Проблемное обучение: постановка и решение учебной деятельности.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении.

Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в

идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет

логически завершенным.

Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и

«неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и

неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как

«данное» и «требования».

Учебная проблема – форма проявления логико-психологического

противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного

поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности

неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа

действия.

Основные функции учебной проблемы:

1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика

по нахождению способа решения проблемы.

2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности

ученика по усвоению новых знаний.

Знание учителем основных требований к учебной программе является одним

из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации

самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит

перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу.

Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом

основных логических и дидактических правил:

1) отделение известного от неизвестного,

2) локализация неизвестного,

3) определение возможных условий для успешного решения,

4) наличие в формулировке проблемы неопределенности.

Процесс решения учебной проблемы.

Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой

формулировки.

Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у

решающего определенного опыта в отношении данного класса проблемных задач.

Первый вид решения. у решающего нет никакого прежнего опыта. субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб не приведет к решению проблемы.

Второй вид решения. У человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной изимеющихся схем.

Третий вид решения проблем заключается в том, что у человека имеется

некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку

решить данную проблему. Решение состоит в том, что создаются на

основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не

имевшаяся ранее схема действий.

Существенной чертой процесса решения проблем является сбор информации

о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию.

Логика решения учебной проблемы:

а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя

выбор вариантов решения),

б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате

«мысленного забегания вперед»);

в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы

следствий, которые проверяются);

г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и

полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);

д) повторение и анализ процесса решения.

Решение задачи есть результат преодоления противоречий

учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в

частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором

отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.

Решение учащимися проблемы, имеет преимущество перед простым заучиванием готовой информации. При решении проблемы учащийся активно мыслит. А это

приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных

самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в

любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Действие этого механизма и основа всего проблемного обучения основаны на психологической теории мышления, выдвинутой в советской психологической школе еще С.Л.Рубинштейном. В его теории мышление представляет собой продуктивный процесс, связующий воедино объекты познаваемой действительности. Согласно его концепции именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Мыслительная активность является характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. Высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения.

Наши рекомендации