Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.)

В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:

- киевский (X—XIII вв.);

- московский (XIV—XVII вв.).

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями. Начальное образо­вание получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспита­ние. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учите­лей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христи­анского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохо­зяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чте­нию, письму, церковному пению.

Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педаго­гическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем чи­тать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не толь­ко читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киев­ском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вы­нуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом учени­кам сообщались сведения из истории различных стран и окру­жающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произ­ведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].

В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической лите­ратуре того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является

«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы зна­ний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое пред­ставляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственно­го воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуман­ными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направ­ленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».

В «Домострое», содержащем советы относительно устройст­ва жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвя­щен воспитанию детей.

В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым.

Грамотность рассматривалась как элемент профессиональ­ной подготовки.

Обучение было сословным по целям и содержанию. Госу­дарственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов.

В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения.

Основные предпосылки развития образования в стране:

· совершенствованиесистемыгосударственногоуправления,

· изменениесоциальнойролидворянства,

· повышениестатусаобразования,

· вовлечение страны в орбиту европейской политики и как следствие расширение дипломатических и торгово-экономиче­ских связей с зарубежными странами.

Все это порождало по­требность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, освоивших передовые образцы военного искусства и техники.

В рассматриваемый период активизируется деятельность православной церкви, направленная на укрепление своих пози­ций и подавление инакомыслия. Расширяется сеть подконтроль­ных школ и иных форм получения грамотности при монастырях и церквях.

Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей.

В этот период создается боль­шое число рукописных книг — азбуковников, в которых помеща­лись сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравст­венные поучения.

Одним из просветительских и научных центров восточно­славянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие. В академии проводились публичные диспуты, ставились спек­такли нравственного и религиозного содержания. Из ее стен вы­шли многие деятели в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), она служила образцом, по которому откры­вались другие учебные заведения.

В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ини­циатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий.

Р Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государст­венных служащих, преподавателей.

В академию принимались «всякого чину люди», среди ее учеников были выходцы с территории Украины и Польши.

Сословные ограничения были несущественными. Устав предусматривал открытие учебного заведения, ориентированного на программу европей­ского университета с изучением «семи свободных искусств», древних языков, богословия. Большую роль в становлении ака­демии сыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанни-кий и СофронийЛихуды, имевшие степень доктора Падуанско-го университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и ри­торике, ориентируясь на образцы учебных книг западноевро­пейских университетов. Вместе с тем учебный материал препод­носился в духе канонов православного учения.

Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников были зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, известные деятели русской православной церкви, дипломаты.

Билет 13

образование и педагогическая мысль России первой половины XVIII в.

Образование и педагогическая мысль России первой половины XVIII в.
  К концу XVII века Россия не располагала системой регулярных учебных заведений Первые годы XYIII в. - переломные в истории развития отечественной школы и педагогической мысли. Реформы воспитания и образования были вызваны социально-экономическими факторами: политическим лидерством дворянства, Наметился переход от сословного к гражданскому образованию. Реформы по своим социальным последствиям были противоречивы. История школы и педагогической мысли России XVIII в. определялась двумя этапами: · первая половина XVIII в. · вторая половина XVIII в. Каждый период внес существенные изменения в сферу школьного дела, в трактовки вопросов воспитания и обучения. Россия курс в сфере школьного образования, равняясь на западный опыт . Примером этого может служить воспитание и образование самого Петра I. До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по старому, чем его старшие братья и отец. Он обучался грамоте, изучал азбуку, псалтырь, евангелие и апостол, русскую историю. С 1683 года он обучался математике, арифметике, геометрии, баллистике, кораблестроению, тогда же Петр I овладел немецким и голландским языками. Петр и его сподвижники предпринимали попытку направить страну по общеевропейскому пути. Был введен обычай посылать за границу молодых людей для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. Создается сеть профессиональных учебных заведений и трудовых школ, В начале XVIII в. в России появляются государственные школы различных типов. В них не только готовили моряков, строителей, моляров, мастеровых, писарей и т.д., но и давали общее образование: родной язык, иностранный язык, арифметика, политика, философия и т.д. По преимуществу создавались дворянские школы, но сословный характер нередко нарушался. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве в Сухаревой башне В учебную программу входили: арифметика, география, астрономия, математическая география.два начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе могли учиться до 500 человек. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет. Готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. Обучение шло последовательно от простого к сложному.Была введена система наказаний. В школе из числа "лучших учеников" выделяли "десятских", которые следили за поведением своих товарищей. Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих Было заложено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном - Цифирные школы. В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. учебное заведение для ин языка .Здесь детей бояр обучали греческому, латинскому и итальянскому, французскому, немецкому, шведскому   В конце 1725 года в Петербурге был создан важный научно-правительственный центр Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. В 1731 Корпус кадет В 1737 году издан закон, предоставивший дворянам право на домашнее обучение. .Создание Академии с семинариями (8-ми летние средние духовные учебные заведения). Они были закрытыми. В программу входили: латинский язык, грамматика, история, география, геометрия, арифметика, логика и диалектика, риторика, физика, политика, богословие. В 1755 году в Москве создается Университет и университетские гимназии. Университет предназначался детям дворян. Вторая четверть XVIII в обучения дворян. Проектируемые академии напоминали западноевропейские учебные заведения Дворцовые школы: · грамматика, философия, история, география, математика, физика. · механика, фортификация, архитектура. · танцы, фехтование, верховая езда. Кроме того, в каждой губернии предусматривалось создание по две женские школы. Татищев разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу. Татищев считал, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он выдвинул идею создания гимназий и академий ремесел. Знания делились им на: · нужные - домоводство, мораль, религия. · полезные - письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки. · щегольские - поэзия, музыка, танцы, верховая езда. · любопытные - астрономия, алхимия. · вредные - ворожба, чернокнижие. Таким образом, можно говорить о становлении профессионального образовании в России. При Петре I укрепляется дворянское землевладение. Организуются торгово-промышленные предприятия, заводы, фабрики. Наука и школа служили нуждам армии, флота, государственного управления.

Билет 14

Образование и педагогическая мысль России второй половины ХУШ века.

Образование и педагогическая мысль России второй половины ХУШ века.
  Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Приоритетом школьной политики удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук: · руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому званию; · полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигация и др.; · руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, красноречие, латинский и французский языки, механика и пр. Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ. В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича БецкогоИмя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома. В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.закрытые учебные заведения для детей от 6 до 20 лет. В училищах . Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон: · физической (в здоровом теле здоровых дух); · физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей); · моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока); · учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба). В Воспитательный дом в Петербурге принимались "безродные младенцы и дети". Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так: · до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек, · с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе, · с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д., · с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе и т.д.; · в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали. Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям: 1. Люди способные к наукам и искусствам 2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию 3. Люди способные лишь к самой простой работе. Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока.   в городах открылись: · малые народные училища · главные народные училища. Это были бесплатные, смешанные школы для девочек и мальчиков вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений. Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет.   Так завершалось XVIII столетие. Это была эпоха государственной педагогики, школа отделяется от церкви. Цель воспитания: воспитать светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. В эту эпоху складывается государственная система образования: · приходские школы (1 год) · уездные школы (2 года) · гимназии (4 года) · Университеты. В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России: 1. первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы. 2. 1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. 3. 1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования. 4. 1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

Билет 15

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа.

в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения .была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет.

Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа.
Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались.
В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики

В городах малые училища преобразовывались в уездные.
Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности».

. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека».

В него входили латинский, немецкий и французский языки, география и история, статистика общая и Российского государства, начальный курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных (словесность, теория поэзии, эстетика), математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование.

.
Гимназии были поставлены в лучшие материальные условия по сравнению с уездными и тем более приходскими училищами, обслуживающими народные массы. Государство полностью брало на себя содержание гимназий.

. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки.
Но главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения.

.

Развитие школы в первой четверти XIX века.

школьное дело в стране неуклонно развивалось.

Правительство не отпускало средств для создания в столицах необходимой населению сети школ. А что касается сельских местностей, то там почти не было школ

После Отечественной войны 1812 года, когда свободолюбивые настроения стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространялась запрещенная литература: стихотворения Пушкина, Грибоедова

В отдельных школах передовые учителя рассказывали учащимся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности.

.
В царских указах было в это время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах, в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.


Мероприятия нового министерства были прежде всего направлены на усиление религиозного воспитания.

запрещено преподавание естествознания.
Из гимназического курса исключались учебные предметы, которые могли способствовать развитию у учащихся «вольнолюбивых» настроений,

. Одним из программных требований декабристского движения было распространение грамотности среди народа.

Тайные декабристские организации, как и отдельные декабристы, занимались распространением грамотности среди солдат, оказывали большое влияние на школы военно-сиротских отделений для солдатских детей, открывали в своих имениях школы для детей крепостных крестьян, а в городах — для детей городской бедноты.

Дворянские революционеры решительно поддерживали передовые методы обучения детей, выступали против механического запоминания учащимися изучаемого материала, против зубрежки и муштры. Они требовали такой организации и методов обучения, которые давали бы возможность учащимся ознакомиться с самими фактами и явлениями, обеспечивали их самостоятельную умственную деятельность.

Политика царского правительства в области народного образования после разгрома восстания декабристов.Правительство Николая I считало одной из причин восстания декабристов распространение просвещения и обвиняло в этом науку и школу, профессоров и учителей.
В 1826 году был создан особый Комитет по устройству учебных заведений, который должен был срочно ввести единообразие в работу учебных заведений и сделать систему школьного образования более способной внедрять в сознание народа самодержавно-крепостническую идеологию

Он указывал, что главной задачей школы должна стать подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей.

Каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания определенного сословия.

был отменен доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу

Чтобы отвлечь детей непривилегированных городских сословий от поступления в гимназии, при уездных училищах разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию

Было разрешено применение в школах физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполнявших роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.
. Православие, самодержавие и народность как идеологическая основа политики в области просвещения


Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования.

Развитие школы во второй четверти XIX века.
ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами.

выработку у учащихся хорошего почерка и овладение ими устным счетом

Содержание и методы школьного воспитания.Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.


Нравственное воспитание Белинский считал важнейшей стороной формирования человека — общественного деятеля.Белинский указывал, что главную роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Поэтому нужно воздействовать прежде всего на чувства детей, а не на их сознание. «Чувство предшествует
Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры. Детей нужно не принуждать, а приохотить к положительному.

Воспитание в семье. Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.
Родители должны любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому основой любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к истине и к человечеству.
Педагогические взгляды А. И. Герцена.
Ярый враг крепостничества и самодержавия Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.

Обличение царской школьной политики и системы воспитания. Герцен решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

О формировании материалистического мировоззрения.Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления
. Он осуждал догматизм и формализм в работе школ, где «мысли, суждения... прививаются, как оспа», где детям вбивают «готовые истины».
Нравственное воспитание.Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми.

Школьные реформы XIX века

Билет 16

16)развитие педагогической мысли в России и реформы образования во второй половине 19 века

1)Женское образование

По существу, открытая всесословная средняя женская школа, созданная в конце 1850—1860-х гг., стала первым в России детищем общественных образовательных усилий.

Новая концепция женского образования, выдвинутая передовой русской педагогической мыслью, в первую очередь К. Д. Ушинским и Н. А. Вышнеградским.

. Такими принципами стали:

• всесословностъ и открытость женских учебных заведений;

• гуманистический характер женского образования и его равенство с образованием мужским;

• единство воспитательного влияния семьи и школы;

• общественно-государственный характер женского образования и участие общественных сил в его развитии.

, разрушилась прежняя монополия правительства на образование, что было одним из ведущих лозунгов общественно-педагогического движения «шестидесятых годов» XIX столетия.

Пример:мариинская гимназия :Гимназия была создана как казённое Оренбургское училище I разряда на основании Положения о женских училищах.

Училище открылось как учебное заведение с шестилетним курсом обучения. Первый набор составил 25 девочек, на следующий год их училось уже 70. В дальнейшем их число возросло до 245. В первый класс гимназии набирались девочки в возрасте 9-12 лет, во втором классе обучались девочки в возрасте 10-13 лет, в третьем 11-14 лет, в четвёртом 12-15 лет

, от кандидаток требовалось знать основные молитвы, уметь бегло читать по-русски, выполнять арифметические операции в пределах тысячи.

Число учениц для Уфы было сравнительно невелико, поскольку цена обучения была довольно значительной: 46 рублей в год для обязательных предметов обучения. Дополнительные предметы оплачивались отдельно: латинский язык (с 5-го класса) — 10 рублей, французский — 5 рублей, танцы — 5 рублей, рисование — 3 рубля.

В 1865 г. училище получило статус гимназии с классическим семилетним обучением. Восьмой класс был педагогическим, и девушки, окончив его, получали право работать домашними учительницами.

2)реформы Александра 2 :

В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук.

.В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Наши рекомендации