Философские и социальные основы современной коррекционной педагогики. Типы отношения общества к людям с особенностями психофизического развития.
Проблемы существования людей с ОПФР всегда привлекали внимание философов. Философия является мировоззренческим фундаментом, так как выстраивает общую систему представлений о человеке, его жизни и деятельности в обществе и как части природы. Философия выступает и как методологическая основа, предлагая универсальные способы познания. Онтологический аспект философии определяет место специального образования в жизни общества и человека. Гносеологический аспект показывает связь обучения и познания. Аксиологический аспект позволяет определить приоритеты специального образования. Философско-антропологический аспект позволяет обобщить знания о человеке с особенностями в развитии. Исторический аспект позволяет проследить развитие взглядов на людей с ОПФР и их место в обществе.
Методологическая основа наталкивает на междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать знания из разных областей наук.
В конце 19 в. - начале 20 в. под влиянием философии ценности (Штерн, Мессер, Риккерт) сформировалась концепция реабилитации человека с ограниченными возможностями. В основе этой концепции лежала идея о социальной полезности человека: школа должна была воспитывать активного и социально полезного человека, в том числе и ребенка с ОПФР, чтобы он был полезен и мог обеспечить свое существование. Главным средство выступала коррекция и компенсация дефекта и производительный труд. В 20-е годы 20 столетия в США и странах Западной Европы эта идея была изменена под влиянием расовых взглядов - появились высказывания о бесполезности или даже вредности людей с ОПФР. В Советском Союзе приоритет интересов общества над интересами личности привел к тому , что этих людей считали малоценными, к ним относились покровительственно, но изолировали от общества, ограничивали права, препятствовали получению престижных профессий, высокооплачиваемой работы. Это приводило к маргинализации – к сужению возможностей участвовать в социальной жизни и выработку иждивенческих установок. Попрание человеческого достоинства в период Второй мировой войны привело к ориентации на гуманистические идеи. Это породило возникновение концепции независимого образа жизни, возникновение приоритетов интересов личности над интересами общества. В связи с этим соблюдение прав и свобод гарантируются каждому независимо от пользы, которую он приносит. Право на независимость должно быть подкреплено и экономическими.
Экономические и правовые основы специального образования.
Первоначально экономической базой были монастыри. С эпохи Петра благотворительность распространяется на светскую жизнь. При Павле I было создано Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (Мариинское ведомство). После Октябрьской революции - помощь государственная.
Мировое сообщество признает ряд международных правовых документов, защищающие права людей с ограниченными возможностями. Разработан и принят ряд документов Организации Объединенных Наций:
Всеобщая декларация прав человека.
Декларация о правах инвалидов.
Декларация о правах умственно отсталых лиц.
Конвенция о правах ребенка.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В содержании основных международных документах содержаться следующие данные:
Лица, имеющие нарушения имеют те же права, что и все люди.
Лица с особенностями имеют особые права.
Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется. Многие документы оговаривают особые права инвалидов на труд, на медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы. Юридическая компетентность тех, чья профессия связана с людьми с ОПФР обеспечивает защиту прав данной категории населения.
Клинические основы специальной педагогики.
Лица с отклонениями в развитии нуждаются в медицинской помощи. Любая медицинская помощь начинается с изучения патологического состояния. На основе медицинского обследования назначается лечение – медикаментозное, физическое и хирургическое, если нет результатов то лечение назначают симптоматическое, когда лечиться не болезнь, а ослабляются ее признаки. Основные медицинские науки, которые позволяют лучше понять сущность дефекта, – анатомия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия, сурдология, офтальмология, ортопедия, отоларингология и др. Знание причин, времени и сущности нарушений позволяет педагогу правильно строить педагогическую работу с ребенком.
Медицинская абилитация в раннем возрасте представляет собой систему лечебно-профилактических мероприятий, направленных на развитие рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка такими средствами медицины как медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство. Лечебное сопровождение ребенка должно быть комплексным. При утрате уже сформировавших функций проводят медицинскую реабилитацию для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций.
Психологические основы специальной педагогики.
Для специальной педагогики наиболее значима специальная психология, которая занимается выявлением общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка, изучает особенности развития отдельных видов познавательной деятельности при различных типах нарушений, закономерности развития личности людей с ОПФР.
Особое значение имеет проблема компенсации нарушенных функций. Компенсация - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют 2 типа компенсации. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (при потере зрения используют остаточное зрение, позволяющее ориентироваться по светотени). Межсистемная компенсация осуществляется через перестройку систем за счет включения в работу новых элементов из других структур и выполнения ранее несвойственных функций.
Лингвистические основы специальной педагогики.
Любые нарушения в развитии ребенка сказываются на успешности его взаимодействия с окружающим миром, на формировании у него языка и речи. При этом язык является необходимым условием мышления и общения. Речевое общение является и средством социализации ребенка.