Второй период: от призрения к обучению.
Второй период – от осознания необходимости помощи к осознанию возможности обучения, от приютов к специальным учебным заведениям. Продолжительность периода – около 6 столетий. В западноевропейском государстве с 12 в. по 18 в. от богоугодных и лечебных заведений стали переходить к светским учреждениям – приютам и домам призрения, частным и государственным. Их основной задачей было обеспечить выживание больных детей.
В 14-16 в.в. в эпоху Возрождения (Ренесанса) под влиянием идей гуманизма и антропоцентризма менялось представление о человеке, о смысле его жизни, и в частности об инвалидах. Повышался общий культурный уровень населения, укреплялась государственная структура, развивалось законодательство. Увеличилось количество лиц, стремящихся к благотворительности. В монастырях был накоплен положительный опыт обучения детей с сенсорными нарушениями. В этот период лица с отклонениями в развитии юридически приобретают статус дееспособных и в индивидуальном порядке по инициативе родителей их начинают обучать в частном порядке. Переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями позволило создать первые специальные школы для глухих в 1770 г. и для слепых в 1784 г.. Великая Французская революция способствовала разработке и принятию Декларации прав человека и граждан, чем заставила по иному посмотреть на статус инвалидов, умалишенных, слабоумных: за всеми ими признавались равные права
В России 2 период начался на 5 столетий позже и занял 1 столетие, завершившись также как на западе. В отечественной истории этот период начинается с петровских указов, запретивших умервщлять «зазорных» детей. Первое специальное учебно-воспитательной учреждение в России было предназначено для глухих (12 человек) и было открыто 14 октября 1806 года в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны. В России открытие специальных школ не было подготовлено опытом индивидуального обучения, а являлось желанием императора перенять либеральные нововведения Запада. Не было осознания целесообразности обучения детей в специальных школах. Это, в дальнейшем, обусловило различие развитии специального образования в Европе и России.
9. Третий период: становление системы специального образования.
Третий период: от осознания возможности обучения к признанию права детей с особенностями в развитии на образование (период становления системы специального образования). В Европе: с конца 18 до начала 20 в.в.. Начало периода – организация и распространения обучения в специальных учреждениях слепых, глухих, умственно отсталых; окончание – принятие закона об обязательном начальном образовании. В этот период кардинально изменилось отношение к аномальным детям: отношение к детям стало более гуманным, по-иному посмотрели на гражданские права лиц с выраженным отклонением в развитии. Впервые законодательно изменился статус инвалида.
Принимаются нормативные акты о введении обязательного специального образования.
1817 г. Дания – Акт об обязательном обучении глухих.
1881 г. Норвегия – Закон об обязательном обучении глухих.
Создается нормативно-правовая база функционирования системы специального образования (государственные базовые учебные планы, региональные учебные планы, принципы комплектования). Определяются принципы, источники финансирования. Параллельно функционируют негосударственные учреждения, контролируемые со стороны государства. Охватываются обучением все дети.
В России в начале периода существовали 3 основных направления помощи детям с особенностями:
1 – христианско-благотворительное (приюты, богодельни, дома призрения);
2- лечебно-педагогическое (отделения в больницах, школы-санатории);
3- педагогическое (школы, детские сады, колонии).
Массовое открытие школ для глухих, а затем и слепых происходит во 2-ой половине 19 в. после 1) отмены крепостного права в 1861 г.; 2) изменения устава начальной школы, по которому можно открывать школы по решению местной власти; 3) реформирования городского управления – можно открывать лечебные и образовательные учреждения; 4) развития благотворительности.
Обучение детей с особенностями предполагает открытие вспомогательных школ для умственно отсталых и специальные учреждений для телеснодефективных детей – глухих, слепых, калек. Создаваемые учреждения были изолированы от общества, семьи, сверстников; основной тип – школы-интернаты круглогодичного содержания. Реально охватить всех нуждающихся не было возможности.
10. Четвертый период: дифференциация системы специального образования.
Четвертый период – от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями до понимания необходимости специального образования для всех категорий. Появляется дифференцированная система специального образования. Начало периода - 20 столетие (1920-1930 годы), окончание – 1970-е годы.
Пережив геноцид ВОВ стали более спокойно смотреть на различия людей. Главными ценностями стали жизнь, свобода, достоинство, права человека. В 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, согласно которой все люди равны в своих достоинствах и правах (1), каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (статья 3), все люди имеют право на равную защиту от какой либо дискриминации (7).
Расширили возрастные рамки психолого-педагогической помощи: дошкольники и взрослые. Активизировалась работа социальных служб и консультирование родителей. Началась дифференциация видов и типов специальных учреждений. Открываются классы для глубоко умственно отсталых отмечаются единичные случаи закрытия специальных школ и перевода учащихся в общеобразовательные. Завершением 4 периода можно считать принятие ООН Деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).
К началу 80-х появляются школы для детей с ЗПР. В конце 80-х экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей. К 1990 г. охвачены специальным обучением почти 600 тысяч детей. Увлечение обучением привело к недоработке вопросов социально-экономического развития детей с ОПФР. Сеть учреждений была неравномерной, система была полностью закрыта для СМИ.