Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы 11-13 вв.
Характер образования и воспитания оказался напрямую связан с византийским влиянием, прежде всего, с православием, которое с 988 г. являлось официальной религией Киевской Руси. Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции "латинской учености". Педагогическая мысль и школа Древней Руси зародилась при воздействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранив свою самобытность, так как языком богослужения, литературы и обучения оказался свой славянский язык со славянским алфавитом. У Византии были заимствованы жанр и стилистика "Житие святых" - поучений и проповедей, где черпались идеалы и программы воспитания. "Изборник Святослава" (1076г.), материал которого взят из ряда религиозных источников, может служить примером "Житие святых". Были распространены ПОУЧЕНИЯ византийца Иоанна Златоуста (344-407 гг.). Выдержки и их пересказ послужил основой для многих сборников педагогической направленности. Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в БОГА. Туровский говорил о том, что человек приобретает знания о природе, о жизни, вообще знания, прежде всего, с помощью органов чувств. Важные сведения о педагогических идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096г.). "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. "Страх божий имейте выше всего". Здесь подтверждается патриархально-родовой характер воспитания: почитание старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей: "Старыя чти яко отца". Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Владимир Мономах дает советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться: "В дому своемъ не лениться, а дела ведите". Главным очагом воспитания и обучения была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Церковь контролировала семейное воспитание. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались знания, навыки ремесел и промыслов. В семье отрок усваивал обычаи и традиции рода. Источником знаний об окружающем мире служили потешки, колыбельные песни и т.д. Ребенок получал знания о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к повседневному труду как смыслу жизни. Важную воспитательную функцию нес фольклор. Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства. В городах и селах появляются церкви. В них накапливался книжный фонд, а книги нужно было уметь читать. Началось массовое обучение священнослужителей. Первая школа учения открылась при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 году. Однако огромный урон делу обучения и воспитания на Руси наносит нашествие монголо-татар.
Просвещение и письменность на древнебелорусских землях в 9-13 вв. Просветительская деятельость Е.Полоцкой и К.Туровского.
В 10-13 вв. на территории Беларуси наблюдалось развитие ремесел, торговли. Существовало более 33 десятков городов. С 11в. Письменность ускорилась. Введение христианства вызвало потребность в грамотных людях, для служения в церкви, переводов религиозных книг. Высокого уровня достигло Полоцкое княжество: тесные торговые и культурные связи с Византией, со странами Запада. Е.Полоцкая (1110-1173) переписывала книжные тексты, визант. Хроники, сама писала. По инициативе -2 монастыря, в которых переписывала книги. При монастырях действовали школы. Ее имя – символ служения родной земле, преданностью идеал.прав. важным центром культуры в 12 в. У восточных славян был Туров. Проповедник К.Туровский (1130-1190), ушел в манастырь, где занимался самообразованием, был епископом в Турове, проповедовал, писал церковные притчи, был общепринятым оратором – златоуст. Сохранилось около 60 произведений. Призывал делать добро, осуждал зло, высказывался за приобщение к чтению книг.