Коррекция эмоционально-волевых нарушений: цель и задачи.

Цель эмоционального развития: изменение соотношения интеллектуальных и аффективных побуждений, развитие способности сопереживания.

Задачи коррекции эмоционально-волевой сферы:

Привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим, к эмоциональному состоянию.

Формирование позитивной самоидентичности.

Знакомство со способами проявления эмоций, чувств, в тех формах, которые приняты в обществе, обучение им.

Формирование умения различать экспрессию эмоций.

Развитие понимания эмоций и эмоционального смысла происходящего.

Формирование умения воспроизводить эмоции, проявлять эмпатию.

Развивать формы эмоционального поведения.

Обучать пониманию причин переживания и возможных последствий эмоциональных состояний, описанию эмоциональных проявлений.

Расширять запас слов, употребляемых для характеристики чувств.

Снижение уровня агрессии.

Уменьшение тревожности, работа со страхами.

Овладение приемами саморегуляции.

Формирование ценностных установок.

Формирование навыков, необходимых для самореализации.

Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются:

Смягчение эмоционального дискомфорта у детей,

Повышение их активности и самостоятельности,

Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных такими эмоциональными нарушениями как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Средства и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы:

Игры – манипулятивные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские.

Разыгрывание и анализ ситуаций, драматизация.

Психодрама, сопровождаемая совместным чтением, совместным рисованием.

Рассматривание фото, портретов с уточнением выражения лица, глаз, губ, рта и т.д.

Имитация голоса, мимики, пантомимики.

Беседа о чувствах.

Арттерапия – библиотерапия, музыкотерапия, литературная терапия, терапия живописью, театротерапия, клоунотерапия, драма.

Ландшафтотерапия.

Терапия животными.

Холдинг-терапия.

67. Направления и содержание воспитательной работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Основные виды воспитания в специальном образовании.

Нравственное воспитание. В задачи нравственного воспитания входит формирование сознания, самосознания, правильной моральной оценки поведения, привычек поведения. Это достигается за счет соблюдения порядка и дисциплины, освоения правил культуры общения и поведения, опыта общения с окружающим миром – социальным и природой.

Патриотическое воспитание.

Правовое воспитание. предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их соблюдение. В специальных школах организовано изучение Закона «О правах ребенка».

Трудовое воспитание.

Физическое воспитание.

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Экологическое воспитание.

Эстетическое воспитание.

Экономическое воспитание.

65.Коррекция нарушений развития личности: направления и содержание.

Условия (факторы) коррекции развития личности. Объективные: наследственность, здоровье, культура семьи и общества. Субъективные мировоззрение, ценности, отношения с социумом, воспитательное воздействие. Общие пути коррекции. Общие методы воспитания личности: методы формирования сознания (объяснение, убеждения, внушение, просьба, этическая беседа, пример), формирования поведения (упражнения, приучение, требование, поручение, воспитывающие ситуации), стимулирования (поощрения, наказания, соревнования). Специальные методы: субъективно-прагматический (нарушать дисциплину и нарушать порядок становится невыгодным – контракты, тесты воспитанности, штрафы), естественных последствий (действие имеет последствия, лишить обеда прогулки), метод возмещения (материальное возмещение, трудом), трудовой метод, метод «взрыва». Критерии воспитанности: коллективизм, гуманизм, трудолюбие, честность. Самостоятельность, любознательность, эмоциональность, отношение к учению.

Содержание коррекции развития личности включает следующие направления.

Воспитание адекватного отношения к себе и окружающим. Формирование физического (занятия перед зеркалом, в паре, с игрушками) и психического образа Я (какой ты, самооценивание, какой человек твой друг). Формирование уровня притязаний. Формирование представлений о нравственности поступков. Социальный опыт: чувствовать себя в безопасности среди своего окружения, различать социальное окружение и учиться классифицировать его, воспринимать взрослых в качестве партнеров, принимать социального партнера как посредника в своем окружающем мире, испытывать возможность совместной работы с взрослыми, испытывать возможности совместной работы с детьми.

Воспитание специальных умений и навыков коммуникативной деятельности. Предполагает включение ребенка в отношения прежде всего со взрослым.

Подготовка к выполнению социальных ролей (профессиональных, семейных, бытовых).

Участие в общественной жизни предполагает наличие внешних и внутренних условий. В качестве внешнего условия выступает безбарьерная среда – комплекс условий, направленных на обеспечение доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Различают полную независимость – все действия выполняются без приспособлений за оптимальное время, частичная независимость, когда требуется 1 или 2 дополнительных действия, частичная зависимость – на 50 % выполняет. Независимость предполагает независимость в самообслуживании, в экономической сфере, в организации свободного времени.

68.Факторы, определяющие содержание коррекционной работы.

Выделяют ряд факторов, определяющих содержание коррекционной работы. К ним относят следующие:

1.Учет структуры нарушений психофизического развития при определении направлений коррекционной работы.

2. Учет возрастной динамики психофизиологических особенностей детей в учебном процессе.

3. Учет индивидуального латерального профиля в обучении.

69.Основные направления коррекционной работы при различных вариантах нарушения развития.

Основные направления коррекционной работы при различных нарушениях.

Коррекционная работа при различных нарушениях осуществляется в следующих направлениях:

- формирование эмоционально-волевой сферы

- развитие коммуникативных навыков;

- физическое развитие;

- формирование элементарных познавательных интересов, познавательной активности,

- накопление знаний и умений;

- социальная адаптация, усвоение социальных ролей.

Наши рекомендации