Методы изучения ребенка с особенностями психофизического развития в педагогике. Принципы и направления комплексного изучения поведения ребенка.

В педагогике чаще всего выделяют следующие методы, позволяющие изучить ребенка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях.

Контент-анализ.

Беседа с родителями и ребенком.

Изучение положения ребенка в группе сверстников. Психодиагностические методы.

Принципы и направления комплексного изучения поведения ребенка.

Принципы изучения поведения ребенка: комплексность, системность, динамичность, выявление потенциальных возможностей.

Направления комплексного изучения поведения ребенка обозначены в карте психолого-педагогического обследования учащихся. Карта психолого-педагогического обследования учащихся предназначена для отражения результатов обследования всех учащихся конкретной группы или класса.

Цель: выявление причин затруднений в обучении.

Задачи: выявить проявления трудностей в обучении; состояние сформированности учебной деятельности, нарушенные школьно-значимые трудности и первопричины их нарушений.

Структурно-содержательная характеристика карты:

Первый блок. Карта фиксации трудностей учащихся в овладении школьными навыками (трудности в овладении письмом, чтением, математикой).

Второй блок. Карты обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций (учебная деятельность, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, слуховое восприятие, языковой анализ и синтез, кинестетическое восприятие, тонкая моторика, интегративные функции, память, мыслительная деятельность, устная речь).

Третий блок. Общая характеристика учащихся.

Средствами достижения цели обследования выступают специальные задания диагностического характера, анализ тетрадей, письменных работ, других продуктов деятельности, наблюдение за деятельностью на уроках

58. Коррекция сенсорных нарушений: направления и содержание.

Около 60 % нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития. Дети с нарушениями развития, и в частности, с сенсорными расстройствами (которые бывают элементарными – нарушения светоощущения, цветоощущения; сложными – форма предмета, пространственное отношение) испытывают затруднения при самостоятельном использовании сохранных анализаторов.

Коррекция – это система медико-психолого-педагогических мероприятий, направлена на исправление или ослабление физических и психических нарушений.

На основе эталонов формируются различные сенсорные представления по этапам:

1. Привлечение внимания к признаку (цвет, форма, звук)

2. Соотнесение признака с сенсорным эталоном

3. Соединение представления и слова

4. Умение выделить нужный признак по представлению в окружающей обстановке (в различных положениях, по сигнальным меткам)

5.Включение представлений в деятельность (рисование, конструирование).

Коррекция зрительной сферы.

Задания и упражнения, применяемые для коррекции зрительной сферы:

1. Разложи от самого тёмного до светлого, от малого до большого.

2. Подбери по свойству (цвету, форме, величине).

3. Найди такой же по свойству.

4. Узнай предметы по его части или контуру.

5. Изобразить что-то, что обладает конкретными свойствами.

Учебный материал: цветная бумага, пластик, ткани, плоскостные и объемные геометрические фигуры, мозаика, разрезные картинки, картинки с ошибками, сборно-разборные игрушки.

Коррекции слуха.

Выделяют 4 этапа коррекции слуха:

1. Подготовительный

2. Дофонемный

3. Фонемный

4. Интегративный

На подготовительном этапе необходимо подготовить слух к восприятию вербальных и невербальных звуков, обеспечить активацию слухового внимания.

На дофонемном этапе основная цель – формирование акустических образов неречевых звуков. Упражнения направлены на развитие слухового внимания, дифференциации слуховых ощущений – обнаружение одинаковых и различных сигналов, развитие слуховой памяти и слухового контроля.

На фонемном этапе происходит усвоение фонематической и фонетической системы языка.

Интеграционный этап предполагает введение слов в лексико-грамматические конструкты.

Коррекция осязания.

К осязанию относят тактильные, температурные, болевые ощущения. Основные задачи коррекции осязания:

1. Различение структуры и качества поверхностей на уровне пассивного словаря.

2. Усвоение основных характеристик (гладкий-шероховатый, пушистый-колючий) с использованием в речи.

Учебный материал: образцы различных поверхностей, различные виды бумаги, ткани, древесины, металла, пластика, рельефные изображения, тактильные мешочки, весовые наборы.

Коррекция обоняния и вкуса.

Предлагается различить продукты питания по вкусу и запаху, по приятности, температуре, зрелости/готовности, ориентироваться в пространстве по запаху, делать предположения о событиях.

Наши рекомендации