Проблемное обучение: постановка и решение учебной деятельности.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении.
Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в
идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет
логически завершенным.
Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и
«неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и
неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как
«данное» и «требования».
Учебная проблема – форма проявления логико-психологического
противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного
поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности
неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа
действия.
Основные функции учебной проблемы:
1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика
по нахождению способа решения проблемы.
2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности
ученика по усвоению новых знаний.
Знание учителем основных требований к учебной программе является одним
из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации
самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит
перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу.
Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом
основных логических и дидактических правил:
1) отделение известного от неизвестного,
2) локализация неизвестного,
3) определение возможных условий для успешного решения,
4) наличие в формулировке проблемы неопределенности.
Процесс решения учебной проблемы.
Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой
формулировки.
Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у
решающего определенного опыта в отношении данного класса проблемных задач.
Первый вид решения. у решающего нет никакого прежнего опыта. субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб не приведет к решению проблемы.
Второй вид решения. У человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной изимеющихся схем.
Третий вид решения проблем заключается в том, что у человека имеется
некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку
решить данную проблему. Решение состоит в том, что создаются на
основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не
имевшаяся ранее схема действий.
Существенной чертой процесса решения проблем является сбор информации
о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию.
Логика решения учебной проблемы:
а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя
выбор вариантов решения),
б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате
«мысленного забегания вперед»);
в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы
следствий, которые проверяются);
г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и
полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);
д) повторение и анализ процесса решения.
Решение задачи есть результат преодоления противоречий
учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в
частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором
отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.
Решение учащимися проблемы, имеет преимущество перед простым заучиванием готовой информации. При решении проблемы учащийся активно мыслит. А это
приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных
самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в
любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.
Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Действие этого механизма и основа всего проблемного обучения основаны на психологической теории мышления, выдвинутой в советской психологической школе еще С.Л.Рубинштейном. В его теории мышление представляет собой продуктивный процесс, связующий воедино объекты познаваемой действительности. Согласно его концепции именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Мыслительная активность является характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. Высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения.