, драматизации и т. д. Эта чрезмерная изобразительная деятельность в значительной мере отвлекала их от систематической учебной работы, что приводило к снижению уровня общего образования. В последние годы своей жизни Лай открыто встал на реакционные позиции, подчеркивал в своих работах особое значение религии и расы в воспитании. Считая, что первенство принадлежит германской расе, он воспевал германский национализм. Центральная идея антропософии Штейнера (1861 – 1925) состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно войти в "высшие миры". Учение Штейнера нашло свое практическое воплощение в деятельности созданной им при сигаретной фабрике "Вальдорф-Астория" образцовой "материнской школы". Характерными элементамивальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение; преподавание иностранных языков с 1го года обучения; разностороннее художественное и ремесленное обучение; эвритмия, которая объединяет язык, музыку и движение; черчение и пространственное восприятие геометрических форм; школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники. Школа рассчитана на 12-летний срок обучения. Часто ей предшествует вальдорфский детский сад. М. Монтессори (1870 – 1952) попыталась реализовать идеи свободного воспитания дошкольников в домах ребенка. Монтессори суть реформы воспитания видела не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды, создании простора свободным и естественным проявлением личности ребенка, в заботе о творческом начале в человеке. Функция учителя – наблюдать и направлять в положительную сторону естественные стремления ребенка. В ею открытом Доме ребенка Мария создала подготовительную среду для соиально запущенных детей, основанную на теории чувствительных фаз детского развития и нормализующего воспитания. Эта среда держит наготове для развивающегося по внутреннему плану ребенка соответсвующий ему в данный момент материал развития. Чувствительные фазы – отрезки жизни, в которые ребенок самостоятельно фокусирует свое внимание на тех отрезках действительности, которые соответствуют данным потребностям развития. Задача воспитания – заботиться о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития. В этом состоит смысл так называемого материала Монтессори. Только когда окружающая среда соответствует внутренним потребностям развития ребенка, возможно построение нормальной, т. е. Соответствующей внутреннему, структурному плану, нравственно положительной личности.